Управление командно-соревновательной деятельностью в спортивных играх и его проблемы




Реферат Шаховой Арины 8а

Управление соревновательной и командной деятельностью игроков в спортивных играх (Физкультура).

 

Введение

 

В спортивной деятельности складывается система управления - тренер-спортсмен, где тренер представляет собою управляющую, а спортсмен управляемую часть.

Спортивный результат рассматривается как обобщенный показатель функциональных возможностей всего организма, так как каждый из видов подготовленности - интеллектуальная, нравственно-волевая, тактическая, физическая и интегральная - обуславливается уровнем развития функциональных возможностей одной или нескольких взаимосвязанных подсистем организма [14, 15]. Основной задачей системы управления в спорте является корректировка спортивной деятельности в направлении достижения высоких результатов.

Процесс управления является сложным, многоэтапным, циклическим процессом. Он состоит из нескольких функциональных подсистем управления.

В данной работе будет рассмотрено управление соревновательно-командной деятельностью спортсменов в спортивных играх,


Управление командно-соревновательной деятельностью в спортивных играх и его проблемы

 

Тактика любой спортивной игры представляет собой комплексное явление, как некое множество методов процессуальной деятельности. Она включает в себя три основных раздела: организацию, исполнение, управление. Под организацией понимается некая упорядоченная система выполняемых действий каждой стороны (участника игрового процесса), определяемая как форма игры и выражаемая в типовых построениях (комбинациях). Исполнение определяется как совокупность действий по реализации организационной структуры. Под управлением понимается приведение деятельности стороны в соответствие намеченной программой действий.

В результате многолетних исследований, в основу которых легла методология системного подхода и основы теории деятельности, разработана концепция системы спортивной подготовки и управления этой системой. Согласно этой концепции, для решения задач подготовки используются следующие основные подсистемы управления:

1. Определение исходного состояния подготовленности спортсмена и прогнозирование модельных характеристик состояния, необходимого для достижения запланированного результата.

2. Разработка программы, раскрывающей содержание единого процесса тренировки, соревнований и восстановления на основе исходного уровня подготовленности спортсменов и модельных характеристик, уровня которых необходимо достигнуть.

3. Система контроля за выполнением запланированной программы и сравнение полученных результатов с промежуточными модельными характеристиками.

4. Коррекция разработанной программы.


Одним из центральных в теории управления является вопрос о функциях управления. Он раскрывает сущность и содержание управления деятельностью на всех уровнях такого управления. Выделение в управлении отдельных функций - объективный процесс в силу сложности подготовки спортсмена и управления этим процессом.

Разработка научных основ управления подготовкой спортсмена и тренировочным процессом не может быть сведена к разработке методов управления. С позиций системного подхода управление - это свойство системы, стремящейся сохранить свою структуру, упорядочить внутренние связи и на той основе осуществить свое дальнейшее развитие.

Системный подход в управлении тренировочным процессом представляет собой логический образ мышления, согласно которому процесс выработки и обоснования любого решения отталкивается от определения общей цели системы и подчинения этой цели всех других параметров этой деятельности. При системном подходе не задачи приспосабливаются к организации, а организация строится или перестраивается применительно к поставленным целям и методам ее достижения.

В наиболее общем виде управление может быть определено как упорядочение системы, т.е. приведение ее в соответствие с объективной закономерностью, действующей в данной сфере.

В настоящее время ведущие специалисты спорта критически относятся к механическому наращиванию объема нагрузки как к способу повышения эффективности тренировки. Постоянное увеличение этого показателя с каждым годом оказывает все меньшее и меньшее влияние на рост спортивных результатов. Следовательно, необходима ориентация на другие пути повышения эффективности учебно-тренировочного процесса квалифицированных спортсменов. К таковым специалисты относят, например:

1) конкретизацию суммарного объема тренировочных нагрузок в зависимости от интенсивности и физиологической направленности [7];

2) оптимизацию соотношения нагрузок различной направленности [3];

3) совершенствование организационных основ тренировки таким образом, чтобы она могла предусматривать оптимальные условия для полноценной реализации адаптационных возможностей организма спортсмена на основе рациональной взаимосвязи между затратами и восстановлением его энергетических ресурсов [6, 9];

4) рационализацию структуры учебно-тренировочного процесса [4,8,9].

Кроме того, многие из них единодушны в том, что одним из наиболее перспективных направлений повышения эффективности учебно-тренировочного процесса квалифицированных спортсменов является тот, в основу которого положен учет соответствия индивидуальных возможностей спортсмена предлагаемым нагрузкам и предъявляемым требованиям [10].

В настоящее время накоплено немало научной информации о закономерностях воздействия тренировочной нагрузки на функциональное состояние различных систем организма и уровень подготовленности квалифицированных спортсменов, что позволяет реально подойти к эффективному управлению через индивидуализацию учебно-тренировочного процесса.

Представляется, что при относительно малом объеме показателей состояния, совокупность которых позволяет классифицировать спортсменов на определенные группы, программирование тренировочной нагрузки не вызывает особых проблем, так как ее воздействие рассматривается во взаимосвязи лишь с одной системой организма, принимаемой за критерий эффективности процесса подготовки.

Совсем другое дело, когда необходимо учитывать большое число показателей, отражающих функциональное состояние различных систем организма и видов подготовленности. Представляется, что в подобном случае требуется определенная методология учета индивидуальных особенностей при программировании тренировочной нагрузки.

В связи с тем что целью подобной методологии должно являться создание эффективных механизмов управления тренировочным и соревновательным процессами, обоснованность существующих подходов представляется целесообразным рассматривать с позиции соответствия теории управления.

Анализ показывает, что существующие подходы к процессу индивидуализации подготовки спортсменов в командных спортивных играх ограничиваются следующим:

1) расчетом критериев оценки индивидуальных показателей соревновательной деятельности и подготовленности;

2) расчетом моделей (эталонов) индивидуальной соревновательной деятельности;

3) использованием критериев и моделей для оценки реальных показателей соревновательной деятельности спортсменов и определения лимитирующих компонентов;

4) составлением тренировочных программ с учетом этих лимитирующих компонентов.

Очевиден факт, что в данном случае остаются неясными вопросы:

1) подхода к выбору критериев оценки соревновательной деятельности и состояния игроков;

2) субординационного отношения между критериями коллективной и индивидуальной соревновательной деятельности;

3) критериев индивидуальной доступности нагрузки;

4) критериев индивидуальной целесообразности нагрузки;

5) методологии использования критериев в процессе индивидуального планирования тренировочной нагрузки.

В данных программах упускается из виду также и один из необходимых элементов управления соревновательно-тренировочным процессом, который связан с прогнозированием состояния спортсменов под воздействием планируемой командной нагрузки, преобладающей, как правило, над индивидуальной.

Результаты многочисленных исследований в спорте свидетельствуют, что прогнозирование - это неотъемлемый и систематизирующий элемент процесса управления, так как поставленные цели и этапы их реализации формируют всю систему подготовки как отдельных игроков, так и команды в целом [1].

Неотъемлемым компонентом системы управления тренировочно-соревновательным процессом служит и этап практической реализации планов подготовки. Особую остроту данный вопрос приобретает при реализации программ индивидуализированных нагрузок в командных спортивных играх. Это связано с тем, что в силу специфики соревновательной деятельности основной объем упражнений здесь составляют коллективные задания и тренировки. Однако, чем больше игроков, действия которых должны быть подчинены решению конкретной коллективной задачи, участвуют в упражнении, тем труднее индивидуализировать их нагрузку без ущерба для эффективности коллективных взаимодействий. Поэтому в данной ситуации предпочтение, как правило, отдается совершенствованию коллективных взаимодействий, независимо от индивидуальных возможностей отдельных спортсменов.

Максимальная же индивидуализация тренировочной нагрузки в командных спортивных играх осуществляется лишь во время индивидуальных тренировок или заданий. Вместе с тем эти формы проведения занятий или подобные упражнения не способствуют совершенствованию коллективных взаимодействий. Поэтому объем индивидуальных тренировок при построении процесса подготовки незначителен, хотя специалисты и рекомендуют увеличить его до 25-30% от всего времени подготовки [5].

Таким образом, необходимость совершенствования прежде всего коллективных взаимодействий, с одной стороны, и индивидуализации тренировочной нагрузки, с другой - настоятельно требуют разработки технологии реализации индивидуальных планов подготовки в процессе использования различных форм проведения занятий, методов организации занимающихся и выполнения упражнений в спортивных играх.

Представляется, что отсутствие научно обоснованной методологии учета индивидуальных особенностей спортсменов при их подготовке не позволяет устанавливать степень доступности и целесообразности планируемой общекомандной нагрузки, что снижает эффективность учебно-тренировочного процесса.

Управление учебно-тренировочным процессом предполагает определенную последовательность конкретных мероприятий, позволяющих целенаправленно планировать нагрузку, опираясь на информацию об исходном состоянии спортсменов и степени его соответствия требуемому уровню, а также корректировать последующие планы в зависимости от реального тренировочного эффекта [2].

Индивидуализация учебно-тренировочного процесса представляется одной из форм управления подготовкой, в основе которой лежит учет особенностей и возможностей конкретных спортсменов при планировании нагрузки [1, 6, 10].

Следовательно, процесс индивидуализации подготовки игроков, в основе которого лежит планирование доступной, в соответствии с индивидуальными возможностями, и целесообразной, в соответствии с основной целью тренировки, нагрузки также должен включать известные процедуры управления [2, 6].

Бесспорно, что основной целью подготовки спортсменов является достижение высокого спортивного результата на соревнованиях, что возможно лишь при соответствующем уровне подготовленности и соревновательной деятельности игроков. В командных спортивных играх результат в соревнованиях обусловлен как состоянием и эффективностью соревновательной деятельности отдельных игроков, так и успешностью коллективных взаимодействий. Поэтому для получения информации контролю подвергаются как индивидуальные, так и коллективные показатели, количественно характеризующие состояние игроков, а также объем, разносторонность и эффективность индивидуальной и коллективной соревновательной деятельности. Вместе с тем представляется, что не все регистрируемые показатели пригодны для индивидуализации учебно-тренировочного процесса, а лишь те из них, которые позволяют отразить вклад каждого конкретного спортсмена в игру всей команды.

Известно, что кроме регистрации контроль включает также и оценивание показателей, суть которого заключается в сопоставлении реальной величины с принятым эталоном. В спорте за эталон берется, как правило, уровень показателей, обеспечивающий достижение высокого спортивного результата. С этой целью разрабатываются всевозможные модельные характеристики сильнейших игроков и команд.

Однако модельные характеристики сами по себе позволяют определить лишь относительный уровень соответствия контролируемых показателей, тогда как для управления учебно-тренировочным процессом необходимо знать абсолютную оценку рассогласования между реальной и должной величинами.

Анализ показывает, что для этого целесообразно применение оценочных шкал, позволяющих определять качественные изменения в управляемом объекте, а также соответствие реальной величины должному уровню, обусловливающему достижение высокого спортивного результата. Причем одинаковая размерность оценок в этих шкалах дает возможность осуществлять различные интегрирующие операции, неизбежные при комплексном учете большого числа показателей.

Приступая к анализу полученной информации о состоянии объекта управления, необходимо учитывать и тот факт, что не все компоненты состояния и подготовленности игроков равнозначно воздействуют на эффективность соревновательной деятельности: одни из них являются основными, другие - второстепенными.

Для этого в спорте идут по пути поиска таких показателей, которые бы могли служить критериями оценки эффективности учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности. Представляется, что единственным интегральным критерием эффективности подготовки спортсменов и их соревновательной деятельности в любом виде спорта, в том числе и в командных спортивных играх, является достигнутый на соревнованиях результат. Вместе с тем и сама соревновательная деятельность, ориентированная на достижение высокого спортивного результата, предъявляет определенные требования к деятельности и состоянию игроков. Таким образом, эти требования также являются критериями оценки, но уже уровня подготовленности игроков. Следовательно, система критериев позволяет определить лимитирующие компоненты подготовленности игроков, что делает возможным целенаправленное построение учебно-тренировочного процесса с целью их устранения для достижения высокого спортивного результата.

В командных видах спортивных игр эффективная соревновательная деятельность, соответствующая высокому спортивному результату, предъявляет определенные требования прежде всего к коллективным взаимодействиям, лежащим в основе создания выгодных ситуаций для поражения соперника. Поэтому критериями оценки эффективности реальной коллективной деятельности должны быть параметры соревновательной деятельности команды, способствующие достижению победы как в отдельном матче, так и в серии игр.

Здесь необходимо отметить, что под воздействием определенных объективных факторов состав этих критериев может существенно меняться. В футболе, например, установлено, что такими факторами являются длительность межигровых циклов, место проведения матча и др. [11]. Следовательно, если опираться на эти критерии и сопоставлять реальные показатели соревновательной деятельности команды в игре с соответствующей оценочной шкалой, можно определить действительную эффективность коллективных взаимодействий с учетом влияния этих факторов, а также конкретизировать сильные и слабые стороны подготовленности команды.

Вместе с тем эффективность коллективных взаимодействий во многом обусловлена и уровнем индивидуальной подготовленности отдельных спортсменов, лежащей в основе не только создания, но и реализации выгодных ситуаций. Очевидно, что данный факт обусловливает наличие определенных требований к состоянию и соревновательной деятельности отдельных игроков в соответствии с их амплуа. Следовательно, эти требования, ориентированные на достижение высокого спортивного результата, также могут служить критериями, но уже оценки реальных показателей индивидуальной подготовленности игроков.

Очевиден факт, что использование критериев эффективности соревновательной деятельности, а также системы оценочных шкал позволяет сопоставить реальные показатели индивидуальной подготовленности и коллективной деятельности с соответствующими нормами, обусловливающими достижение высокого спортивного результата. Таким образом становится реальным определение сильных и слабых сторон индивидуальной и коллективной подготовленности спортсменов, то есть устанавливается уровень возможностей реализации требований эффективной соревновательной деятельности и определяются цели и задачи по их коррекции в процессе дальнейшей подготовки. Графически логика использования критериев и разработанной системы оценочных шкал при конкретизации индивидуальных и коллективных требований, связанных с повышением уровня подготовленности, может быть представлена в виде схемы, изображенной на риc.1.

Рис. 1. Учет критериев эффективной соревновательной деятельности и системы оценочных шкал при конкретизации требований подготовки в командных спортивных играх

Представляется, что конкретизированные в результате анализа информации требования по повышению эффективности коллективной и индивидуальной соревновательной деятельности, а также уровня состояния игроков позволяют на следующем этапе управления приступить к непосредственному планированию учебно-тренировочного процесса. Очевиден факт, что наличие не только индивидуальных, но и коллективных задач, ориентированных на повышение эффективности соревновательной деятельности, обусловливает необходимость их обоюдного учета в учебно-тренировочном процессе.

Однако в связи с тем, что все действия во время матча осуществляются прежде всего в рамках взаимодействия всей команды, приоритетным направлением построения учебно-тренировочного процесса представляется такое планирование нагрузки, которое соответствует прежде всего задачам повышения эффективности коллективной соревновательной деятельности, но с последующей ее коррекцией, учитывающей индивидуальные возможности и задачи повышения уровня индивидуальной подготовленности игроков в соответствии с их амплуа в команде.

Видимо, в данном случае, сопоставив реальные возможности конкретного игрока с планируемой командной нагрузкой, можно установить уровень ее индивидуальной доступности. Очевидно, что если эта нагрузка или ее компоненты недоступны конкретному игроку, то уровень ее трудности необходимо индивидуализировать так, чтобы он стал доступен. Доступной, скорее всего, может считаться лишь та планируемая нагрузка, которая соответствует реальным возможностям конкретного спортсмена: например, если предположить, что скоростная выносливость команды, обусловливающая двигательную активность игроков во время матча, находится на удовлетворительном уровне. Следовательно, планировать целенаправленную работу по ее совершенствованию, повышенный объем данной нагрузки можно лишь тем спортсменам, у которых скоростная выносливость находится на удовлетворительном уровне и выше. Игрокам же, у которых скоростная выносливость слабо развита, повышенный объем этих заданий будет недоступен, что предполагает коррекцию плана в соответствии с индивидуальными возможностями спортсменов.

После того как определены пути индивидуализации доступности планируемой нагрузки, необходимо установить степень ее целесообразности, то есть ориентации заданий на повышение эффективности соревновательной деятельности команды. Представляется, что лишь планируемая командная нагрузка, а также задания, отвечающие требованиям повышения уровня индивидуальной подготовленности конкретных спортсменов определенных амплуа и ориентированные на достижение высокого спортивного результата в соревнованиях, могут считаться целесообразными. Следовательно, прогнозируя возможные изменения индивидуальных показателей подготовленности под воздействием планируемой доступной нагрузки, можно определить степень ее соответствия необходимой динамике. Очевидно, что это позволит определить пути индивидуализации командной нагрузки с учетом требований повышения уровня подготовленности и эффективности соревновательной деятельности конкретного спортсмена, обусловливающих качество коллективной игры.

Таким образом, планируемая командная нагрузка, отвечающая требованиям повышения эффективности коллективной игры, должна проходить два этапа индивидуальной коррекции:

1) по критериям доступности;

2) по критериям целесообразности.

Лишь после конкретизации данных компонентов индивидуализации планируемой командной нагрузки можно осуществить реальное программирование изменений в соответствии с возможностями каждого игрока и задачами повышения эффективности соревновательной деятельности. В целом же логика учета индивидуальных возможностей игроков при планировании тренировочной нагрузки представлена на рис. 2.

Рис. 2. Учет индивидуальных возможностей игроков в процессе планирования тренировочной нагрузки в командных спортивных играх

Очевидно, рассмотренный методологический подход позволит определить роль и место критериев и системы оценочных шкал индивидуальной подготовленности и коллективной соревновательной деятельности в процессе индивидуализации уровня доступности и целесообразности планируемой командной нагрузки в спортивных играх.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: