КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Образовательная цель: Закрепить, расширить понятия “музыкальная сказка”, “музыкальная живопись”, познакомить композитором Римским – Корсаковым – как “музыкальным сказочником”.
Планируемые результаты:
Личностные: Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека, развитие духовно – нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости;
Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие,
Предметные: Познакомить с сюитой как музыкальным жанром, научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «композитор-сказочник», «опера», «музыкальная живопись», «музыкальная сказка».
Оборудование: Проигрыватель, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, презентации, фортепиано, компьютер.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Музыкальный материал | УУД (конкретно) | |||||||
1. Организационный момент (1 минута) | - Здравствуйте ребята, поприветствуем друг друга. - Присаживайтесь. | Дети встают со своих мест. Дети садятся. | Р (целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно) | ||||||||
2. Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (5минут) | В течении учебного года вы изучили много нового, говорили о многообразии жанров и интонационной выразительности музыкальной речи. Слушали оперы, симфонические сказки, музыкальные сказки. На сегодняшнем уроке мы с вами закрепим знания и познакомимся новым произведением, музыкальной сказкой знакомого вам композитора. Посмотрите на портрет и скажите ребята, как зовут этого композитора? | Это портрет известного русского композитора Римского – Корсакова | К (планирование учебного сотрудничества с учителем) П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме) | ||||||||
3. Изучение нового материала. (10 минут) | Да правильно, это знакомый вам русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. А что вы о нем помните? Он был из музыкальной семьи, его отец играл на фортепиано, а мама и дядя пели народные песни. Музыкальные способности своего сына они заметили, когда ему было 2 года, а с 6 лет учили играть на рояле. У него был абсолютный слух, ритм и память. Но больше всего в это время он мечтал о море – играл в морские игры, рисовал и строил корабли. В 12 лет его отец привёз в Петербург и определил в морской кадетский корпус. Там он учился и стал гардемарином. На корабле «Алмаз» он совершил кругосветное плавание, вернувшись из путешествия, он окончательно решил стать композитором. как и Глинка, Римский- Корсаков был влюблён в богатейшую художественную культуру, историю и быт русского народа. Особенно привлекали его древние народные поверья, обряды и песни, связанные с народными представлениями о природе, легенды, былины и сказки. В своих произведениях композитор описал картины моря, разгорающейся утренней зари, ночного звездного неба, зарисовки из мира пернатых и животных, передача всевозможных «голосов природы». Римский-Корсаков написал 15 опер, большинство из которых на сказочные сюжеты. Какая опера вам знакома? Ребята, кто читал книгу «Тысяча и одна ночь»? Сборник этих сказок появился в XVIII во Франции. Вскоре с французского языка сказки были переведены на многие другие языки. Сказки создавались многими поколениями разных народов: арабами, персами, индусами. Н. А. Римского-Корсакова увлёк Восток, с его прихотливой фантастикой, образной речью, весёлой мудростью. Мы сегодня узнаем что такое сюита. Сюита - музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединённых общим замыслом. Симфоническая сюита «Шехерезада» была написана Римским-Корсаковым всего за два месяца в 1888 году. Это программное произведение Программная музыка – музыка, в основе которой лежит определённый сюжет, программа. Композитор приложил к партитуре следующую программу: «Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи. Но султанша Шахерезада спасла свою жизнь тем, что заняла его сказками, рассказывая их султану в протяжении 1001 ночи, так что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал её казнь и, наконец, совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказывала ему Шахерезада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку, рассказ в рассказ. | Опера – былина «Садко» Опера «Сказка о царе Салтане», фрагмент «Три чуда» опера «Золотой петушок» Опера-сказка «Снегурочка» | К (постановка вопросов и сотрудничество с учителем) | ||||||||
4.Организация слушательской деятельности(15 минут) | Сейчас мы послушаем I часть сюиты «Шехерезада», которая называется «Море. Синдбадов корабль». Сядьте удобно и настройтесь. (Звучит музыка) - Кого нам изобразила музыка? Во вступлении мы услышали музыку, которая нам нарисовала грозного царя Шахриара. Тема Шахриара звучит грозно и величественно. Энергичные ритмы придают теме черты суровости. Музыкальное высказывание напоминает повелительную речь. Тему этого царя исполнили медные духовые инструменты (труба и трамбон) Какая здесь динамика? (Форте). В каком регистре? (Низкий). Тему Шахерезады играет скрипка и аккомпанирует ей арфа. Чем отличается образ Шахерезады? (Мягкостью и женственностью). Какая здесь динамика? (Пиано). В каком регистре? (Высокий). - Ещё что нарисовала музыка? - Море было одинаковое? - В каком ладу написана музыка? (минор) | Нет, композитор изобразил разное состояние моря, по которому плывёт корабль Синдбада: то спокойное и безмятежное. То бурное и взвалнованое | «Шехеразада» «Море и Синдбадов корабль» | К (постановка вопросов и сотрудничество с учителем) | |||||||
5. Организация исполнительской деятельности(10 мин) | Как вы помните музыка и литература взаимосвязаны и сегодня нам предстоит продолжить знакомится с волшебной песней под названием «Маленький принц», вы наверное помните такую сказку Антуана де Сент – Экзюпери.
| «Маленький принц» | П (выделение и формулирование познавательной цели — узнать и разучить песню) | ||||||||
6. Рефлексия деятельности. (Итог урока 4 минуты) | Творческое задание: нарисовать музыку Римского-Корсакова. Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? | Композитор Римский-Корсаков “музыкальный сказочник”. Познакомились симфонической сюитой “Шехерезада» | Р (оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить) | ||||||||