Виды социальных норм (обычаи, ритуалы традиции, права, религия).




Понятие этики как области знания и как совокупности норм поведения.

Ныне этика трактуется как наука, система универ­сальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни; как наука о морали нравственности. При этом мораль является теоретической частью этики: это принципы, нормы и правила, которые предъявляются человеку, и осуществление которых носит добро­вольный характер. Нравственность – это практическая часть этики, область реальных поступков, поведения человека. Объектом этики (областью деятельности) является общество и человек, предметом (что изучает) – их мораль и нравственность.

Предмет этики.

Мораль и нравственность.

Этимология и значение термина «мораль».

Мораль - это нормы и правила, предъявляемые человеку, осуществление которых носит добровольный характер. Слово "мораль" – латинского происхождения. Оно образованно от латинского слова mos (мн. ч. – mores), что означало примерно то же, что и ēthos в греческом –– нрав, обычай. Цицерон со ссылкой на Аристотеля, образовал от него слова moralis – моральный и moralitas – мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. Мораль – форма общественного сознания, вид человеческой деятельности и человеческих отношений, важный способ регуляции поведения человека в обществе, складывается из принципов, норм, правил, оценок, которыми человек руководствуется в своем поведении. Мораль – это индивидуальные и общественные формы человеческих отношений, основанные на различении добра и зла.

Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».

этимологически термины «этика», «мораль» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означающие единое понятие — «нрав», «обычай». В ходе употребления этих терминов слово «этика» стало обозначать науку о морали и нравственности, а слова «мораль» и «нравственность» стали обозначать предмет исследования этики как науки. В обычном словоупотреблении эти три слова могут употребляться как тождественные. Например, говорят об этике учителя, имея в виду его нравственность, то есть выполнение им определенных моральных требований и норм. Вместо выражения «моральные нормы» употребляется выражение «этические нормы».

На соотношение содержания слов «мораль» и «нравственность» существует две точки зрения, первая из которых считает содержание этих слов тождественным, а вторая — полагает, что они имеют различное содержание. Известно, что немецкий философ Г. В. Ф. Гегель (1770—1831 гг.) разделял содержание терминов «моральность» и «нравственность». В содержании моральности он видит такие понятия как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, а в содержание нравственности он включает особенности трех компонентов: семьи, гражданского общества и государства. Под понятием «моральность» Гегель имел в виду сферу морали, а под понятием «нравственность» — то, что сейчас определяется как социально-политическая сфера общества. Среди современных авторов некоторые из них разделяют содержание терминов «мораль» и «нравственность», считая, что мораль — это сфера должного, того, как нужно делать, как следует поступать, а нравственность — это сфера сущего, система реализованного морального сознания, область практических нравов, осуществление морали в конкретных поступках людей. Многие авторы считают мораль и нравственность как тождественные понятия, как термины, имеющие одинаковое содержание, а этику полагают как науку о морали и нравственности.

Происхождение морали.

В истории человеческой культуры можно встретить множество точек зрения на происхождение морали. В современной этической мысли принято выделять три наиболее общие концепции происхождения морали. Эти концепции объединяет стремление объяснить эволюцию предмета этики (мораль) исходя из биопсихосоциальной сущности человека.Первая концепция происхождения морали, абсолютистская, носит религиозную, идеалистическую, креационистскую трактовку, выводит мораль из некоторого трансцендентального источника. Сюда относятся концепции: «абсолютной идеальной заданности морали» (Платон); религиозной морали (божественное происхождение); «априорные сущности» морали (И. Кант) и др.В соответствии с данными взглядами нравственность есть сфера жизни, совершенно не зависящая от психофизических, эмпирических, житейских свойств человека. Человек получает мораль в виде: – «естественного нравственного закона» (внутренний закон, предзаданный особыми трансцендентными измерениями человеческого бытия); – «богооткровенного закона» (внешний закон, включающий в себя «должное», происходящее от Бога).

Абсолютистские теории происхождения морали недооценивают роль человека в процессе становления морального сознания. Идеалистические концепции, в частности И. Кант, рассматривают нравственность как доопытную форму сознания. Теологическая этика – как творение Бога или иной духовной субстанции. Феноменологическая этика – как особое царство неизменных ценностей. Иными словами, при всех имеющихся различиях все предлагаемые решения истолковывают нравственность (мораль) как нечто данное до реальной жизнедеятельности людей, их природного и социального бытия. Эти концепции обращаются к эмоционально-об­раз­ным, чувственным компонентам человеческой натуры, формируют духовность, культивируя чувства любви, сострадания, милосердия, долга.
Подобный подход к пониманию морали и моральности требует от человека добродетельного поведения, значительных усилий и самопожертвования, подавления своих естественных влечений и побуждений, ориентируют на пассивное принятие норм морали.Многие сторонники абсолютной морали считают, что наиболее фундаментальные моральные принципы вообще не нуждаются в каком-то рациональном обосновании. Представитель интуитивизма Дж. Мур утверждает, что добро можно постичь только интуитивно [50]. Представитель деонтологического интуитивизма Д. Росс исходит из определяющего значения долга в нравственном поведении. Очевидно, что абсолютистские концепции выделяют в качестве самостоятельного способа обоснования морали учение о долге.

Натуралистические (гуманистические) концепции выводят мораль из природы человека, его эволюции и биологической заданности нравственных свойств людей. Натуралистические концепции представляют мораль как момент развития природных закономерностей. Натуралистическая концепция морали восходит к Ж. Ламетри, Ч. Дарвину и Г. Спенсеру, которые сформулировали эволюционный подход в этике, а затем породили многочисленные биологизаторские представления о морали. По сути, натуралистическая этика сводит мораль к эволюционной борьбе за существование – отбору наиболее приспособленных видов и полезных для выживания признаков. Таких же взглядов придерживались Л. Фейербах,
Э. Фромм [66, 67], П.А. Кропоткин [45], полагавшие, что истинную мораль можно выработать, только зная природу человека. Современный натурализм (неонатурализм Фарбера, Трайб, Ролсона) пытается вывести мораль из однотипной психической организации и базовых инстинктов, присущих всем живым организмам. Данный подход не учитывает принципиальное различие в организации психики животных и человека, а также видовое отличие в животном мире.

Нередуктивный натурализм утверждает, что особенности нравственного поведения каждого живого существа можно вывести только из его естественной истории.

Психологическое обоснование морали предполагает выведение нравственности из особенностей организации человеческой психики. Так,
Д. Юм считает, что чувство сострадания формируется из психических способностей человека поставить себя на место другого.

Анализируя взгляды представителей натурализма, можно заключить, что человек как социальное животное живет в обществе себе подобных, опираясь на механизмы биологической регуляции и социальные инстинкты. С течением времени биологически обусловленные социальные инстинкты развивают душевные способности человека и становятся нравственностью. Привычка укрепляет нравственность и постепенно в общественном мнении складываются и формулируются правила общежития.
В данном случае понятие «нравственность» (мораль) тесно переплетается с психологией, антропологией, законами коммуникации, восприятия, самореализации, оказывается важнейшим элементом человеческого саморазвития, развертывания человеческих возможностей. На основе натурализма строятся гедонистические и эвдемонистические теории морали. В ХIХ в. наиболее популярной становится социально-историческая концепция морали, включающая в себя различные вариации: – конвенционалистские теории морали, полагающие, что нравственные установления принимаются людьми по соглашению; – утилитаристские теории, предполагающие выведение морали из внешних социальных благ, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Обоснование морали при этом отражает тенденцию разделения общественной и индивидуальной морали. Наиболее явное выражение утилитаризм получает в принципе полезности: морально то, что полезно; – социально-исторические теории (антропосоциогенезис, диалектико-ма­териалистическая теория этики). Антропологическая концепция, трактующая мораль как неотъемлемое качество человека, находит выражение в учениях Демокрита, киренаиков, Аристотеля, К. Гельвеция,
Ж.-П. Сартр, Э. Фромма.Так, Аристотель, говоря о социальной природе морали, указывал, что человек – это «политическое животное». Таких же взглядов на мораль как на элемент общественной организации, как на разновидность социальной дисциплины придерживались
К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер.Позиция сторонников социальной теории об истолковании моральных норм и нравственной жизни общества и человека основана на понимании морали как социального явления. Нравственность определяется образом жизни, который ведут люди и который зависит от совокупности всех общественных отношений. Мораль есть отражение взаимосвязи между личными и общественными интересами людей. На каждой ступени развития человечество вырабатывает принципы и нормы своего поведения, которые закрепляются в индивидуальном сознании членов социального коллектива, а затем становятся общепринятыми, благодаря чему постепенно вырабатывается общее представление о нравственном и безнравственном. Иными словами, формируется общественное мнение, которое и стоит на страже выполнения человеком тех или иных нравственных правил и норм. В каждую историческую эпоху содержание этих принципов и норм меняется и отражается объективно сложившийся способ существования человеческого общества.

Очевидно, что происхождение морали напрямую связано с развитием человеческого общества, которое предъявляет ряд требований к поведению человека. Так, моральные представления людей первобытного общества формируются в условиях жесткой борьбы за жизнь. Первобытность отличалась общинной организацией социальной жизни, примитивным коллективизмом. Возникающие элементы нравственности были пронизаны идеей равенства как специфичным для той эпохи принципом организации социальных отношений. Равенство в прямом его понимании было тем историческим содержанием, в ходе осмысления которого складывалась своеобразная императивно-ценностная структура понимания добра и зла. Поэтому на ранних ступенях первобытного общества никто не осуждал убийство, людоедство и прочие безнравственные, с точки зрения современного человека, явления. С развитием простейших религиозных и моральных представлений общественный порядок в этом обществе поддерживается с помощью системы табу – запретов, таких как экзогамный запрет, запрет употребления в качестве пищи мяса тотемного животного и т. п. В ходе исторической эволюции из запретов складываются обычаи, традиции и ритуалы. Сложившиеся элементы морали органически включаются в единую синкретическую форму социальной регламентации. Формами социальной регламентации этой эпохи являются: обычай талиона, или принцип равного воздаяния, обычай кровной мести, в котором отражается архаическое представление о справедливости и др.

Специфика морали.

Специфика морали состоит в том, что она отражает объективно сложившиеся в обществе нормы поведения людей, т. е. мораль каждого общества и народа отличается своеобразием норм и правил. Далее мораль характеризуется добровольным следованием ее нормам. И, наконец, мораль существует в моральном сознании народа и передается от поколения к поколению. Таким образом, мораль есть продукт общественного развития, это сложное и противоречивое общественное явление, которое выступает как единство нравственного сознания, нравственных отношений, нравственной практики.

Социальные нормы.

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы, поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей. Социальные нормы складываются исторически, закономерно. В процессе своего становления, преломляясь через общественное сознание, они затем закрепляются и воспроизводятся в необходимых обществу отношениях и актах. В той или иной мере социальные нормы являются обязательными для исполнения теми, кому адресованы, имеют определенную процедурную форму выполнения и механизмы своей реализации.

Виды социальных норм (обычаи, ритуалы традиции, права, религия).

разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Основные виды социальных норм:

1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.

2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.

3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Кроме указанных, среди социальных норм различают: политические нормы; эстетические нормы; организационные нормы; нормы культуры и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: