Литература
1. Васюкова, Н.Е., Родина, Н.М. Комплексно – тематическое планирование образовательного процесса с детьми 4 – 5 лет. – М., 2012.
2. Голицына, Н.С. Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. - М., 2006.
3. Кандала, Т.И., Осина И.А. и др. Перспективное планирование воспитательно – образовательного процесса по программе «От рождения до школы». – Волгоград, 2013.
4. Старовойтова, Ж.И., Костромина, Е.А. и др. Комплексное планирование для групп детей разноуровневого развития по программам М.А. Васильевой,В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой; Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой; Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. – Волгоград, 2010.
Общие принципы планирования
Планирование образовательного процесса необходимо осуществлять на основе следующих принципов согласно ФГОС ДО
· принципа научной обоснованности и практической применимости;
· принципа единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
· комплексно – тематического принципа построения образовательного процесса;
· построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);
· принципа решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
· содействие и сотрудничество детей и взрослых на основе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей, педагогических и иных работников Организации) и детей;
· принципа реализации Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, как ведущего вида деятельности, а также познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
· принципа интеграции направлений развития (образовательных областей) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
· Принципа учета этнокультурной ситуации развития детей.
Циклограмма – фиксация различных видов деятельности с определённой цикличностью.
Это распределение всех видов деятельности в соответствии со всеми образовательными областями в течение недели в первую и во вторую половину дня:
В календарном плане, опираясь на циклограмму, необходимо конкретизировать каждый вид деятельности.
В первую половину дня планируются 3-5 РВД: дидактические, подвижные, пальчиковые игры, игры со строительным материалом, трудовые поручения, работа с дежурными, индивидуальная работа с детьми по разным разделам программы, динамические паузы.
Также в 1-ю половину дня в плане предусматриваются разные виды образовательной деятельности - занятий в соответствии с установленной сеткой.
Далее указывается содержание дневной прогулки.
Во 2-ю половину дня планируются 3-4 вида деятельности. Это могут быть: сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные игры, игры со строительным материалом, конструкторами, чтение художественной литературы, беседы с детьми, индивидуальная работа по разным разделам программы, трудовая деятельность, различные виды развлечений.
Планирование 2-ой половины дня завершается вечерней прогулкой.
Циклограмма деятельности педагога в группах раннего возраста
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | |||
- Комплекс утренней, дыхательной, корригирующей/ бодрящей (после сна) гимнастики, планируется и проводится каждый день, - артикуляционная, дыхательная гимнастика, пальчиковые игры, чтение художественной литературы проводится каждый день | |||||||
1-ая половина дня | Д/игры (расширение кругозора – предметное и социальное окружение) Наблюдение за трудом взрослых при проведении режимных моментов Подвижные игры | Чтение художественной литературы Д/ игры (предметы и их свойства) Пальчиковые игры | Д/игры (развитие понимания речи) КГН и навыки самообслуживания Приобщение к элементарным общепринятым нормам | Д/игра (математические представления) Повторение, чтение УНТ (пестушек, потешек, песенок) Игры со строительным материалом (настольный строитель) | Д/игра (ознакомление с природой) Словесные игры (развитие активной речи) Игры по желанию детей | ||
2-ая половина дня | Игры со строительным материалом (крупный строитель) Развивающие игры, игры с дидактическим материалом (сенсорное развитие) Игры, упражнения на развитие движений | Продуктивные виды деятельности Работа в книжном уголке Хороводные игры, плясовые движения | Сюжетно – ролевая игра (игровые действия) Рассматривание картин, иллюстраций в книгах ОБЖ (настольно – печатные игры, дидактические игры, короткие беседы) | Развлечение, забавы КГН и навыки самообслуживания Короткие беседы, дидактические игры на формирование патриотических чувств, гендерной, семейной принадлежности | Развитие трудовой деятельности (трудовые действия) Короткие беседы, дидактические игры на формирование представлений о ЗОЖ Прослушивание магнитофонных записей (песенки, сказки) | ||