Образовательные технологии




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Теория и практика социокультурного менеджмента»

для студентов направления подготовки 071800.62 Социально-культурная деятельность

 

Лекции 18 часов

Практические занятия 28 часов

Самостоятельная работа 62 часов

Всего 108 часов

Экзамен 7 семестр

 

 

 

Тольятти 2012

 


Рабочая учебная программа по дисциплине «Инновационный менеджмент »разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению направления подготовки 071800.62 Социально-культурная деятельность

Составитель: к.э.н., доцент А.Е.Бугаев.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры «Менеджмент»

Протокол № от «» мая 2012г.

Зав. кафедрой _________________ д.э.н., проф. Кулапина Г.М.

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании НМС по направлению подготовки 071800.62 Социально-культурная деятельность

Протокол № от «» 2012г.

Председатель НМС _________________

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

Рабочая учебная программа дисциплины.. 4

1. Цель и задачи изучения дисциплины.. 4

2. Место дисциплины в структуре ООП специальности (направления) 4

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) 4

4. Структура и содержание дисциплины.. 6

4.1 Структура и объем дисциплины.. 6

4.2 Содержание дисциплины (распределение фонда времени по темам и видам занятий) 6

4.3 Тематический план дисциплины 8

4.4 Содержание практических занятий. 9

4.5 Содержание самостоятельной работы.. 16

4.6 Методические указания и темы для выполнения курсового проекта (работы) 16

5. Образовательные технологии. 21

6. Требования к уровню освоения дисциплины и формы текущего и промежуточного контроля 22

7. Учебно–методическое обеспечение дисциплины.. 24

7.1. Перечень основной и дополнительной литературы.. 24

7.2 Программное обеспечение использования современных информационно- коммуникативных технологий. 26

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.. 27

 

 


Рабочая учебная программа дисциплины

Цель и задачи изучения дисциплины

Настоящий материал является практическим и теоретическим руководством студентам к предмету «Теория и практика социокультурного менеджмента».

Цель курса – обучение студентов теоретическим основам управления в сфере культуры, а также умелому использованию научно обоснованного менеджмента, адаптированного к социально-культурной деятельности.

Основными задачами курса являются освоение студентами:

Þ понятийного аппарата, категорий и принципов социокультурного менеджмента;

Þ форм и методов управления культурными процессами;

Þ механизмов менеджмента в сфере культуры;

Þ технологии управленческой социально-культурной деятельности.

Место дисциплины в структуре ООП специальности (направления)

 

В процессе изучения дисциплины студенты должны:

Иметь представление: об основных терминах и понятиях дисциплины.

Знать:

-природу и виды социокультурного менеджмента;

-иметь представление о моделях управления социокультурной деятельностью;

-освоить систему механизмов финансирования и ценообразования в культуре Уметь:

-применять модели управления социокультурной деятельностью;

-использовать технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере.

Список дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса данной дисциплины.

1. Микроэкономика

2. Макроэкономика

3. Инвестиции

Список дисциплин, для изучения которых необходимы знания данного курса.

Международные инвестиции

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Формируемые компетенции:

Профессиональные компетенции (ПК):

готовностью участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17);

владеть методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения (ПК-20);

готовностью участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций (ПК-21);

умением моделировать бизнес-процессы и знакомством с методами реорганизации бизнес-процессов (ПК-35);

способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-43).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет __ 3 _ зачетных единиц, __ 108 ___часов.

Структура и объем дисциплины

№ Семестра Число недель в семестре Количество часов по плану Количество часов в неделю Самостоятельная работа
    Всего Лекц. Практ. занятия Всего Лекц. Практ. Занятия Всего Кол-во часов в неделю
 
                   
                         

Содержание дисциплины (распределение фонда времени по темам и видам занятий)

Семестр

Наименование разделов по темам Очная форма
Аудиторные занятия СРС Всего
Лекции Практические занятия
  Основы менеджмента          
  Сфера культуры и технология менеджмента        
  Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры        
  Технология организационного и финансового обеспечения социально-культурной деятельности        
  Технология планирования.        
  Учет, отчетность и контроль        
  Работа с персоналом        
  Проблема эффективности менеджмента в сфере культуры        
  Итого        

4.3 Тематический план дисциплины «Теория и практика социокультурного менеджмента»

Тема 1. Основы менеджмента

Сущность менеджмента как процесса и науки. Содержание понятий «менеджмент», «бизнес» и «предпринимательства». Основные функции менеджмента. Требования к менеджменту. Элементы системы менеджмента. Составные части менеджмента. Стратегическое управление. Принципы и функции управления производством. Сложность и адаптация систем управления. Социально-экономические функции и цели менеджмента. Эволюция производства и концепций управления.

Становление и развитие теории и практики менеджмента. Практика управления в древности. Теория управления в 20 веке. Школа научного управления. Административная школа. Неоклассическая школа человеческих отношений. Школа количественного подхода. Современные подходы в менеджменте..

Литература (1,2,3)

 

Тема 2. Сфера культуры и технология менеджмента

Культура, сфера культуры и менеджмент. Система механизмов менеджмента. Необходимость технологического представления менеджмента. Административно-организационный механизм. Экономический механизм. Работа с персоналом. Информационный механизм. Проблема обеспечения единства механизмов менеджмента. Особенности менеджмента в сфере культуры. Сфера культуры как сфера услуг. Проблема единства механизмов менеджмента в сфере культуры. Опыт и итоги административных нововведений в сфере культуры Беларуси. Эволюция технологии менеджмента. Компетентность современного менеджера и гуманитарная культура

Литература (1,3,5)

 

Тема 3. Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры

Государственное регулирование в сфере культуры. Возможные роли государства в управлении сферой культуры. Международные акты и отечественное законодательство по культуре. Органы государственного управления сферой культуры. Информационное обеспечение управления в сфере культуры.

Негосударственная поддержка социально-культурной сферы. Спонсорство, благотворительность, патронаж. Цели и формы спонсорства. Благотворительность: проблемы и организация. Некоммерческие организации, фонды. Источники финансирования работы учреждений культуры: бюджетные (бюджет текущего содержания и финансирование программ по уровням бюджетообразования, возможность бюджетного финансирования непосредственно потребителя услуг в сфере культуры) и внебюджетные (средства доноров, спонсорские средства, гранты отечественных, зарубежных и международных фондов и организаций, собственные коммерческая деятельность и платные услуги и т. д.).

Литература (1,2,8)

 

Тема 4. Технология организационного и финансового обеспечения социально-культурной деятельности

Определение приоритетов поддержки и развития культуры: зарубежный и отечественный опыт. Американская модель: отказ от определения приоритетов. Постсоветская модель: научно обоснованные приоритеты. Общественно-государственная модель определения приоритетов.

Культурные программы как метод управления. Роль, значение и содержание культурных программ. Технология разработки и обеспечения реализации культурных программ.

Привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников (фандрейзинг). Организационное и техническое обеспечение фандрейзинга. Планирование фандрейзинговой кампании. Информационное обеспечение фандрейзинга. Виды и размеры возможных субсидий. Контакты с потенциальными донорами. Специальные мероприятия. Фандрейзинг по почте и по телефону. Анализ эффективности фандрейзинговой кампании. Разработка организационных документов (уставов, положений, должностных инструкций и т. д.).

Литература (1,2,4)

 

Тема 5. Технология планирования

Виды планов в сфере культуры. Организация плановой деятельности (этапы планирования). Методы планирования. Аналитическое планирование. Элементы маркетинга. Нормативное планирование. Целевое обоснование планов. Планирование материального и финансового обеспечения (балансовые методы планирования).

Планирование организационного обеспечения (матричный и сетевой планы).

Литература (1,2,5)

 

Тема 6. Учет, отчетность и контроль

Роль и значение учета, отчетности и контроля. Виды учета и отчетности, требования к их организации. Текущий (оперативный) учет. Статистический учет и отчетность. Творческие отчеты. Технология контроля. Виды и типы контроля. Средства и формы контроля. Организация (этапы) проведения ревизии.

Литература (1,2,7)

 

Тема 7. Работа с персоналом

Система работы с персоналом. Персонал в сфере культуры и кадровая политика. Требования к работникам сферы культуры и проблемы их подготовки. Содержание и методы подбора компетентного персонала. Требования к расстановке кадров. Оценка и аттестация. Переподготовка и повышение квалификации.

Управление нововведением. Внешнее и внутреннее сопротивление нововведению. Управление сопротивлением. Принудительное нововведение. Адаптивное нововведение. Кризисное нововведение.

Лидерство и стили руководства. Лидерство и социально-психологическое содержание руководства. Виды стилей руководства. Факторы формирования и динамика стилей руководства. Стимулирование и мотивация. Виды и методы стимулирования. Содержание мотивации и виды мотивов. Мотивация и проблема успеха. Свобода и ответственность. Создание и развитие мотивационных условий. Два потока внутрифирменной информации. Культура менеджмента и организационная культура фирмы..

Литература (1,3,6)

 

 

Тема 8. Проблема эффективности менеджмента в сфере культуры

Эффект и эффективность. Виды эффективности в сфере культуры. Целесообразность, рациональность и экономичность в социально-культурной сфере. Уровни анализа эффективности: уровень социально-культурной деятельности, уровень деятельности фирмы, уровень управления организациями и учреждениями. Методы анализа эффективности

Литература (1,2,7)

 

Содержание практических занятий

Тематика практических занятий разработана в соответствии с лекционным курсом. Содержание практических занятий включает в себя обсуждение вопросов темы, выступления студентов с докладами, сообщениями, дополнениями, выполнение практических работ, написание тестов, участие в выполнении бизнес-кейсов.

 

Занятие 1. Основы менеджмента (2 часа)

Вопросы к занятию

1. Сущность менеджмента как процесса и науки

2. Основные функции менеджмента

3. Элементы системы менеджмента.

4. Социально-экономические функции и цели менеджмента.

5. Становление и развитие теории и практики менеджмента.

Тематика докладов и сообщений:

1. Практика управления в древности. Теория управления в 20 веке.

2. Требования к менеджменту в современном мире

Литература (1,2,5)

 

Занятие 2. Сфера культуры и технология менеджмента (2 часа)

Вопросы к занятию

1. Система механизмов менеджмента

2. Проблема обеспечения единства механизмов менеджмента.

3. Особенности менеджмента в сфере культуры

4. Проблема единства механизмов менеджмента в сфере культуры.

Тематика докладов и сообщений:

1. Опыт и итоги административных нововведений в сфере культуры Беларуси.

2. Эволюция технологии менеджмента

Литература: (1,3,5)

 

 

Занятие 3. Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры (4часа)

Вопросы к занятию

1. Международные акты и отечественное законодательство по культуре.

2. Информационное обеспечение управления в сфере культуры.

3. Негосударственная поддержка социально-культурной сферы

4. Источники финансирования работы учреждений культуры

Тематика докладов и сообщений:

1. Государственное регулирование в сфере культуры

2. Органы государственного управления сферой культуры

Литература (1,2,8)

 

Занятие 4. Технология организационного и финансового обеспечения социально-культурной деятельности (4 часа)

Вопросы к занятию

1. Общественно-государственная модель определения приоритетов.

2. Культурные программы как метод управления

3. Технология разработки и обеспечения реализации культурных программ

4. Организационное и техническое обеспечение фандрейзинга

5. Анализ эффективности фандрейзинговой кампании

Тематика докладов и сообщений:

1. Американская модель: отказ от определения приоритетов

2. Постсоветская модель: научно обоснованные приоритеты

Литература (1,2,4)

 

 

Занятие 5 Технология планирования. (4часа)

Вопросы к занятию

1. Виды планов в сфере культуры

2.. Организация плановой деятельности

3. Планирование материального и финансового обеспечения

4. Планирование организационного обеспечения

Тематика докладов и сообщений:

1. Методы планирования в мировой практике

2. Аналитическое планирование, как фактор повышения конкурентоспособности

Литература (1,2,5)

 

Занятие 6. Учет, отчетность и контроль (4 часа)

Вопросы к занятию

1. Роль и значение учета, отчетности и контроля

2. Виды учета и отчетности, требования к их организации..

3. Текущий (оперативный) учет

4. Статистический учет и отчетность

5. Статистический учет и отчетность

.

Тематика докладов и сообщений:

1 Творческие отчеты..

2. Организация проведения ревизии.

Литература (1,2,7)

 

 

Занятие 7. Работа с персоналом (4 часа)

Вопросы к занятию

1. Система работы с персоналом

2. Требования к работникам сферы культуры и проблемы их подготовки

3. Оценка и аттестация

4. Управление нововведением и сопротивлением

5. Лидерство и социально-психологическое содержание руководства.

6. Содержание мотивации и виды мотивов

Тематика докладов и сообщений:

1. Факторы формирования и динамика стилей руководства..

2. Создание и развитие мотивационных условий.

Литература (1,2,4)

 

Занятие 8. Проблема эффективности менеджмента в сфере культуры (4 часа)

Эффект и эффективность. Виды эффективности в сфере культуры. Целесообразность, рациональность и экономичность в социально-культурной сфере. Уровни анализа эффективности: уровень социально-культурной деятельности, уровень деятельности фирмы, уровень управления организациями и учреждениями. Методы анализа эффективности

Вопросы к занятию

1. Эффект и эффективность

2. Виды эффективности в сфере культуры

3. Целесообразность, рациональность и экономичность в социально-культурной сфере.

4. Методы анализа эффективности

Тематика докладов и сообщений:

1. Уровни анализа эффективности: уровень социально-культурной деятельности, уровень деятельности фирмы, уровень управления организациями и учреждениями

2. Проблема нарушения уровней управления в РФ.

Литература (1,2,5)

 

 

Содержание самостоятельной работы

Самостоятельная работа – это деятельность студента, которая осуществляется по заданию преподавателя или по собственному желанию, направленная на закрепление, расширение и углубление получаемых знаний, навыков и умений, а так же на усвоение нового материала без посторонней помощи.

Студенты самостоятельно работают в течение всего времени, на всех видах занятий и в часы, отводимые на самостоятельную работу, предусмотренные учебным планом.

Самостоятельная работа в рамках курса «Теория и практика социокультурного менеджмента» включает в себя следующие формы:

– изучение лекционного материала по учебным пособиям, учебникам и конспектам лекций;

– изучение рекомендованной литературы; нормативных документов, материалов периодической печати;

– решение аналитических задач;

– выполнение самостоятельных и контрольных работ;

– подготовку и обсуждение сообщений и докладов на занятиях и конференциях;

– участие в консультациях;

– подготовку к тестированию;

– подготовку к зачету.

 

 

Образовательные технологии

Показатель Требования ФГОС, % Фактически, %
1. удельный вес активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги), %   Не менее __ 30 __  
2. удельный вес занятий лекционного типа, % Не более ___ 50 __  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: