Варианты отслеживания эмоционального состояния детей.
Цель: отслеживание эмоционального состояния ребенка для повышения эффективности воспитательного воздействия и оказания своевременной коррекции и полноценной поддержки развитию личности ребенка.
Задачи:
- Диагностировать эмоциональное состояние ребенка для корректировки силы и интенсивности воспитательного воздействия через наглядные варианты фиксации полученных данных.
- Учить определять свое эмоциональное состояние.
- Развивать эмпатийные способности ребенка (способность постигать эмоциональное состояние свое и другого человека).
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость и сопереживание.
Варианты названий и оформления календарей настроения.
При определении названия должно присутствовать одно из основных определений – «настроение» или «эмоции»
- Календарь настроения
- Эмоциональная расческа
- Часики настроения
- Календарь эмоций (эмоциональный календарь)
- Эмоциональная корзина и т. д.
Основные требования к уголкам настроения.
- Уголок настроения должен находиться на уровне глаз ребенка.
- Внесение изменений в уголок настроения производится самим ребенком.
- При определении настроения используются как цветовые, так и пиктограммные изображения. Возможно их одновременное использование.
- В оформлении уголка настроения недопустимо использование более 3-х цветовых вариантов (за исключением цвета настроения).
- Цвета настроения вводятся одновременно с соответствующим определением:*
| Счастье | счастливое | ||||
| Грусть | грустное | (обязательное) | |||
| Веселье | веселое | (обязательное) | |||
| Радость | радостное | ||||
| спокойствие | спокойное | (обязательное) | |||
| Обида | обиженное | ||||
| злость, гнев | злое, гневное | (обязательное) |
- Фиксация настроения в уголке ведется ежедневно по приходу ребенка в детский сад.
- Для отслеживания эмоционального состояния в течение месяца воспитатели ведут табель-календарь (Приложение 1).
- Табель-календарь находится в приемной в удобном для просмотра родителями месте.
- Календарь настроения имеет вариативные формы, отличные друг от друга (по возрастным группам). (Приложение 2)
ПРИМЕЧАНИЕ: При определении цветовой гаммы можно воспользоваться цветовыми выборами М. Люшера и их характеристиками:
- синий (темно-синий) – спокойствие, удовлетворенность;
- зеленый (сине-зеленый) – уверенность, настойчивость;
- красный (оранжево-красный) – агрессивность, возбуждение;
- желтый (светло-желтый) – активность, веселость;
- коричневый – напряженность, тревожность;
- черный – стресс;
- серый (нулевой) – напряженность, огорчение.
* В данной методической разработке использованы рекомендации по цветовым предпочтениям дошкольников Велиевой С. В. («Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста»)
Вариативные формы ведения и оформления календарей настроения в разных возрастных группах.
I-я МЛАДШАЯ ГРУППА (2-3 года).
Уголок настроения может быть представлен в варианте «Здравствуй, я пришел». Для родителей табель-календарь не демонстрируется.
Задачи:
- Формировать положительный эмоциональный настрой на посещение детского сада.
- Контроль и регулирование эмоционального состояния ребенка.
II-я МЛАДШАЯ ГРУППА (3-4 года)
До середины учебного года ведется уголок настроения по форме «Здравствуй, я пришел». Со второй половины учебного года вводится новая форма – «Уголок настроения». При обозначении настроения используются предметные символы (например, «солнышко» желтого цветы – веселое настроение и «тучка» синего цвета – грустное настроение).
Задачи:
- Учить определять свое настроение исходя из двух противоположных состояний: «веселое» и «грустное».
СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 лет)
При обозначении настроения можно вводить пиктограммы – схематические изображения условных лиц с соответствующей мимикой. Даются термины, обозначающие определенное настроение и демонстрируются соответствующие пиктограммы. Понятие «пиктограмма» не дается. Предлагается детям определение трех вариантов эмоциональных состояний. Дети определяют только свое эмоциональное состояние.
Задачи:
- Учить использовать понятие «спокойное» настроение (в дополнение к используемым со II младшей группы).
СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 лет)
Вводятся цветовые обозначения настроения. Понятия о соответствии выбранного цвета определенному настроению не дается.
Задачи:
- Учить использовать понятие «радостное», «унылое (обида)», «злое (гневное)», «счастливое» настроение.
- Привлекать детей для определения настроения другого человека (можно учить определять настроение другого ребенка, взрослого человека, включая воспитателя)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6-7 лет)
При обозначении настроения можно использовать прием «привлечение мнения другого ребенка»: Саша, определи, какое сегодня настроение у Димы?
Задачи:
- Закреплять полученные ранее знания и умения.
- Определять эмоциональное состояние детей дважды в день: утром и вечером (после сна).