Обзор
Модели Российского многофункционального истребителя 5 поколения
Су-57 в масштабе 1/72 от ООО «Звезда»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги моделисты! Позвольте предложить вашему вниманию, обзор новинки от ООО «Звезда – модели Российского многофункционального истребителя 5 поколения Су-57 в масштабе 1/72. Номер по каталогу ООО «Звезда» - 7319.
Рис.1. Анонс новинки на сайте ООО «Звезда».
Вот, что говорится об этом самолете в Большой авиационной энциклопедии «Уголок неба»:
Су-57, ранее известный как ПАК ФА и Т-50, российский истребитель пятого поколения, оснащенный принципиально новым комплексом авионики и новейшей радиолокационной станцией. Разработчиком самолета является ОАО "Компания "Сухой", входящее в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). По сравнению с истребителями предыдущих поколений Т-50 обладает рядом уникальных особенностей, сочетая в себе функции ударного самолета и истребителя. В перспективе Т-50 должен заменить в ВВС РФ фронтовой истребитель МиГ-29 и многоцелевой всепогодный истребитель Су-27. Первые разработки боевых самолетов пятого поколения начались в 80-е годы, однако после распада СССР проект был приостановлен до 2001 года. Первый полет Су-57 состоялся в январе 2010 года, а в 2014 году начались летные испытания нового истребителя.
Министерство обороны РФ на выставке «Армия-2019» заключило контракт на закупку 76 истребителей Су-57. Первая машина должна быть поставлена в российские ВКС уже в текущем году.
Полностью о Су-57 можно прочитать: https://www.airwar.ru/enc/fighter/su57.html или тут: https://militaryrussia.ru/blog/topic-254.html.
Рис.2. Особенности конструкции ПАК-ФА
Первые 3D – рендеры ООО «Звезда» (далее – Звезда, Производитель) опубликовала в начале июня 2019 года
Рис.3. 3D рендер – вид спереди сбоку.
Рис.4. 3D рендер – вид спереди сбоку сверху.
Рис. 5. 3D рендер – вид сбоку снизу.
В двадцатых числах августа 2019 года Звезда опубликовала фотографии коробки модели и 6 литников и декаль.
Рис. 6. Внешний вид коробки (Лицевая сторона).
Рис.7. Внешний вид коробки (Обратная сторона).
Рис.8. Литники А
Рис.9. Литник – каналы воздухозаборника, вертикального и горизонтального оперения, кабины пилота
Рис.10. Литник D
Рис. 11. Литник с управляемым ракетным вооружением
Рис.12 Литник с пилотами
Рис. 13. Литник С
Рис. 14. Декали.
Модель первого летного экземпляра Т-50 (бортовой номер 051) в масштабе 1/72 выпускали следующие производители: Звезда в 2010 году (каталожный номер 7275) (Revell (каталожный номер 04664) и Academy (каталожный номер 12433) – перепаковывали продукцию Звезды в 2012 году) и Hobby Boss (каталожный номер 87257) в 2012 году.
Рис. 15 Т-50-1 бортовой 051 синий
Модель Су-57 (первые серийные Т-50-9 и Т-50-11) в масштабе 1/72 Звезда выпустила первой.
Рис. 16 Су-57 (Т-50-11) бортовой 511 голубой
Учитывая то, что модель Су-57 от Звезды еще в России не продается, я буду сравнивать модели в основном по информации (фотографии и инструкции) взятые мной с сайтов (https://scalemodels.ru/news/14184-anons-zvezda-1-72-sukhojj-su-57---litniki.html; tolthe 1 st) По указанной выше причине, вложить модель в чертежи, так и оценить качество и тип пластика, используемый в модели, не представляется возможным.
Так как Т-50-1 заложил основу для Т-50-11, то и Модель Т-50 (Звезда 7275) заложила основу модели Су-57 (Звезда 7319), поэтому делая обзор новинки от Звезды я буду опираться на ее более раннюю модель
Итак преступим.
Как указано на сайте Производителя, Модель имеет длину 293 мм, размах крыла 198 мм и состоит из 122 деталей.
Самыми крупными деталями, хоть у той, хоть и у другой модели, являются литники с деталями фюзеляжа с плоскостями крыльев, разделенными по строительной горизонтали самолета, на верхнюю и нижнюю часть. Такой подход существенно облегчает сборку модели, позволяя убрать щели в местах стыка плоскостей с фюзеляжем, правильно сделать поперечный угол крыла и развал килей.
Рис.17. Верхняя часть фюзеляжа Т-50
Рис.18. Верхняя и нижняя часть фюзеляжа Су-57
Сравнивая верхнюю часть фюзеляжей моделей можно легко заметить отличия прототипов нашедшее подтверждение в моделях: на Су-57 изменен вид ласты между двигателями, а также на Су-57 отсутствует трубка ПВД в носовом конусе, что делает носовую часть более обтекаемой.
На модели Т-50 развитый наплыв крыла с поворотной частью сделан за одно целое с верхней поверхностью фюзеляжа, а на модели Су-57 его можно сделать полностью отклоненным вниз (когда полностью отсутствует давление в гидросистеме) (детали 7 и 8 литника на рис.9), отклоненным в во взлетном и посадочном положении, а также не отклоненным. Поворотная часть наплыва крыла Су-57 дана четырьмя деталями (2 верхние и 2 нижние) - 35 + 22 и 32+23 литника на рис.9).
Вертикальное оперение на модели Су-57, в отличии от Т-50 можно сделать отклоненным от продольной оси самолета, так как на модели кили крепятся к верхней половине на 2 штифтах каждый а на Су-57 на 1 штифте (детали 30 и 27 литника на рис.9),.
Рис.19. Опущенная вниз поворотная часть наплыва и повернутые в разные стороны от продольной оси кили Су-57 (бортовой 509 голубой).
На Т-50 основание киля и обтекатель привода цельноповоротного стабилизатора сделаны заодно, а на Су-57 обтекатель привода цельноповоротного стабилизатора дан отдельной деталью 67 (68) литника на рис.9, что вкупе с отсутствием горизонтальной площадки на стабилизаторе, вставляемой в паз нижней половины фюзеляжа, позволит на Су-57 сделать горизонтальное оперение отклоненным.
Рис.20. Сборка горизонтального оперения на Т-50 (фрагмент инструкции)
Рис.21. Отклоненные: кили, стабилизаторы и сопла двигателей на Т-50-5 (борт 055 синий)
Сравнивая нижние части фюзеляжей с плоскостями моделей Т-50 и Су-57 можно заметить измененные формы обтекателей отклонения флаперонов и элеронов. На Су-57 они более обтекаемые. Ниша передней стойки шасси пустая хоть на одной, хоть на другой модели. Существенным недостатком новинки я считаю отсутствие на ней отклоняемой (данными отдельными деталями) механизации крыла и элеронов. При желании, вышеуказанные отклоняемые части, можно сделать, выпилив их из верхней и нижней частей крыла.
Рис. 22. Нижняя часть фюзеляжа и плоскостей Т-50
Соединяясь верхняя и нижняя часть крыла на обоих моделях образуют щель, которую необходимо зашпаклевать при сборке.
Рис.23 Стык верхней и нижней поверхности крыла моделей на нижней поверхности крыла. На снимке обтекатель выпуска флаперонов Т-50 (на Су-57 он более обтекаем).
Кабина пилота на обеих моделях сильно упрощена. (виной тому является секретность) Приборное оборудование, приборы даны декалями. Ванна кабины - деталь 2, приборная панель – 1. Ручки управления самолетом и рычаг управления двигателями (РУС; РУДы) даны отдельными деталями 52 и 50 соответственно литника на рис.9 Катапультное кресло (деталь 9) дополняется ограничителями разброса рук (29,28), сдвоенных рукояток катапультирования (64), штангами стабилизирующего парашюта (46) и деталью70 имитирующие подушку спинки катапультного сидения с привязными ремнями подвесной системы (70) Все детали кабины находятся на литнике на рис.9.
Летчики состоят: из двух частей 1 и 5 (сам пилот и опорная площадка) если летчик стоит и из трех частей детали (2,3,4) если сидит в кабине, данными на одном литнике. По моему мнению, фигура стоящего летчика очень смахивает на манекен, так как черты лица очень плохо вылиты из пластика. Более «копийный» летчик получился в положении сидя.
Рис.24. Фигуры летчиков
Каналы воздухозаборниов двигателей состоящие из половин каналов (детали (24 и 18) и (25 и 19) литник на рис.9), заканчиваются деталью – первой ступенью компрессора низкого давления, и деталями 60 (61) (литник на рис.9) ограничивающие нишу основных стоек шасси. Входное устройство каждого двигателя состоит из двух половин обечаек (детали 4 и 20) (21 и 5) и горизонтального клина – детали 12 и 13 (литник на рис.9)
Рис.25 Кок компрессора, входной направляющий аппарат и первая ступень компрессора низкого давления имитирующее входное устройство двигателя.
На Т-50 форсажная камера имитируется двумя деталями – стабилизаторами пламени и деталью соединяющую: последнюю ступень турбины низкого давления, внутренний корпус последней ступени турбины низкого давления и теплозащитный экран. Стабилизаторы пламени устанавливаются на внутренний корпус турбины низкого давления.
Рис.26 Деталь, имитирующая на Т-50 последнюю ступень турбины низкого давления, внутренний корпус и теплозащитный экран.
Рис.27 Стабилизаторы пламени
На Су-57 форсажная камера имитируется тремя деталями – стабилизаторами пламени (такие же как на Т-50), деталью соединяющую последнюю ступень турбины низкого давления и теплозащитный экран и отдельной деталью - внутренний корпус. Данное членение облегчит покраску последней ступени турбины низкого давления (один цвет), теплозащитного экрана (другой цвет) и внутренний корпус – третий цвет.
Рис.28. Деталь соединяющая последнюю ступень турбины низкого давления и теплозащитный экран форсажной камеры.
Учитывая то, что на литнике D имеются 2 реактивного сопла для каждого двигателя можно предположить, что производитель планирует показать сопла двигателей как в отклоненном положении, так и нет.
Рис. 29. По два сопла для каждого двигателя на литнике D.
В отличии от Т-50 на Су-57 проработаны шасси. На Т-50 носовая стока сильно упрошена.
Рис. 30 Носовая стойка Т-50
На Су-57 стойка (деталь 58) более ажурной конструкции. Отдельной деталью (59) дана верхняя часть носовой стоки с узлами навески. Очень качественно проработан гидроцилиндр уборки и выпуска шасси, котором расположена площадка для крепления створки шасси. Дан механизм крепления грязеотбойного щитка, как и сам грязеотбойный щиток (детали 62,63) (литник на рис.9). Более качественно проработаны пневматики носовой опоры шасси.
Рис. 31 Носовая стойка, поворотная часть наплыва крыла и носовой конус Су-57
Рис.32. Носовая стойка Су-57.
Рис.33. Колеса носовой стойки и основных опор шасси на Т-50
Рис.34. Носовое колесо модели Су-57
Рис.35. Детали грязеотбойного щитка
Посадочные фары Су-57 фотодиодные и на модели даны двумя отдельными деталями из прозрачного пластика (деталь 4).
Рис. 36 Посадочные фары на носовой стойке шасси, носовая стойка и стойки основных опор Су-57
Рис.3. Посадочные фары модели Су-57
На Т-50 колеса основных стоек шасси даны одной деталью. На Су-57 колеса состоят из трех деталей: внешней и внутренней половины пневматика и тормозного барабана (детали 55 (56) литника на рис.9), вкладываемого во внутреннюю часть половины пневматика. Данное членение колеса шасси легко облегчит его покраску.
Рис.38 Наружняя и внутренняя часть пневматика (литник D)
Рис. 39 Тормозной барабан
Основные стойки шасси на Су-57 (детали 33 и 34 литника на рис.9), в отличии от Т-50 получили дополнительный прилив точки крепления, который не только повысит копийность модели, но и повысит жесткость стойки на модели.
Рис.40. Стойки основных стоек шасси на Т-50
Рис.41. Основные стойки шасси Су-57
Отсек носовой стойки шасси Т-50, когда стойка находится в убранном положении закрывается 4 маленькими деталями – створками, что очень неудобно. На Су-57 количество деталей створок уменьшено в два раза: 2 створки закрывающие стойку шасси в выпущенном положении и створка закрывающая гидроцилиндр подъема и выпуска шасси объединены в одну деталь номер 43 (литник на рис.9).
На модели Су-57, в отличие от модели Т-50, производитель дает два подвесных топливных бака и часть ракет класса «воздух-воздух» и «воздух-земля» входящих в комплекс вооружения Су-57. Ракеты класса «воздух-воздух» РВВ-МД и РВВ-СД, а также ракеты класса «воздух – земля» Х-31 и Х-29 даны со своими пусковыми установками (АКУ и АПУ) Подвесные топливные баки и управляемое ракетное вооружение размещены на двух одинаковых литниках вооружения и частично на литнике D.
Рис.42. Ракеты РВВ-СД и РВВ-МД под крылом Т-50-2
Рис. 43. Ракеты Х-31 и РВВ-СД под крылом Т-50-4
Рис.44. ПТБ под крылом Су-57
Декали Су-57 позволяют сделать два варианта Су-57 с бортовыми номерами 509 и 511. Приборная панель дана декалью. Красные звезды можно сделать как с белокрасной окантовкой, так и с окантовкой в цвета российского флага. Присутствует надпись ВКС России, эмблема ОКБ П.О. Сухого. Очень много «технички», а также ограничитель зон на поверхности планера на которые запрещено становиться.
Выводы: Как Су-57 является большим шагом вперед по сравнению с Т-50, так и модель Су-57 является шагом вперед по сравнению с моделью Т-50. При разработке модели Су-57 производитель более качественно отработал отклоняемую часть переднего наплыва крыла, стойки шасси (особенно переднюю), двигатели с воздухозаборниками. Но есть и недостатки, при устранении которых модель много приобретет: отсутствует механизация крыла; максимально упрощенные кабина пилота и ниши шасси, отсутствуют встроенные отсеки с вооружением. Учитывая то, что Су-57 будет поставляться в войска в пиксельном камуфляже, хотелось бы, чтобы производитель дал маски для камуфляжа и на фонарь кабины пилота. Я уверен, модель найдет своего покупателя и будет очень востребована.
С уважением к модельному сообществу Игорь Вахрин.
26.08.2019 год