Использование схем и таблиц
На уроках истории
Схемы и таблицы являются средствами выделения главного, они помещают информацию в замкнутое пространство. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции – анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически обобщить.
Но при некотором сходстве, таблицы и схемы имеют ярко выраженные различия.
Схемы – графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками – геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.
Таблицы – (по определению Вагина А.А.) «синтетический материал изучаемой темы», графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися. В таблицах, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений.
В методике преподавания истории выделяют следующие виды схем:
Ø Логические
Ø Сущностные
Ø Последовательные
Ø Диаграммы
Ø Графики
Ø Технические
Ø Локальные
Таблицы подразделяют на:
Ø Тематические
Ø Сравнительные
Ø Хронологические
Ø Синхронистические
Такое внимание к таблицам и схемам вызвано тем, что они не так часто используются на уроках истории, а если используются то, чаще всего в меловом изображении, плохо различимом на доске. Использование компьютера делает возможным осуществление новых подходов к применению этого методического материала.
Причиной этому можно назвать следующие причины:
1. Интерес учителя к схемам и таблицам сегодня не возродился в такой степени, как это было в период строго регламентированного преподавания истории на основе классового подхода и теории общественно – экономической формации.
2. Сегодня в преподавании истории наметились новые аспекты, которые не осмыслены на теоретическом уровне. Причиной тому – отсутствие абстрактного уровня обобщения данного материала, что отчасти может быть достигнуто с помощью схем.
3. Попытки возродить указанные средства произвольны и сводятся к желанию поместить всю историю в заданные рамки.
Появление подобных работ стало массовым и вызывает в целом отрицательное отношение учителей, которое распространяется на схемы и таблицы вообще. Использование графических, цветовых возможностей текстового редактора Word позволяет изменять это отношение в сторону самостоятельной работы по составлению схем и таблиц конкретно к проводимому уроку. В своей работе я привожу в пример некоторые из составленных учениками таблиц, в которых смысловое решение оформлено цветовой и знаковой семантикой. По моему, сочетание черных знаков на белом листе как и меловая запись на коричневом, черном линолеуме, реже зеленом пластике доски, вызывает не восприятие учебного материала в силу низкого графического разрешения.
Новым подходом в изучении исторических личностей можно считать схемы «Неполная родословная». Работа с этими схемами позволяет выстроить последовательность правления монархов (см. приложение).
Россия при Петре I
Заполните недостающие звенья родословной таблицы династии Романовых.
Сущностные структурные схемы отражают обычно структуры, основные части, черты и суть того или иного явления. Они могут отражать названия племен, основные занятия жителей, сословия, доходы и расходы государства, национально – государственное устройство страны.
Восстание декабристов 1825г.
|
«Грюнвальдская битва»
При изучении политических событий и явлений можно применять схемы по расположению. Традиционно расстановку политических сил учителя истории располагают справа, слева и в центре.