№ | Действие | Результат |
Прежде чем начать готовиться к ЕГЭ, ответь себе на вопросы: | Это важно для самоопределения, для понимания: кем ты собираешься стать. Иногда на этом этапе ученики отказываются от выбора ЕГЭ по информатике, потому что стрессы, депрессии и нервные срывы от нелюбимой работы перевешивают хорошую зарплату программиста и престижность работы специалиста по информационной безопасности. Работа должна нравиться или быть, по крайней мере, привычной. | |
- Почему я хочу стать профессионалом в области компьютерных технологий? | Примеры «почему»: нравится, хорошая зарплата, престижно, … | |
- Какая область компьютерных технологий мне нравится больше? | Примеры областей: программная инженерия, информационная или компьютерная безопасность, веб-дизайн, автоматизация технологических процессов... | |
- Зачем я хочу стать программистом ("безопасником», веб-дизайнером и т.д.)? | Примеры зачем (сложнее всего): люблю программировать; хочу создать игру/сеть/платформу…; хочу реализовать искусственный интеллект, хочу сделать мир лучше, мечтаю создать… и т.д. | |
Определи (пусть даже примерно), в какие ВУЗы и на какие факультеты ты желал бы поступить. Зайди к ним на сайты, выясни проходной балл за прошлый год. | Это задаст планку, на которую ты будешь равняться. Например, если проходной балл за три экзамена (русский, математика профиль, информатика) был 240, то ты ОБЯЗАН сдать каждый экзамен в среднем на 80+. Имей в виду, что у тебя должен быть запас относительно нижней границы, она каждый год разная. | |
Начинай готовиться к ЕГЭ в начале 10 класса | Запас времени, низкий уровень переживаний. Возможность наработать навык, что в дальнейшем перейдет в хорошую скорость и малые энергозатраты при решении задач | |
Занимайся системно. Выдели определенное время в течение недели на занятия по подготовке. | Не имеет большого смысла отрабатывать одну неделю на «полную катушку», а затем пару недель заниматься чем-то другим. Навык быстро уходит. Я давно заметил, что в начале учебного года решаю задачи значительно медленнее и с бОльшим количеством ошибок, чем в мае перед экзаменами. | |
Самостоятельно подготовиться на высокий балл могут единицы (проверено на опыте). Используй один из следующих (по убыванию эффективности) каналов: | ||
- репетитор; | Индивидуальная работа дает максимальную эффективность при подготовке к ЕГЭ. Но репетитор должен быть проверенный, грамотный. Риски: дорого, личная несовместимость. | |
- курсы в образовательных центрах города. | Дешевле (чем репетитор), «живой» преподаватель, возможность общаться. Риски: преподаватель может не иметь должного опыта и квалификации, темп усредненный (можно либо скучать, либо не успевать). | |
- онлайн-школа; | Создает в целом неплохую среду для подготовки к ЕГЭ: статьи, видеоуроки, вебинары, контроль со стороны администратора. Дешевле, чем репетитор. Риски: администратор не является лектором или репетитором, он только проверяет работы и делает замечания. Поэтому не будет должной реакции на увиденные дефициты. Темп обучения общий для всех. | |
Важно иметь план подготовки: на неделю, месяц, четверть, год. Пропиши числовые параметры. Например, количество баллов на пробном экзамене для первой четверти, второй, и т.д. Можно спланировать темы (10 класс – кодирование, логика и т.д.; 11 класс – программирование, игровые задачи, задачи высокой сложности). | Главный результат состоит в том, что ты не только будешь контролировать процесс, но и сможешь вовремя его подкорректировать: увеличить время, поменять онлайн-школу на репетитора или наоборот, в случае проблем найти другого репетитора и т.д. | |
Обрати самое пристальное внимание на сайт К. Полякова (https://kpolyakov.spb.ru). Смотри разбор задач, нарешивай задачи, сверяйся с ответами. Если задач много (штук 150), решай каждую пятую. | В результате ты получишь опыт решения задач, скорость, владение несколькими способами решения одного типа задачи. Задачи у К. Полякова представлены, начиная примерно с 2013 года. Первые задачи в файлах вполне могут устареть и не предлагаться в текущих вариантах экзамена. Зато у тебя есть возможность начать с простых задач и постепенно переходить на все более сложные. | |
НАУЧИСЬ РЕШАТЬ ОДНИ И ТЕ ЖЕ ЗАДАЧИ РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ! | Во-первых, выбор оптимального способа экономит время, уменьшает расход энергии мозга, минимизирует вероятность ошибки. Во-вторых, если не получилось решить одним способом, у тебя в запасе еще два-три способа. В третьих, при наличии сомнений всегда можно проверить себя, решив задачу другим способом. | |
Освой приемы самоконтроля. После решения каждой задачи и получения ответа ОБЯЗАТЕЛЬНО перечитай вопрос в задаче и пойми, является ли полученный тобой результат ответом на поставленный в задаче вопрос. Если да, то запиши ответ, если нет, перерешай задачу. | Невероятно, но один только этот прием может сохранить до 10 баллов итоговой оценки. Действительно, всего 3-4 ошибки по невнимательности (ответил не на тот вопрос, забыл перевести в требуемые единицы, вместо минимума написал максимум, к натуральным числам причислил 0 или у целых неотрицательных чисел забыл рассмотреть 0), и твоя оценка снизилась на 10 баллов! | |
Ежемесячно пиши хотя бы один пробный экзамен. | Дает хороший практический опыт, показывает текущий уровень готовности. Позволяет привыкнуть к новым ощущениям, получить навык заполнения бланков исходной информацией, ответами, исправлениями в случае обнаружения ошибки в бланках. Придаст дополнительную уверенность на экзамене. | |
За день до экзаменов ничего нового не проходи, достаточно прорешать один пробный вариант. | Это поддержит форму, но не создаст в голове кашу. | |
Постарайся выспаться перед экзаменом. | Отдохнувший организм более спокоен и работоспособен, мозг дольше сохраняет свежесть мысли. | |
На экзамене правильно распредели время: 2.5 часа – решение задач, 1.5 часа – проверка. После каждой решенной задачи – самопроверка. Если не получается задача – оставь ее и решай следующую. | У тебя останется 1.5 часа времени на проверку и исправление ошибок. Часто задачи, которые с первого раза не решились, легко решаются со второго раза (даже если ты полностью переключился на другую задачу, мозг все равно продолжает искать решение). И наоборот, упершись рогом и через «не могу» решив сложную задачу, ты потеряешь время и силы, которых хватило бы на решение других пяти задач! Тебе это надо? |
ЭТО ВАЖНО! Каким бы классным ни было Пошаговое Руководство по подготовке к ЕГЭ, в нем нет одной важной составляющей. Угадай, какой?..
В нем нет ДЕЙСТВИЯ!
Большинство учеников плывут по течению, доверяясь своим учителям и образовательной программе школы. Это не самый эффективный путь. Если у тебя в школе 4-5 часов информатики в неделю и опытный учитель, который одержим своей профессией, считай, что тебе повезло. Но даже в этом случае тебе придется доказывать, что ты лучший среди сотен таких же, как ты.
А если нет? Тогда тем более действуй согласно алгоритму:
While (экзамен не начался?){
планируй;
достигай;
анализируй;
корректируй;
}
Успехов тебе, юный друг! И помни: в этой жизни все возможно. Даже у самых востребованных репетиторов бывают свободные вакансии. Может быть, это твой шанс?..