До 2002 года пенсия в Российской Федерации рассчитывалась, исходя из двух факторов - из продолжительности общего трудового стажа и величины среднемесячного заработка лица, уходящего на пенсию, который складывался в определенный период времени перед выходом на пенсию: либо за последние 2 года, либо за любые 5 лет на протяжении всей трудовой жизни. Таким образом, пенсионные права в старой, дореформенной системе измерялись через стаж и через заработок. Эти две основные характеристики задавали объем пенсии.
В 2002 году состоялся переход на принципиально новую систему. Это модель, основанная на том, что величину размера пенсии задает не стаж и заработок, а объем страховых взносов, которые перечислены работодателем за работника на его индивидуальный лицевой счет. Соответственно, чем больше зарплата и чем дольше вы платите с нее страховые взносы, тем большая величина у так называемого расчетного пенсионного капитала. Работодатели являются ключевыми участниками пенсионной системы Российской Федерации, уплачивая с фонда оплаты труда средства на будущее пенсионное обеспечение своих сотрудников.
С 2002 года в России действует система обязательного пенсионного страхования. В качестве страхователей в ней выступают все работодатели, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации. Застрахованными лицами являются работники по найму, либо по гражданско-правовому договору.Обязанности страховщика возложены на Пенсионный фонд РФ.
Страхователи имеют право:
· участвовать через своих представителей в управлении обязательным пенсионным страхованием;
· бесплатно получать у страховщика информацию о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании, а также информацию о размерах обязательного страхового обеспечения, выплаченного застрахованным лицам, за которых страхователь уплачивал страховые взносы;
· обращаться в суд для защиты своих прав;
· уплачивать взносы работодателя в пользу застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Страхователи обязаны:
· зарегистрироваться в порядке, установленном статьей 11 настоящего Федерального закона;
· своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет;
· представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения;
· выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
· обеспечивать реализацию прав застрахованных лиц, вступающих в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";
· своевременно и в полном объеме перечислять в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в порядке, определенном Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", а также вести учет, связанный с исчислением, удержанием и перечислением указанных страховых взносов и с уплатой взносов работодателя в пользу застрахованных лиц в соответствии с указанным Федеральным законом;
· выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей:
§ базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы),
§ страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и
§ накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе).
Сведения о численности пенсионеров и средних размерах их пенсий в целом по Российской Федерации по состоянию на 1 августа 2009 года | ||
Категории пенсионеров | Численность пенсионеров, тыс.человек на 1.08.2009 | Средний размер пенсии на 1.08.2009 |
Всего пенсионеров | 38.776 | |
Получатели трудовых пенсий | 35.879 | |
из них: | ||
по старости | 30.528 | |
по инвалидности | 3.834 | |
по случаю потери кормильца | 1.517 | |
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению | ||
из них: | ||
пенсии военнослужащих и их семей | ||
Социальные пенсии | 2.519 | |
Справочно: | ||
Инвалиды вследствие военной травмы, получающие две пенсии | ||
Участники ВОВ, получающие две пенсии | ||
Вдовы военнослужащих, погибших в ВОВ, получающие две пенсии | ||
Родители погибших военнослужащих, получающие две пенсии |
§ 1 марта базовая часть трудовой пенсии россиян была увеличена на 8,7%.
§ 1 апреля на 17,5%
§ 1 августа на 7,5% выросла страховая части трудовой пенсии, в результате чего средний размер трудовой пенсии составил 5536 рублей.
§ 1 декабря - базовая часть трудовой пенсии проиндексирована на 31,4%.
Таким образом, всего за 2009 год пенсии проиндексированы 4 раза. В результате к концу года средний размер трудовой пенсии составит 6280 рублей; средний размер социальной пенсии достигнет величины прожиточного минимума пенсионера и составит 4294 рубля.
В 2009 году был принят Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", в соответствии с которым единый социальный налог с 1 января 2010 заменяется страховыми взносами напрямую в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды - Федеральный и территориальные - обязательного медицинского страхования.
2010 год будет переходным периодом, в течение которого сохранится действующая ставка взносов, то есть 20 % в Пенсионный фонд, 2,9% - в Фонд социального страхования, и 3,1% - в фонды обязательного медицинского страхования. С 2011 года ставка страховых взносов возрастет до 34% - 26% будет направляться в Пенсионный фонд, 2,9% - в Фонд социального страхования, 5,1% - в фонды - федеральный и территориальный - обязательного медицинского страхования.
"Все, что мы планировали в социальной сфере, все, что связано с повышением социальных пособий, пенсий - все будет исполняться", - сказал Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин. "Мы намерены все наши планы по повышению социальных пособий исполнить", - подчеркнул глава Правительства.
Также в 2010 году пройдут текущие индексации трудовых и социальных пенсий. Планируется, что с 1 апреля 2010 года на 6,3% будут увеличены трудовые пенсии. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению (социальные пенсии) с 1 апреля 2010 года будут проиндексированы на 12,0% и еще на 3,5% с 1 июля 2010 года. Помимо этого 1 апреля 2010 года размер ЕДВ будет увеличен на 10%.
Важно отметить, что если сейчас базовая и страховая части пенсии индексируются отдельно и по разным правилам, то с нового года базовая часть перейдет в страховую в виде фиксированного базового размера, и страховая часть пенсии будет индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы и ростом доходов ПФР в расчете на одного пенсионера.
В результате всех индексаций к концу следующего года средний размер трудовой пенсии составит 7902 рубля. В целом, на финансирование пенсий и других социальных выплат в 2010 году государство планирует направить средства, равные 10% ВВП страны.
Страховые взносы будут уплачиваться с заработка, не превышающего 415 000 рублей в год. По данным ПФР, такой уровень дохода имеет 97% всего работающего населения России. Заработок свыше этой суммы страховыми взносами облагаться не будет. Размер предельного годового заработка планируется ежегодно индексировать в соответствии с ростом средней заработной платы.
Еще одно важное нововведение 2010 года коснется в первую очередь работодателей: единый социальный налог (ЕСН) будет заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС будет передана от налоговых органов ПФР.
Подготовка Пенсионного фонда Российской Федерации к функции администрирования страховых взносов идет без сбоев в строго установленные сроки. Во всех территориальных органах проведены необходимые учения, отработано взаимодействие с ФОМС, ФСС, налоговыми органами и органами Федерального казначейства.