МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»
(УГУЭС)
САЛАВАТСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра «Гуманитарные, естественнонаучные, математические
и социально-экономические дисциплины»
ВОПРОСЫДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
По дисциплине Теория отраслевых рынков
Для направления подготовки (специальности) 080500.62_Менеджмент организации
- Формирование экономики отраслевых рынков как науки. Подходы к анализу отраслевых рынков.
- Сущность Гарвардской парадигмы. Критика данного подхода к анализу рынка представителями других школ.
- Определение рынка и отрасли. Границы рынка. Виды рынков.
- Понятие структуры рынка. Факторы, определяющие рыночную структуру.
- Характеристика основных рыночных структур.
- Концентрация продавцов на рынке. Показатели концентрации. Кривые концентрации.
- Кривая Лоренца. Коэффициент Джини.
- Рыночная власть фирмы на отраслевом рынке и ее источники. Показатели рыночной власти.
- Последствия реализации монопольной власти на отраслевом рынке. Оценка «мертвого груза» монополии.
- Барьеры входа и выхода и структура отраслевого рынка.
- Стратегические барьеры входа фирм на отраслевой рынок.
- Модели ценообразования, ограничивающего вход на отраслевой рынок: модель Бэйна и модель Модильяни.
- Виды нестратегических барьеров.
- Показатели оценки барьеров входа-выхода фирм.
- Понятие продуктовой дифференциации, ее виды. Экономическая природа брендов.
- Измерение продуктовой дифференциации, показатели дифференциации.
- Модель монополистической конкуренции Чемберлена.
- Модель вертикальной продуктовой дифференциации Саттона.
- Модели горизонтальной (пространственной) дифференциации продукта.
- Модель «линейного города» Г. Хотеллинга.
- Модель «города на окружности» С. Салопа.
- Оптимальный уровень расходов на рекламу. Модель Дорфмана-Штайнера.
- Модель горизонтальной дифференциации товара Ланкастера.
- Характеристика олигополистического рынка.
- Стратегическое взаимодействие фирм на рынке олигополии. Классификация несогласованных моделей олигополии.
- Количественные модели олигополистического взаимодействия. Модель Курно и модель Штакельберга.
- Ценовые модели олигополистического взаимодействия.
- Модель Бертрана с однородным продуктом.
- Модель Бертрана с дифференцированным продуктом.
- Модель Эджворта.
- Характеристика рынка доминирующей фирмы.
- Модель рынка доминирующей фирмы с закрытым и открытым входом на примере модели Форхаймера.
- Картель как форма согласованного взаимодействия фирм на отраслевом рынке. Механизм формирования картеля.
- Причины нестабильности картельных соглашений. Факторы, обеспечивающие устойчивость картельных соглашений.
- Модель неполного картеля.
- Методы предотвращения нарушения картельного соглашения. Стратегия «курка».
- Экономическая природа естественной монополии.
- Естественная монополия при растущем эффекте масштаба производства и при ограниченном спросе.
- Методы государственного регулирования естественной монополии.
- Проблемы реформирования отраслей естественной монополии в России и странах с рыночной экономикой.
- Природа, цели и условия осуществления ценовой дискриминации.
- Ценовая дискриминация первой степени.
- Ценовая дискриминация второй степени.
- Ценовая дискриминация третьей степени.
- Последствия применения ценовой дискриминации для общественного благосостояния.
- Интеграционные процессы на отраслевом рынке и формы их проявления.
- Мотивы к формированию вертикально интегрированных структур.
- Вертикальная интеграция, ее последствия. Эффект «двойной маржинализации».
- Виды вертикальных ограничений и их последствия.
- Процессы дезинтеграции. Аутсорсинг.
- Стратегия диверсификации производства. Измерение уровня диверсификации.
- Новые тенденции в развитии интеграционных процессов. Деятельность сетевых структур и кластеров
- Стратегия расширения масштабов бизнеса: поглощения, слияния фирм.
- Мотивы слияний и поглощений. Современные тенденции в практике слияний и поглощений фирм.
- Необходимость промышленной (отраслевой) политики государства. «Провалы» рынка.
56. Промышленная политика государства в зарубежных странах. Конфликты между промышленной политикой и политикой поддержки конкуренции.
- Задачи государственной промышленной политики в России.
- Цели и методы государственной антимонопольной политики.
- Антимонопольная политика в зарубежных странах (США, страны ЕС, Япония).
- Антимонопольная политика в России.
66. Результативность отраслевых рынков: подходы к исследованию.
67. Результативность функционирования рыночных структур. Экономические и социальные последствия монополизации отраслевого рынка. Х-неэффективность и Х-эффективность монополии.
Доцент С.А. Левощенко
Зав. кафедрой Г.И. Баязитова
Вопросы рассмотрены и утверждены на заседании кафедры«Гуманитарные, естественнонаучные, математические и социально- экономические дисциплины»
Протокол № 3 от 19 октября 2013 г.