Психодинамическая психотерапия
Главной идеей психодинамической психотерапии является факт, что психика человека – это хранилище, которое вмещает в себя разные сущности человека, которые обладают своими намерениями, целями и волей. Эти сущности могут взаимодействовать друг с другом, что способствует запуску процесса внутриличностных изменений и трансформаций, что формирует психодинамику. Это и дало название направлению – психодинамическая психотерапия.
Существует два вида психодинамической психотерапии:
-Классический психоанализ;
-Психоаналитически ориентированная психотерапия.
Классический психоанализ был разработан австрийским психологом Зигмундом Фрейдом, как интенсивная длительная процедура, которая раскрывает скрытые внутренние конфликты, подавленные воспоминания и страхи и помогает человеку избавиться от факторов, мешающих ему строить счастливую жизнь. Данная теория утверждает, что в случае избавления от попыток удержания угрожающих мыслей вне сознания, люди могут направить свою энергию на повышение интеграции личности и более эффективную деятельность.
Психоаналитически ориентированная психотерапия несколько отличается от классического психоанализа. Ее идеи и методы лечения являются полной противоположностью методам теории, разработанной Зигмундом Фрейдом. На смену пассивного поведения психотерапевта приходит активный стиль беседы, при котором специалист пытается прояснить искажения и пропуски, допущенные человеком при конструировании причин и последствий своих проблем, бросая, таким образом, вызов проявляющейся у того «защите».
Существует несколько основных методик психоаналитически ориентированной психотерапии:
Свободные ассоциации;
Толкование сновидений;
Анализ сопротивления;
Анализ переноса;
Интерперсональная психотерапия;
Объектные отношения.
Представители-Зигмунд Фрейд, Альфред Адлер, Карл Юнг.
Бихевиоральная терапия
Поведенческая психотерапия основана на теории научения[2], а также на принципах классического и оперантного обусловливания[3]. В основе этой формы психотерапии лежит идея, что симптомы некоторых психических расстройств обязаны своим появлением неверно сформированным навыкам. Поведенческая психотерапия ставит своей целью устранение нежелательных форм поведения и выработку полезных для клиента навыков поведения. Наиболее успешно поведенческая терапия применяется для лечения фобий, поведенческих расстройств и зависимостей, то есть тех состояний, в которых возможно выделить какой-то определённый симптом как «мишень» для терапевтического вмешательства[2]. Научной базой поведенческой психотерапии является теория бихевиоризма.
Представители- Э.Торндайк, Ф. Герцберг, К. Арджирис, Лайкерт
Когнитивная терапия
— распространённая форма психотерапии, основанная на предположении, что в основе психологических проблем и психических расстройств человека лежат ошибки мышления, и направленная на изменение нелогичных или нецелесообразных мыслей и убеждений человека, а также дисфункциональных стереотипов его мышления и восприятия. В ходе когнитивной психотерапии пациент учится решать проблемы и находить выходы из ситуаций, прежде казавшихся ему непреодолимыми, при этом он переосмысливает и корректирует своё мышление. Когнитивный терапевт помогает пациенту учиться мыслить и действовать более реалистично и адаптивно, тем самым устраняя беспокоящие его симптомы[1].
Представители- Аарон Бек,Альберт Эллис, Дональд Мейхенбаум.
Гуманистическая психотерапия
Гуманистическая психотерапия – это вид психотерапии, основанный на концепции, что каждый человек может выбирать и определять содержание своей жизни и ее главную цель. Гуманистическая психотерапия ставит на первое место все, что связано со свободой человека. Сюда относится:
Творчество;
Автономия;
Психическое здоровье;
Высшие ценности;
Ответственность;
Самоактуализация личности;
Любовь;
Межличностная коммуникация.
Представители- Р. Мей, Абрахам Маслоу, Карл Роджерс
Диспозициональная терапия
Диспозициональная психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в её взаимосвязях с миром, жизнью, социумом, другими. Кроме того, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия. Основной категорией глубинной парадигмы психологии является категория бессознательного, предложенная З. Фрейдом в конце XIX века. В широком значении бессознательным называют огромный пласт душевной жизни личности, не соотнесённый с сознательным «Я» и включающий в себя витальность, психическую энергию, неосознаваемую телесность, инстинктуозные влечения (libido и mortido), нераскрытые потенциалы, вытесненные желания, забытые события и переживания.
Представители- Г. Олпорт, Г.Айзенк и Р.Кэттел