Выделим существенные признаки НРД.




1. Во-первых, исследователи выделяют особый социальный состав - первое поколение верующих. Молодые люди в возрасте от 17 до 27 лет, которым «нечего терять» и все еще интересно, в отличие от среднего обывателя.

2. Наличие харизматика [8] свойственно самому раннему этапу НРД. В принципе, это некоторый тест развития, по которому можно судить о дальнейших тенденциях в движении. Если группа продолжает развиваться на принципах, установленных лидером при отсутствии затем яркого примера, то это говорит о том, что группа перешла в разряд «народных» религий, или, по выражению М. Вебера, «произошла институализация харизмы». Возможен также вариант «распределения» харизмы между последователями.

3. Большинство НРД объединяют своих адептов вокруг идеи спасения не только и столько собственного, сколько коллективного. Для этого последователи активно занимаются проповедью и распространением учения. Спасение, о котором говорят в НРД, достигается более интенсивным погружением в религиозный опыт. Степень вовлеченности в жизнь общины также намного выше, нежели в «старых» религиях, где, зачастую, человек соприкасается с религией несколько раз в год, а вся религиозная практика сводится к обрядам при рождении, венчании и кончине.

Перечисленные признаки являются характерными практически для всех религий трансценденции, находящихся на начальном этапе развития. Синдром «НРД» – это эволюционное состояние любой такой религии. В этом смысле новые религии есть ответ на формализацию духовных отношений в «старых» религиях. Мотивы участников НРД варьируются в зависимости от характера религиозной группы. Общим мотивом для всех участников НРД могут быть идеалы общения и саморазвития. Те индивиды, которые присоединяются к мироотрицающим и миротерпимым организациям в основном ориентируются на спасение, очищение, правильный образ действий, религиозный поиск. В редких случаях возможны присоединения от безысходности жизненной ситуации. Улучшение здоровья и долголетие может быть одной из целью в группах по нетрадиционному оздоровлению с элементами культа (ивановцы, нововековцы). Если религиозная организация носит мироутверждающий характер (религии процветания, сайентология), то мотивы присоединения – успехи в карьере, достижение материального благосостояния. Во всех новых религиях процветания толкуют о посюстороннем счастье: «измените действие своей кармы», «активно воздействуйте на свою судьбу», «вся жизнь человека есть непрерывный поток самовыражения», «все существует для того, чтобы на Земле был мир», «все может улучшаться и развиваться», «живите в абсолютной свободе».

По уровню закрытости можно выделить эзотерические, оккультные и клановые группы. Эзотерическая группа – последователи вероучения (часто эклектического), исповедующие путь сверхъестественного просветления, приобщения к тайнам мира (Общество Рерихов, ивановцы, нововековцы, теософия). Оккультная группа субъекты, детерминированные гностическими установками на преобразование окружающего мира и человека через сверхъестественные практики (шаманизм, магию). Клановая группа – наиболее закрытая организация, в которой индивидуализм и оторванность от толпы есть принцип жизни. Это группы с тайным членством и закрытой вербовкой. Цели организации, ее управление не известны тем, что внизу.

0 иных учений и культов. Большая доля НРД – это неохристианские движения, в основном протестантского толка. Под протестантизмом (от protestas лат. – возрождающий) понимают, во-первых, историческое движении за обновление учения и практики католицизма, инициированное М.Лютером (1483), а во-вторых, христианские учения, имеющие такие признаки, как: свободное толкование священного текста; либерализация церковной иерархии; упразднение ряда таинств (миропомазания, исповеди и рукоположения). Со второй половины XIX — начала XX в. в стране распространились такие ветви протестантизма, как евангельские христиане, баптисты, пятидесятники, адвентисты. В наши дни появились пресветериане, Армия спасения, Новоапостольская церковь, Церковь Христа, мормоны, методисты. Число протестантских организаций исчисляется сотнями и постоянно увеличивается в силу того, что протестантизм предполагает свободу в интерпретации Слова Божьего. В г.Владимир неохристианство представлено такими религиозными организациями, как «Лоза», «Весслианская церковь», «Церковь у Голгофы», «Кэлвари Чэпел», адвентисты, баптисты и др. Наиболее быстро число последователей в мире растет в христианской церкви «Свидетели Иеговы». Рассмотрим очень кратко основные содержания их учения. В 1870 г. Чарльз Т. Рассел организовал в Питсбурге (Пенсильвания) группу по изучению Библии. Он хотел возродить учение первых христиан. Со временем группа переросла в деноминацию Свидетелей Иеговы. Название взято из книги пророка Исаи: “А мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал…” (Ис. 43.10).

Для СИ характерно ожидание скорого конца мира и установление рая на земле, где будут жить вечно те, кого Свидетели считают хорошими людьми. Последователи учения буквально истолковывают слова Иисуса о том, что ученики Его должны быть “не от мира сего”. Поэтому они не принимают участия в политической жизни и войнах, где бы и ради чего они не велись. За такую позицию СИ часто становились объектом преследования со стороны государств, где они проживали, т.к. их интересы воспринимались как враждебные.

По другим объединениям НРД материалы будут предстиавлены в Лекциях №№ 7-8.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: