Цель: Выявление отношений учеников друг к другу в различных аспектах их взаимодействия, как осознают учащиеся свое положение в системе личностных взаимоотношений в классе.
Определить кто в коллективе пользуется наибольшим авторитетом и влиянием, является популярным, к кому относятся равнодушно, кем пренебрегают и оставляют фактически вне коллектива.
Процедура: Д анная методика проводится со всем составом класса. Ученикам предлагается на листе бумаги написать свою фамилию и, подумав, ответить на три вопроса:
- Кого из членов вашего класса ты хотел бы видеть в первую очередь в составе вновь организованной группы? (1)
- Кого бы ты выбрал во вторую очередь в составе новой группы? (2)
- Кого бы ты выбрал в третью очередь? (3)
Обработка: Результаты, получаемые при помощи социометрической методики, представляются в форме матрицы, социограмм. Составление социоматрицы: по вертикали и горизонтали в одном и том же порядке перечислены фамилии всех членов исследуемой группы. Нижние строки являются итоговыми. Заполнение матрицы начинается с внесения в нее выборов, сделанных каждым человеком. Для этого в клетках пересечения строки соответствующего испытуемого со столбцами тех, кого он выбрал, проставляются соответственно цифры 1,2,3. Цифра 1 ставиться в столбец того члена группы, который рассматриваемым оказался выбранным в первую очередь; цифра 2 - в столбце того члена группы, который был выбран вторым и т. д. В нижние строки матрицы заносятся результаты о количестве полученных выборов. Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его "социометрический статус". Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют "лидерами" "звездами". Обычно к группе "звезд" по числу полученных выборов относят тех, кто получает 6 и более выборов. Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории "предпочитаемых", если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории "пренебрегаемых", если не получил ни одного выбора, то к категории "изолированных", если получил только отклонения - то к категории "отвергаемых".
Результат:
Пользуясь социометрической матрицей было выяснено, что в первую очередь в составе вновь организованной группы члены коллектива хотят видеть старосту класса Горбачеву Анну, во вторую очередь – Гитцыград Артёма, в третью – Окружнову Викторию. Социграмма из 4х кругов показала, что: в центральный круг «круг лидера» входят следующие студенты: Горбачева Анна, Окружнова Виктория, Васильева Анна, Зидан Карина, Гитцыград Артём, Макарова Дарья, Лях Вадим, Разумова Мария, Питернов Николай, Германова Ксения; во второй круг «круг предпочитаемых» - Алексеева Анна, Григорьев Иван, Иванов Михаил, Игнатьев Сергей, Кудряшов Георгий, Черашкин Иван, Малинина Екатерина, Степанов Александр; в третий круг «круг пренебрегаемых» - Афанасьева Екатерина, Барамидзе Георгий, Белова Александра, Флегонтова Анна; в четвертый круг «круг отвергнутых» - Таймасов Тимур, Чечнев Роман.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТО-ОРИЕНТАЦИОННОГО
ЕДИНСТВА КОЛЛЕКТИВА
(по Шпалинскому В. В.)
Цель: Диагностика уровня развития коллектива путем выяснения сближения, частоты совпадения мнений членов коллектива по отношению к идеалу. В социально-психологической литературе эта методика известна, как методика исследования ценностно-ориентировочного единства (ЦОЕ) группы, которая заключается в изучении частоты совпадений мнений или позиций группы по отношению к объему.
Процедура: Анкетный опрос. Педагог раздает всем членам коллектива анкеты, которые могут быть или анонимные, или с указанием фамилии, имя и отчества опрашиваемого. Форма и содержание анкеты могут быть следующими:
Уважаемый друг!
Перед Вами ряд качеств человека, которые расположены в беспорядке. Вам необходимо определить, какое из этих качеств должно быть в идеале самым важным и необходимым для члена Вашего коллектива. После того, как Вы его определили, поставьте рядом с ним (слева) цифру «1». Затем найдите следующее такое же качество, но уже из оставшихся, и поставьте его на второе место и т. д. На последующих местах у вас должны оказаться наименее значимые второстепенные качества: осмотрительный, добросовестный, искренний, принципиальный, справедливый, энергичный, исполнительный, инициативный, разговорчивый, самостоятельный, трудолюбивый, откровенный, уравновешенный, практичный.
Благодарим Вас за участие в анкетировании!
Обработка: Математическая обработка полученных результатов начинается с их сведения в единую таблицу (Табл. 1).
Алексеева Анна | ||||||||||||||
Афанасьева Катя | ||||||||||||||
Барамидзе Гера | ||||||||||||||
Белова Саша | ||||||||||||||
Васильева Анна | ||||||||||||||
Германова Ксения | ||||||||||||||
Гитцыград Артём | ||||||||||||||
Горбачёва Анна | ||||||||||||||
Григорьев Иван | ||||||||||||||
Зидан Карина | ||||||||||||||
Иванов Михаил | ||||||||||||||
Игнатьев Сергей | ||||||||||||||
Кудряшов Гера | ||||||||||||||
Лях Вадим | ||||||||||||||
Макарова Дарья | ||||||||||||||
Малинина Катя | ||||||||||||||
Окружнова Вика | ||||||||||||||
Питернов Коля | ||||||||||||||
Разумова Мария | ||||||||||||||
Степанов Саша | ||||||||||||||
Таймасов Тимур | ||||||||||||||
Флегонтова Аня | ||||||||||||||
Черашкин Иван | ||||||||||||||
Чечнев Роман | ||||||||||||||
Сумма мест | ||||||||||||||
Средняя сумма мест | 6,12 | 9,5 | 8,24 | 6,5 | 6,58 | 7,66 | 7,33 | 7,54 | 6,29 | 7,42 | 8,58 | 6,79 | 7,96 | 8,25 |
Качества, занявшие первые три места - качества, стоящие под 2, 11, 14 (добросовестный, трудолюбивый, практичный) - коллектив считает идеальным для своих членов. Свойства, оказавшиеся на последних трех местах – 1, 9, 4 (осмотрительный, разговорчивый, принципиальный) - нежелательными, отвергаемыми.
Подсчитываем количество совпадений мнений каждого опрошенного с мнением всего коллектива. В целом по коллективу - 71 совпадение.
Выражаем количество совпадений в процентах, т. е. количество реальных совпадений делим на число возможных (каждый опрошенный имеет 6 таких возможностей - первые три и последние три места) и умножаем на 100%.
В нашем случае коэффициент совпадения мнений членов коллектива 73 / 144 = 0,51; 0,51x100 = 51%.