Программа ГЭК по психологии (2017/18 уч. год)
Раздел 1. Психология человека, история психологии.
- Общая характеристика психологии как науки. Зарождение психологических знаний и основные этапы её развития. Составные элементы (строение) современной психологии.
Характеристика явлений, изучаемых психологией. Понятие о психике. Предмет психологии. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Житейская и научная психология. Характеристика психологии как науки: ключевые проблемы, цели, задачи. Значение психологических знаний. Место психологии в системе наук.
- Методология и методы научной психологии.
Понятие методологии науки, уровни и формы методологии. Методологическое знание в структуре психологического знания. Функции методологии. Основные методологические проблемы психологии. Состав и структура, специфика психологического знания. Психологические теории. Методы: их разновидности.
- Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии.
Представления о личности в отечественной психологии. Особенности отечественных теорий личности. Системная модель человекознания Б.Г. Ананьева; психология отношений В.Н.Мясищева; представление об установке в теории Д.Н. Узнадзе; модели структуры личности в работах К.К. Платонова.
- Культурно-историческая теория Л.С. Выготского: ключевые понятия и основные её положения.
Возникновение научной школы Л.С.Выготского. Культурно-историческая концепция: основные положения (общественно-историческая природа сознания, понятие «высшие психические функции», их структура и генезис). Развитие идей в отечественной психологии.
- Деятельностный подход в отечественной психологии: ключевые понятия и основные положения.
Школа С.Л.Рубинштейна (понятие деятельности, принцип единства сознания и деятельности, классификация видов деятельности, структура деятельности, структура личности). Развитие идей деятельностного подхода: К.А. Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов. Деятельность как методологический принцип, общее понятие о деятельности, её видах.
- Бихевиоризм: базовые принципы, экспериментальные методы исследования, этапы развития.
Бихевиоральное направление в психологии. Личность в бихевиоральном подходе. Определение и основные постулаты научающе – бихевиорального направления; теория классического обусловливания (И.П. Павлов, Д.Б. Уотсон); теория оперантного обусловливания Б.Ф. Скиннера; развитие идей бихевиорального направления в трудах А. Бандуры.
- Психоаналитический подход в психологии. Понимание личности в психоаналитическом подходе.
Психоаналитический подход в психологии. Понимание личности в психоаналитическом подходе. Определение и основные идеи психоанализа; классический психоанализ З. Фрейда; аналитическая теория К.Г. Юнга; индивидуальная психология А. Адлера; социокультурная теория К. Хорни.
- Гуманистическая психология: история возникновения и ключевые положения
История становления гуманистической психологии. Взгляд на природу человека. Концепция самоактуализации, пирамида потребностей А. Маслоу; личностно-центрированная теория К. Роджерса.
- Эмоции и чувства: адаптивные функции и научные теории эмоций.
Понятие «эмоции». Эмоциональное реагирование: компоненты, характеристики, виды и функции. Эмоции и чувства. Эмоциональные состояния и их характеристика. Эмоциональность: динамические и содержательные особенности эмоциональности. Эмоциональный интеллект и эмоциональная компетентность. Методы изучения эмоций.
- Психология темперамента: определение, теории и типы темпераментов.
Феномен «темперамента»: история его изучения. Конституционная теория темперамента Э. Кечмер, концепция типов телосложения У. Шелдона. Исследования И.П. Павлова. Склад личности: экстраверсия/интроверсия К.Г. Юнга, невротизм Г. Айзенка.
- Психология способностей и интеллекта: определение, структура, уровни.
Понятие общих способностей и интеллекта; объяснительные подходы к интеллекту; теории интеллекта; психометрические модели интеллекта: монофакторные и полифакторные подходы; структура свойств интеллекта; измерение интеллекта. Развитие интеллекта; генетические и средовые факторы в развитии интеллекта
Раздел 2. Возрастная психология развития.
- Возрастная психология как научная отрасль психологии.
Феномен «возраста». История становления возрастной психологии. Предмет, задачи возрастной психологии. Отросли науки, смежные возрастной психологии. Методологические основы возрастной психологии: отечественной, зарубежной.
- Понятие о психическом развитии. Факторы и движущие силы развития. Основные теории психического развития.
Закономерности, движущие силы и условия психического развития. Группы периодизаций психического развития по различным критериям в зарубежной психологии. Когнитивная теория Ж. Пиаже. Концепция психического развития А. Валлона. Эпи-генетический принцип развития Э. Эриксона.
- Психическое развитие ребёнка дошкольного возраста (от рождения до 7 лет).
Особенности психического развития в младенческом возрасте. Специфика социальной ситуации развития младенца. Социальное, моторное, когнитивное развитие младенца. Основные новообразования младенческого возраста. Особенности психического развития в раннем детстве. Развитие предметных действий, общения. Умственное развитие детей и развитие речи. Психическое развитие дошкольника. Особенности развития речи, памяти, внимания, словесно-логического мышления ребенка, сенсорной сферы дошкольника. Развитие личности и общения.
- Психическое развитие младшего школьника.
Границы и социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Понятие психологической готовности к обучению в школе. Учебная деятельность: содержание и структура учебной деятельности младших школьников. Мотивация учения. Психическое развитие младших школьников. Развитие личности Особенности общения с взрослыми и сверстниками.
- Психическое развитие подростка. Основное содержание подросткового периода развития.
Подростковый возраст и пубертатный период развития. Кризис подросткового возраста. Учебная деятельность и мотивация учения. Развития личности подростка. Общение со сверстниками. Особенности общения со взрослыми.
- Психическое развитие в юношеском возрасте.
Понятие юности. Границы и этапы юности. Центральная характеристика ранней юности. Психологическая готовность к самоопределению. Развитие самосознания, формирование идентичности, личностной рефлексии. Нравственное развитие. Особенности когнитивного развития в юношеском возрасте. Общение со взрослыми. Особенности общения со сверстниками.