Вспомогательный материал (глоссарий)




АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО (АО) – 1)объединение нескольких физических лиц, нескольких предприятий, формирующее свой капитал посредством выпуска и продажи акций; 2) организационно-правовая форма существования и функционирования предприятий, привлекающих акционерный капитал. АО закрытого типа (АОЗТ) рас­пространяет свои акции в форме закрытой подписки по решению учредителей. АО открытого типа (АООТ) реализует акции посредством открытой продажи.

АКЦИЯ (голл. асtie) – ценная бумага, свидетельствующая об участии владельца (держателя акции) в капитале выпустившего ее акционерного общества и дающая ему право на получение части прибыли этого общества.

АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ – денежное выражение амортизации основных фондов, включаемой в себестоимость выпускаемой продукции с целью инвести­рования. Нормы амортизационных отчислений устанавливаются в процентах от балансовой стоимости.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО – комплекс законов и правительственных актов, способствующих развитию конкуренции, направленных на ограниче­ние и запрещение монополий, препятствующих созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий.

АРЕНДА (от лат. arrendare – отдавать внаем) – предоставление во временное пользование имущества в соответствии с договором за определенную (арендную) плату. Сторона, предоставляющая имущество во временное пользование, является арендодателем, а сторона, получающая его, — арендатором.

БАНК (от итал. banko – скамья) – денежно-кредитный институт, осуществляющий разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающий финансовые услуги правительству, предприятиям, гражданам и друг другу. Банки выпускают, хранят, предоставляют в кредит, покупают и продают, обменивают деньги и цен­ные бумаги, контролируют движение денежных средств, обращение денег и ценных бумаг, оказывают услуги по платежам и расчетам.

БАНКРОТСТВО (от итал. banko – семья и rotto– сло­манный) – неспособность предприятия удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), а также обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или с неудовлетворительной структурой баланса должника.

БЕЗРАБОТИЦА – социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Безработица обусловлена превышением количе­ства людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места. Принято выделять фрикционную, структурную, сезонную, циклическую, региональную безработицу.

БИЗНЕС-ПЛАН – план, программа осуществления бизнес-операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, марке­тинге, организации операций и их эффективности.

БИРЖА (от лат. bursa – кошелек) – особая форма оптовой (в т.ч. международной) торговли массовыми товарами, имеющими устойчивые и четкие качественные па­раметры (товарная биржа), или систематических операций по купле-продаже ценных бумаг, золота, валюты (фондовая, валютная Б.),способствующая трудоустройству безработных и лиц, желающих сменить место работы — биржа труда. Биржа — это регулярно функционирующий, орга­низационно определенный оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продажи крупных партий товара.

БЛАГО – все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.

ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ – общая, суммарная прибыль предприятия, полученная за определенный период от всех видов производственной и непроизводственной деятельнос­ти предприятия, зафиксированная в его бухгалтерском балансе; часть добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с опла­той труда и налогов.

ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ВВП) – один из важнейших показателей, выражающий исчисленную в рыночных ценах совокупную стоимость конечного продук­та (продукции, товаров и услуг), созданного в течение года внутри страны с использованием факторов производства, принадлежащих как данной стране, так и другим странам.

ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ВНП) – один из широко распространенных обобщающих макроэконо­мических показателей, представляющий собой исчисленную в рыночных ценах стоимость произведенного страной в те­чение года конечного (готового) продукта. В ВНП вклю­чается стоимость продукта, созданного как в самой стране, так и за рубежом с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране.

ВАЛЮТА (от итал. valuta – стоимость) – 1) денежная единица данной страны; 2) тип денежной системы (золотая и т.п.); 3) денежные знаки иностранных государств; 4) наднациональные (международные) счетные единицы и платежные средства (СДР, ЭКЮ и т.д.).

ВКЛАД – денежные средства или ценные бумаги, вне­сенные на хранение в банк или в другое финансовое учреждение. По денежным вкладам банк выплачивает процент, а по другим — взимает плату за хранение.

ВЛАДЕНИЕ – одна из форм собственности на основ­ные средства: землю, строения, имущество, деньги, ценные бумаги, природные ресурсы. Представляет собой фактическое обладание вещью либо документально подтвержденное право обладать объектом собственности. Владение объектом дает право использовать его, передавать объект в распоряжение другим лицам, продавать, дарить, насле­довать.

ВОСПРОИЗВОДСТВО – воссоздание израсходованных факторов производства (природных ресурсов, рабочей силы, средств производства) посредством их последующе­го производства. Воспроизводство простое – вос­производство в неизменных размерах, воспроизводство расширенное – во все увеличивающихся размерах.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ – воздействие государства в лице государственных органов на экономи­ческие объекты и процессы и участвующих в них лиц. Осуществляется, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, отстаивать го­сударственные и общественные интересы.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – смета доходов и расходов государства на определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений каналов расходования средств. Составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ – сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенным государ­ственным займам (включая начисленные по ним проценты). В зависимости от рынка размещения, валюты займа и других характеристик государственный долг подразде­ляется на внутренний и внешний. Состоит из задолженности центрального правительства (основная часть долга), местных органов власти, государственных предприятий.

ДЕМПИНГ (от англ, dumping – сбрасывание) – продажа товаров на внешнем или внутреннем рынке по искус­ственно заниженным ценам, меньшим средних розничных цен, а иногда и более низким, чем себестоимость продукции (издержки производства и обращения). Демпинг проводится с целью проникновения на рынок, завоевания места на нем, вытеснения конкурентов.

ДЕНЕЖНАЯ МАССА – количество денег в обращении – в узком смысле количество денег, состоящее из наличности и депозитов; в более широком смысле к ним можно отнести и различные категории срочных и сберегательных депозитов, депозитных сертификатов.

ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК – совокупность однородных национальных кредитных и депозитных рынков, где центральный банк, коммерческие банки и финансовые институты совершают операции по краткосрочным ценным бумагам, часть рынка ссудных капиталов, на котором осу­ществляются краткосрочные депозитно-ссудные операции, обслуживающие главным образом движение оборотного капитала фирм, краткосрочных ресурсов банков, учреждений, государства и частных лиц.

ДЕНОМИНАЦИЯ (от лат. denominatio – переименова­ние) – укрупнение национальной денежной единицы посредством обмена по установленному соотношению старых денежных знаков на новые в целях упорядочения денежного обращения, облегчения учета и расчетов в стране. В таком же соотношении пересчитываются цены товаров и услуг, тарифы, заработная плата, пенсии, остатки денежных средств на банковских счетах, балансы предприятий и учреждений. Благодаря Д. реально значительно сократить число денежных купюр и монет, находящихся в обращении.

ДЕНЬГИ – одно из важнейших понятий любого рыночного хозяйства: любые общепринятые средства платежа, которые могут обмениваться на товары и услуги и использоваться для оплаты долгов. Деньги – всеобщий эквивалент, особый товар, форма выражения стоимости всех других товаров. Деньги выполняют функции средства обмена, платежей, измерения стоимости, накопления богатства, мировых денег.

ДИВИДЕНД (от лат. dividendus –подлежащий раздеру) – часть суммы чистой прибыли акционерного общества, распределяемая между акционерами в соответствии сколичеством акций.

ДИСКОНТИРОВАНИЕ ЗАТРАТ – приведение будущих затрат к нынешнему периоду: установление сегодняшнего эквивалента суммы, выплачиваемой в будущем. Совре­менная стоимость будущей суммы определяется с помощью дисконтирующего множителя, зависящего от нормы банковского процента и периода дисконтирования.

ДИСКРИМИНАЦИЯ (от лат. discriminatio – различе­ние) – ущемление или лишение прав одних экономических субъектов (государств, предприятий, граждан) в сравне­нии с другими без законных на то оснований.

ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ – часть стоимости, при­ращенная непосред-ственно на данном предприятии, в данной фирме. Определяется как разность между выручкой от продажи продукции, товаров, услуг, произведенных фирмой, и ее затратами на закупку материалов и полуфабрикатов.

ДОХОД – денежные и материальные ресурсы, поступающие юридическим и физическим лицам после завершения производственного цикла. В более широком плане — выручка и другие денежные средства, поступающие на предприятие.

ЗАКОН ОУКЕНА – закон, в соответствии с которым страна теряет от 2 до 3% фактического ВВП (ВНП) по отношению к потенциальному ВВП (ВНП), когда фактический уровень безработицы увеличивается на 1% по сравнению с ее естественным уровнем.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ – закон, в соответствии с которым с ростом цен на товар увеличивается объем предложения этого товара при прочих равных условиях.

ЗАКОН СПРОСА – закон, в соответствии с которым рост цен приводит к снижению величины спроса на това­ры при прочих равных условиях.

ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ОТДАЧИ – закон, в соответствии с которым сверх некоторых фиксированных значений факторов производства предельный продукт при изменении любого из переменных факторов, влияющих на объем производства сверх некоторого уровня использования фактора, будет уменьшаться по мере роста масштабов вовлечения этого фактора.

ЗАНЯТОСТЬ – участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми. Уровень занятости зависит от со­отношения между количеством трудоспособного населения и рабочих мест, а также соответствия рабочих мест возможностям работников использовать их, ограниченным профессией, специализацией, опытом работы, знанием и умением.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА – выраженная в денежной форме часть национального дохода, предназначенная для личного потребления. Заработная плата является одним из элементов расходов предприятия. Величина заработной платы устанавливается либо в виде должностного оклада, либо по тарифной сетке (ставке), либо в соответствии с контрактом, но не может быть ниже уровня установленной законом минимальной зарплаты. Верхний предел заработной платы в условиях экономики рыночного типа обычно не ограничивается.

ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА – затраты труда и капитала на производство продукции.

ИЗНОС ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ – постепенное снижение первоначальной стоимости основных средств.

ИНВЕСТИЦИИ (И) – совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений частного или государственного капитала в различные отрасли национальной (внутренние И.) или зарубежной (заграничные И.) экономики с целью получения прибыли или достижения социального эффекта.

ИНФЛЯЦИЯ (от лат. inflatio – вздутие) – обесценивание денег, вызванное превышением количества денег, находящихся в обращении, над их товарным покрытием. Инфляция проявляется в повышении цен на товары, росте неудовлетворенного спроса и др.

ИПОТЕКА – (от греч. hypotheke – заклад, залог) – залог предприятия, строения, здания, сооружения или иного объекта, непосредственно связанного с землей, вместе с соответствующим земельным участком или правом пользования им.

КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ – единовременные вложения на увеличение объема основных средств с целью расширения производства – совокупность экономических ресурсов, направляемых на воспроизводство основных средств.

КОНКУРЕНЦИЯ (от лат. concurrentia – столкновение) – состязание между экономическими субъектами: борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод.

КООПЕРАЦИЯ – 1) универсальная форма организации совместного или взаимосогласованного производства с участием иностранных партнеров двух или нескольких стран, основанная на распределении производства продукции, коммерческом сотрудничестве, взаимной гарантии рисков, общей защиты инвестиций и промышленных секретов; 2) объединение физических лиц на основе добро­вольного членства для коллективного предпринимательства.

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ – расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие или сокращение ограничений на экономическую деятельность, раскрепощение предпринимательства.

ЛИЧНЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ – часть денежных доходов населения, не используемая на потребление, а откладываемая в целях накопления. Численно личные сбережения равны разности между личным располагаемым доходом и личными потребительскими расходами.

МАКРОЭКОНОМИКА – раздел экономической науки, посвященный изучению крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике стра­ны, ее хозяйству в целом. Объектом изучения макроэкономики являются сводные, обобщающие показатели по всему хозяйству, такие, как национальное богатство, валовой национальный продукт, национальный доход, суммарные государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении.

МАРКЕТИНГ (от англ. market – рынок, сбыт) – комплексная система организации производства и сбыта про­дукции, ориентированная на удовлетворение потребнос­тей потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка. Маркетинг призван приспособить производство к требованиям рынка. Маркетинг включает в себя разработку товара (определение вида и установление характеристик продаваемого товара), анализ рынка (разделение рынков, выделение предпочтительных рынков, сегментацию и позиционирование рынка), ценовую стратегию и политику. Составной частью маркетинга является реклама.

МЕНЕДЖМЕНТ – рациональное управление современным производством, тесно связанное с улучшением организации на основе постоянного внедрения новых принципов, форм, структур и методов управления с целью повышения эффективности производства, бизнеса. Основная цель менеджмента – достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании.

МИКРОЭКОНОМИКА – раздел экономической науки, связанный с изучением относительно мелкомасштабных экономических процессов, субъектов, явлений, в основ­ном предприятий, фирм, предпринимателей, их хозяйственной деятельности, экономических отношений между ними. В центре внимания микроэкономики находятся производители и потребители, принятие ими решений в отношении объемов производства, продаж, покупок, потребления с учетом потребностей, цен, затрат, прибыли.

МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО – последовательное объединение хозяйств разных государств в единую мировую систему; взаимосвязанные и взаимодействующие хозяйства разных государств, функционирующие по согласованным правилам.

МОНОПОЛИЯ – 1)крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому определенного (монопольного) положения на рынке товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей; 2) исключительное право на осуществление той или иной деятельности (государственная монополия на эмиссию денег, внешнюю торговлю рядом товаров, производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству.

НАЛОГ – обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляе­мый плательщиками (физическими и юридическими лицами) в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО – материальные блага, созданные трудом предшествовавших и нынешних поколений и вовлеченные в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество; важная характеристика экономического потенциала страны.

ОБЛИГАЦИЯ (от лат. Obligation – обязательство) – ценная бумага, выпускаемая акционерными обществами и государством как долговое обязательство. Облигация подтверждает, что ее владелец внес денежные средства на приобретение ценной бумаги и тем самым вправе предъявить ее затем к оплате как долговое обязательство, которое организация, выпустившая облигацию, обязана возместить по указанной на ней номинальной стоимости.

ОБОРОТНЫЕ ФОНДЫ(ОФ) – часть производственных фондов предприятий, полностью потребляемая в одном производственном цикле и переносящая свою стоимость на изготавливаемый продукт. В структуре производственных ОФ выделяют производственные запасы; незавершенное производство; расходы будущих периодов. В состав фондов обращения входят: готовая продукция; товары отгруженные, но не оплаченные; средства в расчетах; денежные средства на счетах в банках и в кассе.

ОБЩИЕ ИЗДЕРЖКИ – совокупность постоянных (не связанных с объемом выпускаемой продукции) и переменных (зависящих от объема производства) затрат, издер­жек.

ОЛИГОПОЛИЯ (от греч. oligos – малочисленный и poleo – продаю, торгую) – тип рыночной структуры отрасли хозяйства в развитых странах, при которой неболь­шое количество крупных фирм и компаний на основе неформальных договоренностей контролирует производство и сбыт определенных товаров и рынок этих товаров.

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА (ОС) – средства труда производственного и непроизводственного назначения. Характерной особенностью ОС является участие в процессе производства длительное время, в течение многих циклов, при сохранении основных свойств и первоначальной формы, при этом постепенное изнашивание и их стоимость переносится на изготавливаемую продукцию. К ОС относят: землю, производственные здания, сооружения, машины, оборудование, приборы, инструменты, т. е. физический капитал.

ПОТРЕБЛЕНИЕ – использование, применение продукции, вещей, благ, товаров, услуг в целях удовлетворения потребностей.

ПОТРЕБНОСТИ – виды продукции, товаров, услуг, в которых нуждаются люди, которые они стремятся иметь и потреблять. К потребностям относят не только то, что приносит пользу, крайне необходимо для жизни, но и реальные запросы на предметы, которые могут оказаться вредными для здоровья, но потребляются людьми в силу сложившихся привычек и получаемого удовольствия, удовлетворения.

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ – издержки производства, обращения, необходимые для увеличения производства и продажи товаров на одну единицу.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – 1) стремление производителя (продавца) предложить к продаже свои товары. Количественно измеряется величиной, объемом предложения. Величина предложения характеризует количество товаров и услуг, которое производитель желает и может продать по данной цене в определенный период времени. Величина предложения зависит от цены, но на нее влияют и многие другие, так называемые неценовые факторы; 2) заявление о желании заключить договор, продать товар.

ПРЕДПРИЯТИЕ – самостоятельный хозяйствующий субъект – юридическое лицо, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности.

ПРИВАТИЗАЦИЯ (от лат. privatus – частный) – передачагосударственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ – показатель эффективности производства, характеризующий выпуск продукции в расчете на единицу используемых ресурсов, факторов производства; частное от деления объема производства на величину затрат ресурсов на данный объем производства.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ– совокупность средств производства и людей, занятых в производстве.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ – экономико-математическая зависимость в форме связи между количеством производимой продукции и факторами производства, в качестве которых в этой функции рассматриваются труд и капитал.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг.

ПРОЦЕНТ (от лат. Pro centum – за сто) – 1) одна сотая доля числа; 2) плата, получаемая кредитором от заемщика за пользование ссуженными деньгами или материальными ценностями. Величина процента зависит от экономической ситуации на рынке ссудных капиталов и от срока кредита.

РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА – цена товара, устанавливающаяся на рынке при достижении равновесного спроса и предложения на этот товар.

РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА – дифференциация, специализация трудовой деятельности, приводящая к выделению и осуществлению различных ее видов.

РАСХОДЫ – затраты, возникающие в процессе хозяйственной деятельности, приводящие к уменьшению средств предприятия или увеличению его долговых обязательств.

РЕАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА – заработная плата, исчисленная как совокупность благ, потребительских товаров и услуг, которые можно на нее приобрести. Реальная заработная плата определяется размером номинальной заработной платы и уровнем цен на потребительские товары и услуги, а также налогов, выплачиваемых из заработной платы.

РИСК – случайности или опасности, которые носят возможный, а не неизбежный характер и могут являться причинами убытков.

РЫНОК – 1)место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок; 2) совокупность экономических отношений, проявляющаяся в сфере обмена товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена.

РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА – система учреждений и организаций (банков, бирж, ярмарок, страховых компаний, консультационных и информационно-маркетин­говых фирм и т.д.), обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке.

РЫНОЧНАЯ ЦЕНА – 1) равновесная цена, складывающаяся на свободном конкурентном рынке под воздействием спроса и предложения; 2) цена товара, склады­вающаяся на реальном рынке в определенный период времени; цена, по которой товар можно продать на рынке.

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА - экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, ры­ночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешатель­ства государства в хозяйственную деятельность субъектов.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ – равенство спроса и предложения на определенный товар в данное время и на данном рынке.

САНАЦИЯ (от лат. sanatio – лечение, оздоровление) – система финансовых и кредитных мероприятий, направленных на улучшение финансового положения предприятий, находящихся под угрозой банкротства; реорганизационная процедура, когда собственникам предприятия-должника, кредиторами или иными лицами оказывается финансовая помощь.

СЕБЕСТОИМОСТЬ – стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), при­родных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других за­трат на ее производство и реализацию.

СРЕДНИЕ ИЗДЕРЖКИ – издержки на единицу выпус­каемой продукции. Различают общие средние издержки, равные частному от деления полных издержек на объем производства; переменные, равные частному от деления переменных издержек на объем производства; постоянные средние издержки, равные частному от деления постоянных издержек на объем производства.

СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА – одно из фундаментальных экономических понятий – орудия и предметы производственной, трудовой деятельности людей; основные сред­ства (производственные здания, сооружения, машины, оборудование, инструменты, приборы) и оборотные сред­ства (сырье, материалы, энергия, малоценный инвентарь), используемые в производстве; все, что создано людьми и используется ими в производственной деятельности.

СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА – проводимая правительством страны, регионов, администрацией предприятий; политика в отношении отраслевой, региональной, произ­водственной структуры экономики в целом и отдельных ее частей, а также структуры доходов и расходов, потреб­ления, накопления, экспорта и импорта.

СУБСИДИЯ (от лат. subsidium – помощь, поддержка) – сумма средств в денежной или натуральной форме, выде­ленных из местных бюджетов или из специальных фондов конкретному объекту хозяйствования для организации или поддержания какой-либо деятельности, доходы от которой временно не покрывают нормативную величину расходов.

ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ – операционные издержки сверх основных затрат на производство и обращение; косвенные, сопряженные затраты, расходы.

ТРАНСФЕРТ (иногда применяется термин «трансфер») (от фр. transfert – передача, от лат. transfero – переносить, переводить) – 1) передача акционерного сертифика­та от брокера продавца брокеру покупателя с переходом права собственности; 2) регистрация в книгах корпорации перехода права собственности на акции или другие именные ценные бумаги, совершаемая агентом по трансферту.

УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ – отношение числа безработных к общему числу занятых в хозяйстве.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ – уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения ос­новных жизненных потребностей населения.

УЧЁТНАЯ СТАВКА – ставка процента, под который Центральный банк страны предоставляет кредиты коммерческим банкам.

ФАКТОРЫПРОИЗВОДСТВА – используемые в производстве ресурсы, от которых в определяющей степени зависит объем выпускаемой продукции. К ним относятся земля, труд, капитал, предпринимательская активность.

ФИНАНСЫ (от лат. financia – наличность, доход) – обобщающая категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств, денежные обращения.

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО – коммерческая орга­низация в форме акционерного общества с разделенным на доли, вклады ее учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также произведенное и приобретенное хозяйственным обществом в процессе его деятельности, принадлежит обществу на правах собственности.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ – совокупность организационных структур и конкретных форм и методов управления, а также правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы, процесс воспроизводства.

ХОЗЯЙСТВО – совокупность природных и произведен­ных в результате деятельности человека средств, используемых для создания, поддержания, улучшения условий и средств существования, жизнеобеспечения.

ЦЕЛЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ – источник средств для проведения целевых мероприятий, решения социально-экономической проблемы, создания определенного объекта и т.п.

ЦЕННЫЕ БУМАГИ – денежные документы, удостове­ряющие имущественное право или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ.

ЦЕНОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ – эластичность спроса или предложения по отношению к цене; реакция изменения спроса (предложения) на изменение цены.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ (Ц) – процесс формирования цен на товары и услуги, характеризуемый прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам. Различают две основные системы Ц.: рыночное – на основе взаимодействия спроса и предложе­ния и централизованное государственное Ц. – на основе назначения цен государственными органами. При затратном Ц. в основу формирования цены кладутся издержки производства и обращения.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК (ЦБ) – основное звено денежно-кредитной системы государства; банк, создаваемый правительством для регулирования обращающейся денежной массы и обменного курса национальной валюты, наделен­ный монопольным правом выпуска банкнот и регулирования деятельности коммерческих банков. ЦБ является банком банков, органом, помогающим государству, правительству налаживать денежное обращение, управлять бюджетом.

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ – одна из форм собственности на землю, недвижимость, средства производства, деньги и ценные бумаги, рабочую силу, разнообразные товары, интеллектуальный продукт, заключающаяся в том, что эти объекты собственности принадлежат частным лицам, группам лиц, семьям. К частной принято относить как индивидуальную, так и корпоративную, акци­онерную, негосударственную собственность.

ЧИСТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ – суммарный объем всех произведенных в стране за определенный период, чаще всего за год, товаров и услуг, исчисленный в денежном выражении, внутренний продукт за вычетом амортизации основных средств.

ЭКОНОМИКА – 1)хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспече­ния жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда; 2) наука о хозяйстве, спосо­бах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА – проводимая правительством система мер, действий в области управления экономикой, придания определенной направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами государства. Включает структурную, инвестиционную, финансово-кредитную, социальную, внеш­неэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – исторически возник­шая или законодательно установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, норм, опреде­ляющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, рас­пределения, обмена и потребления экономического продукта.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ - теория экономических процессов и явлений, функционирования хозяйства, эко­номических отношений, основанная, с одной стороны, на логике, на историческом опыте и, с другой – на теоретических концепциях, взглядах ученых-экономистов.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ – результат экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемый отношением полученного экономического эффекта, к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата, достижение наибольшего объема производства с применением ресур­сов определенной стоимости.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА – блага, приносимые экономикой, полученные в результате экономической созидательной деятельности.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ– установленные на основе опыта, практической деятельности, выявленные путем научных исследований устойчивые связи, взаимосвязи между экономическими явлениями, процессами, отношениями, характеризующими их величинами и показа­телями.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ – важнейшие поня­тия экономической науки, отражающие существенные стороны экономических явлений и процессов, например стоимость, цена, труд и т.п.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ – 1)увеличение масштабов совокупного производства и потребления в стране, характеризуемое прежде всего такими макроэкономическими показателями, как валовой национальный продукт, на­циональный доход; 2) показанное на графике увеличение производственных возможностей в результате увеличения количества используемых факторов производства или со­вершенствования техники и технологии.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ (ЭЦ) – периодически повторяющиеся подъемы и спады в экономике. ЭЦ состоит из нескольких фаз: подъем, кризис, депрессия, оживление. Различают длинные ЭЦ, повторяющиеся через 20-25 лет, средние (до 10 лет), короткие (2-4 года) и сезонные.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ – образ, способ, характер экономических действий граждан, работников, руководителей, производственных коллективов в тех или иных складывающихся условиях экономической деятельности.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ – чувствительность величины спроса и предложения товаров к изменению цен и неценовых факторов на эти товары.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: