Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
Высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт гуманитарных наук
Кафедра русской литературы
Специальный вопроспо древнерусской литературе
«Идея старца Филофея о Москве как «Третьем Риме»»
Выполнила:
студентка 1 курса
группы ПОБ_РЛ-172
Дьячкова В.О.
Принял:
Васильев С.А.
Москва2018
Содержание
Введение ………………………………………………………………………… 3
Монах Филофей открывает Третий Рим …………………………………..….. 4
Истоки концепции Филофея ………………….……………………………….. 7
Пути развития идеи ………………...…………………………………………..8
Заключение ……………………………………………………………………. 11
Список источников …………………………………………………………… 12
Введение
Концепция Третьего Рима — одна из наиболее часто упоминаемых теоретических конструкций прошлого. Зачастую идеологема "Москва — третий Рим" употребляется в таком значении, которое изначально не было ей свойственно. Причиной тому стала сама концепция, ее многослойное смысловое наполнение. При изучении влияния, которое оказала теория Филофея на русскую философию, нужно, во-первых, выделить тот смысловой заряд, который несла в себе теория, какова была ее основная направленность - религиозная, философская, политическая или иная? На своем пути из XVI века до наших дней она трансформировалась, приобретая новые смыслы, обрастая интерпретациями.
Появление концепции "Москва — третий Рим" было обусловлено уникальным историческим моментом. На заключительном этапе создания государства Московской Руси произошло падение Византийской империи и продолжался процесс распада Золотой Орды. Московское царство оказалось независимым политически, а церковь лишилась поддержки со стороны Вселенского патриарха. Одновременно вызревают иосифлянская и нестяжательская концепции взаимоотношений церкви и власти. Религиозное сознание людей эпохи средневековья диктовало особый способ объяснения этих событий. Эсхатологические ожидания, связанные с окончанием седьмого тысячелетия, усугубляли ощущение грядущих глобальных перемен. В результате этих процессов возникает потребность в создании теории, объяснявшей сложившуюся ситуацию.
В Псковской земле, недавно присоединенной к Московскому великому княжеству описанные процессы переживаются особенно остро. Именно здесь появляется на свет концепция, которая отвечает на поставленные исторической эпохой вопросы. В послании Филофея М.Г. Мунехину "Против звездочетцев" соединены религиозное, историософское, политическое, этическое и антикатолическое содержание.
Уже в XVI веке из цельной конструкции Филофея выделяются политический и религиозный аспекты, которые используются властями и церковью в своих интересах. В XVI - первой половине XVII вв. в сознании власти, церкви и простого населения Московской Руси закрепляются представления о себе как о государстве с особой миссией хранения истинной веры. На основе идеи богоизбранности царской власти Иван Грозный создает свою теорию самодержавной власти. Опираясь на мысль о России как о последнем православном царстве, церковь добивается учреждения патриаршества.
Монах Филофей открывает Третий Рим
Нет никаких свидетельств тому, что Москва или Русь именовались Третьим Римом в каком-либо славянском тексте до первой половины XVI века. Псковский монах Филофей был первым, кто обнаружил Третий Рим в Московии. В первые десятилетия XVI века он написал одно или более писем, содержащих упоминание о «третьем Риме». Филофей ввел свою идею в обращение, написав в 1523–1524 годах письмо великокняжескому дьяку. В большинстве сохранившихся копий этот ключевой фрагмент звучит так:
«Так знай, христолюбец и боголюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать».
В «Православной энциклопедии» сказано:«Монах Филофей (ок. 1465-1542) – учительный старец Псковского Трехсвятительского Спасо-Елеазарова монастыря (село Елизарово Псковского района), сведения о котором весьма скудны. Известен как предполагаемый автор концепции «Москва – Третий Рим», тезисы которой изложены в его письмах к дьяку Михаилу Григорьевичу Мунехину и к великому князю Василию III Иоанновичу.
Письмо к дьяку Михаилу Григорьевичу Мунехину носит название «О злых днехъ и часахъ», иногда его называют ещё «Послание на звездочетцев», а письмо к великому князю Василию III Иоанновичу носит название «Послание к Великому князю Василию, в немъже о исправлении крестнаго знамения и о содомском блудъ»».
Биографические сведения о старце Филофее, действительно, крайне скудны. Известно лишь, что он жил в первой половине XVI-го века при великих князьях Московских: Иоанне III Васильевиче (1462-1505), Василии III Иоанновиче (1505-1533), правительнице Елене (1533-1538) при малолетнем Иоанне IV Васильевиче (1533-1584), и был монахом Псковского Елеазарова монастыря[1].
Первым сочинением старца считается его «Послание» великокняжескому дьяку в Пскове Михаилу Григорьевичу Мунехину, влиятельному лицу, перед которым он ходатайствовал за горожан. Повод к написанию «Послания» был следующий. Николай Булев, врач при великом князе Василии III, любекский немец по происхождению, приблизительно в 1522-ом году перевёл астрологический «Альманах» Штоффлера, содержащий предсказание о Большом потопе в Европе в 1524-ом. Поборник католицизма и астрологии, он послал своё сочинение Мунехину и дьяку Федору Карпову для прочтения. Перевод «Альманаха», очевидно, вызвал большой интерес у учёных и образованных дьяков, поскольку каждый из них обратился за разъяснениями к знающим лицам – духовным наставникам. Для Федора Карпова таким лицом оказался Максим Грек, для Михаила Мунехина – старец Филофей.
Запрос влиятельного великокняжеского дьяка подтолкнул Филофея на написание «Послания на звездочетцев и латынян», которым он ответил Мунехину, согласно историческим исследованиям в 1523-ем – до февраля 1524-го.
Н.В. Синицына считает, что идеи старца следует напрямую связывать с бытовавшими в тот период эсхатологическими ожиданиями: опровергая западное предсказание о грядущем конце света в 1524 г. Филофей и создал концепцию Третьего Рима.
Рассуждения старца в «Послании» отличаются последовательностью и стройностью.
В первой части Филофей развивает космологическую тему и опровергает с помощью «цитат» из Священного Писания какое-либо значение астрологии, поскольку звёзды как тела неодушевленные не могут оказывать влияния на судьбы людей или народов. Астрологии он противопоставляет иное объяснение исторического процесса: причиной изменений является – Божественная воля, причиной падения царств – неспособность удержаться в «Истинной вере» (Промысел Божий).
Затем он переходит ко второму тезису, и здесь его историко-богословская концепция также целиком находится в русле Библейских пророчеств, хотя ему необходимо было в текущих условиях примирить с нею падение православного Константинополя в 1453-ем году, подтвердить достоверность новых «Пасхалий» и объяснить сохранение католическим Римом своего «видимого благополучия».
Как писатель Филофей стал известен «широкой публике» лишь в XIX веке, когда в 1861 г. в журнале «Православный собеседник» было опубликовано названное выше послание к дьяку М.Г. Мунехину «на звездочетцев и латинян». Через два года (в 1863 г.) в том же журнале появилось послание Филофея к великому князю Василию Ивановичу. Именно эти два письма Филофея являются ключевыми для изучения идеологии Московского царства, так как именно в них можно встретить идею «Москва - Третий Рим».