Тема урока: «Музыкальный сказочник»




КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

 

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: Закрепить, расширить понятия “музыкальная сказка”, “музыкальная живопись”, познакомить композитором Римским – Корсаковым – как “музыкальным сказочником”.

Планируемые результаты:

Личностные: Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека, развитие духовно – нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости;

Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие,

Предметные: Познакомить с сюитой как музыкальным жанром, научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «композитор-сказочник», «опера», «музыкальная живопись», «музыкальная сказка».

Оборудование: Проигрыватель, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, презентации, фортепиано, компьютер.

 

Этап урока Действия учителя Деятельность обучающихся Музыкальный материал УУД (конкретно)
1. Организационный момент (1 минута)   - Здравствуйте ребята, поприветствуем друг друга. - Присаживайтесь. Дети встают со своих мест. Дети садятся.   Р (целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)
2. Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (5минут)     В течении учебного года вы изучили много нового, говорили о многообразии жанров и интонационной выразительности музыкальной речи. Слушали оперы, симфонические сказки, музыкальные сказки. На сегодняшнем уроке мы с вами закрепим знания и познакомимся новым произведением, музыкальной сказкой знакомого вам композитора. Посмотрите на портрет и скажите ребята, как зовут этого композитора? Это портрет известного русского композитора Римского – Корсакова   К (планирование учебного сотрудничества с учителем) П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)
3. Изучение нового материала. (10 минут) Да правильно, это знакомый вам русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. А что вы о нем помните? Он был из музыкальной семьи, его отец играл на фортепиано, а мама и дядя пели народные песни. Музыкальные способности своего сына они заметили, когда ему было 2 года, а с 6 лет учили играть на рояле. У него был абсолютный слух, ритм и память. Но больше всего в это время он мечтал о море – играл в морские игры, рисовал и строил корабли. В 12 лет его отец привёз в Петербург и определил в морской кадетский корпус. Там он учился и стал гардемарином. На корабле «Алмаз» он совершил кругосветное плавание, вернувшись из путешествия, он окончательно решил стать композитором. как и Глинка, Римский- Корсаков был влюблён в богатейшую художественную культуру, историю и быт русского народа. Особенно привлекали его древние народные поверья, обряды и песни, связанные с народными представлениями о природе, легенды, былины и сказки. В своих произведениях композитор описал картины моря, разгорающейся утренней зари, ночного звездного неба, зарисовки из мира пернатых и животных, передача всевозможных «голосов природы». Римский-Корсаков написал 15 опер, большинство из которых на сказочные сюжеты. Какая опера вам знакома? Ребята, кто читал книгу «Тысяча и одна ночь»? Сборник этих сказок появился в XVIII во Франции. Вскоре с французского языка сказки были переведены на многие другие языки. Сказки создавались многими поколениями разных народов: арабами, персами, индусами. Н. А. Римского-Корсакова увлёк Восток, с его прихотливой фантастикой, образной речью, весёлой мудростью. Мы сегодня узнаем что такое сюита. Сюита - музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединённых общим замыслом. Симфоническая сюита «Шехерезада» была написана Римским-Корсаковым всего за два месяца в 1888 году. Это программное произведение Программная музыка – музыка, в основе которой лежит определённый сюжет, программа. Композитор приложил к партитуре следующую программу: «Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи. Но султанша Шахерезада спасла свою жизнь тем, что заняла его сказками, рассказывая их султану в протяжении 1001 ночи, так что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал её казнь и, наконец, совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказывала ему Шахерезада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку, рассказ в рассказ.       Опера – былина «Садко» Опера «Сказка о царе Салтане», фрагмент «Три чуда» опера «Золотой петушок» Опера-сказка «Снегурочка»     К (постановка вопросов и сотрудничество с учителем)
4.Организация слушательской деятельности(15 минут) Сейчас мы послушаем I часть сюиты «Шехерезада», которая называется «Море. Синдбадов корабль». Сядьте удобно и настройтесь. (Звучит музыка) - Кого нам изобразила музыка? Во вступлении мы услышали музыку, которая нам нарисовала грозного царя Шахриара. Тема Шахриара звучит грозно и величественно. Энергичные ритмы придают теме черты суровости. Музыкальное высказывание напоминает повелительную речь. Тему этого царя исполнили медные духовые инструменты (труба и трамбон) Какая здесь динамика? (Форте). В каком регистре? (Низкий). Тему Шахерезады играет скрипка и аккомпанирует ей арфа. Чем отличается образ Шахерезады? (Мягкостью и женственностью). Какая здесь динамика? (Пиано). В каком регистре? (Высокий). - Ещё что нарисовала музыка? - Море было одинаковое? - В каком ладу написана музыка? (минор)     Нет, композитор изобразил разное состояние моря, по которому плывёт корабль Синдбада: то спокойное и безмятежное. То бурное и взвалнованое «Шехеразада» «Море и Синдбадов корабль»   К (постановка вопросов и сотрудничество с учителем)
5. Организация исполнительской деятельности(10 мин) Как вы помните музыка и литература взаимосвязаны и сегодня нам предстоит продолжить знакомится с волшебной песней под названием «Маленький принц», вы наверное помните такую сказку Антуана де Сент – Экзюпери.
ВХР трудности Методы и приемы
Произношение согласных «Р», «Б», «Ч», «Й» Цепное дыхание. Замыкание фраз. Длинные ноты.   Проговаривание текста.   Дирижерский жест, прохлапываение ритма Графический показ   Показ учителя Дирижерский жест Дирижерский жест, снятия. Графический показ.
     

 

  «Маленький принц» П (выделение и формулирование познавательной цели — узнать и разучить песню)
6. Рефлексия деятельности. (Итог урока 4 минуты) Творческое задание: нарисовать музыку Римского-Корсакова. Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Композитор Римский-Корсаков “музыкальный сказочник”. Познакомились симфонической сюитой “Шехерезада»     Р (оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить)
           

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: