Слово классного руководителя
Совсем скоро 1 июня – праздник для детей еще и в связи с началом каникул. Облегченно вздохнув, школьники будут собирать чемоданы в оздоровительный лагерь, предвкушать поездку к бабушке или в иные отпускные края. Это я говорю о тех, кому экзамены сдавать не надо. Экзамены. Вот то самое слово, который разделяет жизнь десятков тысяч детей на период «до» и «после»: прощание с весной, со школой, с детством и шаг во взрослую жизнь.
Сегодня мы с вами поговорим об этом непростом для наших детей времени, о том, как им помочь. А перед этим я бы хотела ознакомить вас с результатами анкеты, проведенной для наших детей. (в виде диаграммы, а если хотят ознакомиться с ответами своего ребенка, то в индивидуальном порядке).
Упражнение «Круг ответственности».
Родители делятся на группы по 5-6 человек. Каждая группа получает лист А3 с нарисованным кругом. Родителям дается следующее задание: «Представьте себе, что этот круг являет собой стопроцентный успех вашего ребенка на экзамене. Этот успех зависит от многих факторов: от работы школы, от родителей, от везения, от самой школы…Пожалуйста, разделите этот круг на части в зависимости от того, кто и насколько, по вашему мнению, отвечает за успех ребенка на экзамене». Группы работают 7 – 10 минут и озвучивают результаты своей работы. Обязательно нужно обратить внимание на то, что успех зависит не только от учителей, но и от родителей и самих детей.
Лекция для родителей
Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче выпускного экзамена и последующего ЦТ. Как же поддержать выпускника?
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».
Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.
Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
· Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте его после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерителем его возможностей.
· Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент способны справиться со своими эмоциями, то подросток в силу своих возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
· Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Старайтесь повысить уверенность ребенка в себе, так как чем больше он боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок.
· Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.
· Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
· Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал во время подготовки к экзамену.
· Обратите особое внимание на питание ребенка: в период интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансирован ими комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага, стимулируют работу головного мозга.
· Помогите ребенку распределить учебный материал (темы подготовки) по дням.
· Познакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить его смысл и логику. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если ребенок не владеет этими приемами, покажите ему, как это делается, на конкретном примере. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т. д.
· Полезно готовиться к экзамену вдвоем с товарищем, пересказывая друг другу пройденный материал,
· Заранее приучайте ребенка ориентироваться но времени и правильно ого распределять. Тогда у него будет навык концентрироваться на заданиях, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
· Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен хорошо выспаться и восстановить силы.
· Если ребенок привык заниматься поздно вечером и ночью и это не наносит особого ущерба его здоровью, ломать стереотип не стоит — перестройка может потребовать больших усилий. Но все же ночью полезнее для здоровья спать. Сон должен быть не менее 8 часов.
Портрет стресса
Ученые многих стран исследовали влияние экзаменов на здоровье школьников и студентов.
Достоверно известно, что накануне и в момент экзамена у учащихся повышается артериальное давление, частота дыхания и потоотделение. Более того, экзаменационный стресс влияет на человека даже на генетическом уровне, изменяя скорость синтеза ДНК. Изменяется газовый состав крови и микрофлора в полости рта. Резко возрастают энергозатраты, особенно у учащихся с высокой мотивацией к успешной сдаче экзаменов.
Экзаменационный стресс является одним из довольно распространенных видов стресса. Его симптомы, так же как и в случае с «обычным» стрессом, могут быть отнесены к одной из следующих четырех групп.
Физиологические симптомы:
· кожная сыпь; головные боли;
· тошнота;
· диарея («медвежья болезнь»);
· мышечное напряжение;
· углубление и учащение дыхания;
· учащенный пульс;
· перепады артериального давления.
Эмоциональные симптомы:
· чувство общего недомогания;
· растерянность;
· паника;
· страх;
· неуверенность;
· тревога;
· депрессия; to подавленность;
· раздражительность.
Когнитивные (интеллектуальные) симптомы:
· чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете;
· неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих);
· воображение отрицательных последствий неудачи на экзамене;
· кошмарные сновидения;
· ухудшение памяти;
· снижение способности к концентрации внимания, рассеянность.
Поведенческие симптомы:
· стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену;
· избегание любых напоминаний об экзаменах;
· снижение эффективности учебной деятельности в экзаменационный период;
· вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах;
· увеличение употребления кофеина и алкоголя;
· ухудшение сна;
· ухудшение аппетита.
Экзаменационный стресс — это не капризы и не прихоть ребенка, не особенность его характера. Это серьезная психологическая проблема, от которой нельзя отмахиваться.
Если ребенок сильно нервничает по поводу предстоящих экзаменов — помогите ему. Не отделывайтесь фразой: «Если бы ты хорошо готовился, ты бы ничего не боялся». Большинство современных одиннадцатиклассников чувствуют огромную ответственность перед сдачей выпускного экзамена и последующего централизованного тестирования.
Очень важно напомнить школьникам о значении полноценного сна и питания и о главном, по мнению врачей, «антистрессоре» — активном двигательном режиме, помогающем поддерживать психическое равновесие и нормальное физическое состояние.
С 1 по 12 июня — выпускные экзамены в общеобразовательных школах. Как и в прошлом году, выпускники 9-го класса будут сдавать четыре испытания: белорусский и русский язык, математику в письменной форме, историю Беларуси — в устной.
Выпускников 11-го класса ждут три экзамена. Обязательные — математика и белорусский или русский язык (письменно). Третий экзамен можно выбрать из перечня школьных предметов.
Если выпускник заболеет или “провалится”, письменные выпускные экзамены можно будет пересдать только в конце лета. За базовую школу: 21 августа — по белорусскому языку, 23 августа — по русскому языку, 25 августа — по математике. За среднюю школу: 22 августа — по математике, 24 августа — по белорусскому или русскому языку.
Опыт показывает, что “провалиться” на школьном экзамене весьма непросто. Ведь в школе все отметки, кроме 0, положительные, учителя искренне желают своим подопечным удачного старта во взрослую жизнь.
Психологи рекомендуют подготовку к экзаменам разбить на три стадии. Первая — “бульон”: постепенное накопление разнообразных знаний по предмету. Вторая — “погружение”: целенаправленная подготовка к испытанию в течение нескольких отведенных для этого дней, третья — “на абордаж”. Это латание дыр, которым стоит заняться в последний вечер.
После разминки — соревнование
Ну а с 13 по 27 июня в Беларуси пройдет централизованное тестирование. Записаться на него можно будет с 2 мая по 1 июня, предъявив в одном из пунктов регистрации паспорт и квитанцию об уплате регистрационного взноса.
Чтение притчи (рефлексия)
Уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию поучительную притчу–айкедо. Я прошу вас правильно отнестись к предстоящему испытанию, которое ожидает Вас и вашего подростка. Зачитывается притча.
Дорогие мама и папа!
С тех пор как я уехала в колледж, я была небрежна в написании писем. Сожалею о том, что была невнимательна и не писала до сих пор. Я сообщу вам сейчас обо всем, что произошло, но перед тем как вы продолжите чтение, пожалуйста, сядьте. Вы не будете читать дальше, пока не сядете, хорошо? Ну, сейчас я чувствую себя вполне хорошо. Перелом черепа и сотрясение мозга, которые я получила, когда выпрыгнула из окна своего общежития в тот момент, когда оно загорелось (вскоре после моего приезда сюда), теперь почти вылечены. Провела две недели в больнице и теперь могу видеть почти нормально, и головные боли бывают только раз в день. К счастью, пожар в общежитии и мой прыжок увидел дежурный оператор газовой станции, расположенной рядом с общежитием, и именно он позвонил в пожарный отдел и вызвал «скорую помощь». Кроме того, он навещал меня в больнице, и поскольку мне негде было жить после пожара, он любезно предложил разделить с ним его комнату. В действительности это полуподвальная комната, но она довольно мила. Он чудесный парень, мы влюбились друг в друга и собираемся пожениться. Мы пока не назначили точную дату, но свадьба будет до того, как моя беременность станет заметной.
Да, мама и папа, я беременна. Я знаю, что вы мечтаете стать дедушкой и бабушкой и что вы радушно примете ребенка и окружите его той же любовью, преданностью и нежной заботой, какими окружали меня в детстве. Причина задержки заключения нашего брака состоит в том, что мой друг подхватил незначительную инфекцию, которая мешает сдать добрачные анализы крови, а я неосторожно заразилась от него. Я уверена, что вы встретите моего друга с распростертыми объятьями. Он добрый и хотя не очень образованный, но зато трудолюбивый. Теперь, после того как я сообщила вам, что случилось, хочу вам сказать, что пожара в общежитии не было, у меня не было сотрясения мозга и перелома черепа, я не была в больнице, я не беременна, я не помолвлена, я не инфицирована и у меня нет друга. Однако я получаю низкие баллы по обществознанию и математике и хочу, чтобы вы смотрели на эти оценки мудро и снисхождением.
Ваша любящая дочь Настя.
Родители, помните, что всё в этом мире относительно. Любите своего ребенка и принимайте его таким, каков он есть.