Десятое декабря
Домашняя работа
Практическое занятие № 6
Освоение видов переработки текста
Учебная цель: совершенствование умений выполнять информационную переработку текста
Учебные задачи:
1. Развитие умения находить нужную информацию в тексте, умения информационной переработки текста с целью его сокращения.
2. Выработка навыков оценки текста.
Краткий теоретический материал по теме
Очень часто мы сталкиваемся с необходимостью переработать текст, чтобы максимально упростить работу с ним и одновременно повысить уровень его практического применения. Различные виды переработки текста позволяют в устной или письменной форме сократить (свернуть) исходный текст (в форме плана, тезисов, конспекта), развёрнуто или кратко передать его содержание (в форме устного пересказа, подробного, сжатого и выборочного изложения, аннотации, оглавления), создать оригинальный текст на основе текстаисточника (в жанре реферата, резюме), выявить тему или проблему текста (дать ему заголовок). Созданный на основе текстаисточника новый текст носит название вторичного.
1 Виды сокращений (план, тезисы, конспект, тематический конспект, выписки, реферат).
2 Виды оценки текста (рецензия, аннотация, отзыв).
Тезисы – это краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке, если они имеют характер утверждения.
Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо научиться находить главное в тексте, в каждой его части. Составление тезисов какоголибо текста целесообразно начинать с составления плана этого текста. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.
Тезисы – один из наиболее сложных видов сокращения текста. Правильно составленные тезисы облегчают работу над докладом, рефератом.
Выписки
Наиболее простой вид записи – выписка (выдержка), дословная или документально точная запись частей текста.
Необходимость в выписках возникает в тех случаях, когда интересующему нас вопросу посвящено не все произведение, а лишь какаято часть, отдельные фрагменты его или когда мы знакомимся с несколькими текстами по данному вопросу. Выписки из текстов применяются при работе с любой книгой, статьей для подготовки доклада, реферата, сочинения.
Выписки необходимо делать точные, заключая в кавычки подлинные слова автора, т. е. оформляя их как цитаты и указывая (лучше в скобках) название произведения, главу, часть, параграф, страницу.
Конспект
Умение сокращать текст важно не только для составления плана и тезисов, но и для составления конспекта. Конспект – это краткое письменное изложение содержания текста. Это особый вид текста, который создается в результате систематизации и обобщения первоисточника. Конспект ближе к полному, исходному тексту, он занимает больше места, чем тезисы и тем более план.
Реферат (от лат. – сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме.
Это самостоятельная научноисследовательская работа, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Аннотация (от лат. – замечание) – краткая характеристика книги, статьи и т. п., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку. (Словарь русского языка.)
Аннотация имеется почти в каждой книге, она помещается на обратной стороне титульного листа или в конце книги.
Рецензия (от лат. – рассмотрение, обследование) – письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма. (Из толкового словаря.)
Задания для практического занятия
Задание 1. Составьте сложный план и тезисы отрывка из воспоминаний А.Ф. Кони о Л.Н.Толстом.
Из воспоминаний А. Кони о Л. Толстом
Мне трудно припомнить все наши разговоры и все узоры той роскошной ткани мыслей, образов и чувств, которыми было полно все, что говорил Толстой. Во время долгих послеобеденных прогулок он обращался часто к своим воспоминаниям, и тут мне приходилось сравнивать технику его речи с техникой других мастеров литературного слова, которых мне приходилось слышать в жизни. Я помню Писемского.Он не говорил, а играл, изображая людей в лицах,— жестом и голосом. Его рассказ не был тонкимрисунком искусного мастера, а был декорациею, намалеванною твердою рукой и яркими красками. Совсемдругою была речь Тургенева с его мягким и какимто бабьим голосом, высокие ноты которого так малошли к его крупной фигуре. Это был искусно распланированный сад, в котором широкие перспективы исочные поляны английского парка перемежались с французскими замысловатыми стрижеными аллеями, вкоторых каждый поворот дороги и даже каждая тропинка являлись результатом целесообразнонаправленной мысли. И опять иное впечатление производила речь Гончарова, напоминавшая картины Рубенса, написанные опытною в своей работе рукою, сочными красками, с одинаковою тщательностьюизображающею и широкие очертания целого и мелкие подробности частностей. Я не стану говорить ни проотрывистую бранчливость Салтыкова, ни про сдержанную страстность Достоевского, ни произысканную, поддельную простоту Лескова, потому что ни один из них не оставлял цельного впечатленияи в качестве рассказчика стоял далеко ниже автора написанных им страниц. Совсем иным характеромотличалось слово Толстого. За ним как бы чувствовалось биение сердца. Оно всегда было просто ипоразительно просто по отношению к создаваемому им изображению, чуждо всяких эффектов в конструкции и в распределении отдельных частей рассказа. Оно было хронологично и в то же время сразу ставилослушателя на прямую и неуклонную дорогу к развязке рассказа, в которой обыкновенно заключались егоцель и его внутренний смысл. Рассказы Толстого почти всегда начинались с какогонибудь общего положения или афоризма и, отправляясь от него, как от истока, текли спокойною рекою, постепеннорасширяясь и отражая в своих прозрачных струях и высокое небо, и глубокое дно...
Вспоминая общее впечатление от того, что говорил в 1887 году Лев Николаевич, я могу восстановитьв памяти некоторые его мысли по тем заметкам, которые сохранились в моем дневнике и подтверждаютсяво многом последующими его письмами. Многое из этого, в переработанном виде, вошло, конечно, в егопозднейшие произведения, но мне хочется привести коечто из этого в том именно виде, в котором онопервоначально выливалось из уст Льва Николаевича. «В каждом литературном произведении,- говорилон,- надо отличать три элемента. Самый главный - это содержание, затем любовь автора к своемупредмету и, наконец, техника. Только гармония содержания и любви дает полноту произведению,и тогда обыкновенно третий элемент — техника — достигает известного совершенства сам собою». УТургенева, в сущности, немного содержания в произведениях, но большая любовь к своему предмету ивеликолепная техника. Наоборот, у Достоевского огромное содержание, но никакой техники, а уНекрасова есть содержание и техника, но нет элемента действительной любви.
Задание 2. Прочитайте несколько аннотаций. Укажите, в какой из них характеристика книги сочетается с элементами ее оценки.
I. Русские писатели XI - начала XX века: Библиогр. слов.: Кн. для учащихся/Сост. В.А.Котельников, Ю.М. Прозоров; Под ред. Н. Н. Скатова.- М.: Просвещение, 1995. - 575 с.: ил.
Словарь углубит представления школьников о русских писателях, начиная с древнейших времен и доначала XX в. Книга состоит из следующих разделов: «Писатели Древней Руси (XI-XVII веков)»,«Писатели XVIII века», «Писатели XIX века», «Писатели конца XIX-начала XX века». В живой, увлекательной форме рассказывают авторы о детстве и юности писателей, об их пути к творчеству, к своей теме в литературе. Юные читатели, возможно, впервые познакомятся с Афанасием Никитиным, Феофаном Прокоповичем, В. Г. Бенедиктовым, Н.И.Гречем, М.М.Загоскиным, В. А. Гиляровским, А. М.Ремизовым, Н. А. Тэффи, В. Ф. Ходасевичем и другими прозаиками, поэтами, критиками.
II. Друзья Пушкина: Переписка; Воспоминания; Дневники: т. Т. 1/Сост. биографические очерки и прим. В. В. Кунина.- М.: Правда, 1985. - 640 с., 2 л. вкл.
В двухтомнике собраны документы и материалы, характеризующие отношения А.С.Пушкина с тридцатью его близкими друзьями. В отрывках из писем, мемуаров, дневников передается атмосфератрудной и прекрасной жизни поэта и тех людей, которые были ему близки и дороги. Все подборкиматериалов предваряются биографическими очерками о друзьях Пушкина.
III. Толстой А. К.Князь Серебряный; Стихотворения; Баллады/Сост., авт. послеслов. и коммент. Н. И. Цимбаев.- М.:Просвещение, 1993.- 100 с.- (Шк. бка).
В книгу включены известный исторический роман об эпохе Ивана Грозного «Князь Серебряный»,исторические баллады и лирические стихотворения Алексея Константиновича Толстого.
IV. Жуков В. П., Жуков А. В.Школьный фразеологический словарь русского языка. - 3е изд., перераб.- М.: Просвещение,1994.-431 с.
В словаре, предназначенном главным образом для учащихся старших классов, приведены фразеологизмы, используемые в современном русском языке. Авторы раскрывают значение фразеологизмов, показывают, как следует использовать их в речи, дают стилистическую характеристику каждого фразеологического оборота, в отдельных случаях приводят исторические и этимологические справки, которые помогают понять смысловое содержание этих единиц языка.
Задание 3. Вставьте пропущенные названия жанров вторичного текста в предложениях.
1. _________________ – краткое последовательное изложение содержания или основных положений текста книги, статьи др., указывающее на его назначения и другие особенности с целью проинформироватьо содержании текстаисточника.
2. _________________ – небольшой текст, кратко и обобщенно излагающий основные положения и выводынаучной или публицистической статьи, монографии и др. с целью максимально точно представить суть работы, чтобы читающий мог решить, нужно ли изучать её целиком.
3. __________________ – графически выделенный элемент структуры текста, который предшествует всему тексту и информирует читателя о его содержании или проблематике.
4. _____________________ – наиболее сжатая форма свёртывания текста с целью выявления последовательности его смысловых частей.
5. _____________________ – перечень глав (частей) книги, рукописи, реферата и др., приводимый перед текстом или после него и призванный дать представление о содержании и членении текста.
6. _____________________ – краткая обобщенная характеристика текста книги, статьи, монографии и др.,задача которой – полноценно проинформировать о содержании текстаисточника, поэтому данный вид вторичного текста содержит выходные данные (автор, название, место и время издания), сообщает об основной теме книги, статьи и др.
Для справок: резюме, тезисы, аннотация, оглавление, план, заголовок.