Цель: закрепление представлений о малых формах фольклора, развитие ловкости, быстроты, координации движений. Воспитание любви и уважения к русской культуре.
Ход игры: Дети становятся в круг, с помощью жеребьёвки или считалки выбирается Лебёдушка и Сокол.
Все дети идут по кругу и поют:
Вдоль по бережку лебедушка плывет.
Выше бережка головушку несет.
Она крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.
В круг входит Лебедушка, Сокол выходит за круг. Дети, сужая круг, поют песню:
Не летай, ясный сокол, высоко.
Не маши да ты крылами широко, (2 раза)
Лебедь белая совсем недалеко.
В круг входит Сокол, кланяясь Лебедушке:
Сокол:
Ты, Лебедушка, лучше всех,
Ты, Лебедушка, краше всех,
Я возьму тебя за белое крыло,
За собою поведу да далеко.
Все:
Ты её, дружок, поймай.
А потом и забирай!
Сокол ловит лебедушку, затем берет её за руку и ведет по кругу русским шагом. Дети идут за ними и поют:
Вдоль по шелковой травушке,
По зеленой по муравушке,
Ведет сокол лебедушку,
Ведет белую головушку.
Да по чистому по полюшку
Прямо к синему морюшку.
Ой-ли, ой-люли, ой-люли,
Прямо к синему морюшку.
Звучит русская народная музыка.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт –
В лесу подснежник расцветёт. (весна)
Восп.: Первый месяц весны – март – приносит много радости людям. А как вы думаете, почему? (ответы детей)
Восп.: Да, вы правильно сказали, что уходят холода, пробуждается природа, солнышко светит ярче и греет землю, появляется первая травка. Послушайте стихотворение поэта Ладонщикова и придумайте название для него:
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня,
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают звеня,
Солнце, землю согревая,
Гонит с нашей речки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.
- Какое название можно дать этому стихотворению? (Весна, встреча зимы и весны, прощай зима, здравствуй весна.)
- Какие вы интересные названия придумали для этого стихотворения! А вот именно поэт назвал своё стихотворение просто – «Весна».
- Вспомните, какие признаки весны названы в стихотворении? (ответы детей)
- Молодцы, ребята! Внимательно слушали и хорошо знаете признаки весны. А чтобы весна быстрее наступила, раньше в деревнях ребятишки её кликали, зазывали. Давайте все дружно позовём весну в наш край! Гости по желанию могут присоединиться к нам.
Веснянка с движениями:
Приди к нам, весна,
Со радостью! (наклон вперёд, руки раскрыть в стороны)
Со великою к нам
Со милостью! (выпрямиться, руки на пояс)
Со рожью зернистою, (правой рукою рисуем круг и «сеем»)
Со пшеничкой золотистою, (левой рукою рисуем круг и «сеем»)
С овсом кучерявым, («фонарики» крутим, согнутыми в локтях, руками)
С ячменем усатым, (рисуем усы у себя под носом)
Со просом, со гречею, (наклоны вправо-влево, руки на поясе)
С калиной-малиною, (присядка, руки на поясе)
С грушами, с яблочками, (пружинка вправо-влево)
Со всякой садовинкой, (развести руки в стороны)
С цветами лазоревыми, (наклон вниз)
С травушкой-муравушкой. (нарисовать большой круг руками)
Восп.: Хорошо покликали весну? Весной ещё есть одна очень важная примета. Какая, кто догадался?
Из дальних стран домой вернулись птицы:
Трещат дрозды, кричат клесты, синицы.
Давно пора ложиться спать, а птицы тараторят.
Не просто так кричат – себе жилища строят.
- Конечно, это прилёт птиц.
Восп.: Какие птицы к нам прилетают первыми? (грачи) Грачи прилетают примерно 9 марта. Вспомните картину А.К.Саврасова «Грачи прилетели». Грачи прилетают самыми первыми, в начале марта.
В марте есть необычный день – 22 числа, когда день с ночью меряется. И называется он – день весеннего равноденствия. По народным поверьям, в этот день прилетают сорок разных птиц. Этот праздник и носит название «сороки».
Предлагаю поиграть с нашими гостями в игру «Что за птица к нам летит?»
Цель: закрепить знания о перелётных, зимующих и домашних птицах. Развитие коммуникабельности при загадывании взрослым загадки.
Ребята, по очереди загадывайте загадки про птиц, а гости – отгадывайте. На экране есть картинки-отгадки. За правильный ответ – сувенир-птичка. (дети загадывают загадки про птиц, дарят сувениры за отгадки).
Загадки:
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица…(грач)
Своё гнездо он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песня и полёт
Вошли в стихотворения. (жаворонок)
На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его...(скворец)
Путь проделав длинный,
Прилетает к нам с теплом,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
Прилетел к нам, наконец,
Самый лучший наш певец,
Дни и ночи напролёт
Он всё песенки поёт.(соловей)
Он живёт на крыше дома,
Он летает на охоту
За лягушками к болоту,
Кто это? (аист)
Лечу как самолётик,
Изящна и легка,
С выемкою хвостик,
Собой не велика. (ласточка)
На дереве в лукошке подрастают крошки. (птенцы)
Восп.: Какие молодцы наши гости, всех птиц угадали!
Летят на Родину птицы, а первая из них – жаворонок. Ещё этот праздник в народе называют «Жаворонки» или «Кулики». Как вы думаете, что делали в этот день? (играли, пели песни, гуляли)
А ещё в этот день пекли «жаворонков» с раскрытыми крылышками, как бы летящих и несущих на своих крыльях весну. Ребята брали испеченных «жаворонков» и с весёлым криком бегали по деревне, забирались на горки и что есть силы, кричали:
Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
- А вы хотите попробовать также? Тогда приглашаю всех сделать «жаворонков» из солёного теста. Проходите, гости, за столы, рассаживайтесь.
«Жаворонки» из солёного теста.
Вылепить птичку-жаворонка можно разными способами. Но сначала покрасим тесто гуашью. Шарик теста расплющиваем, стекой добавляем нужный цвет краски, затем складываем конвертом и тщательно перемешиваем. Не переживайте, что руки у вас станут разноцветными – после лепки вымоете их с мылом. Вариант – «Узелком». Вспомним приёмы лепки: из куска теста раскатываем шарик, шарик раскатываем в жгут, довольно длинный. Жгут завязываем в узелок, оставляя короткие концы. Один конец сплющиваем и делаем надрезы – хвост. Из другого вытягиваем клюв, берём горошинки, гречку или гвоздику – вот и глаза.
А теперь надеваем фартуки и приступаем к работе.
Восп.: У всех ребят жаворонки получились, как настоящие! Давайте их соберём в стайку и сфотографируем.
В конце занятия выкладываем птичек на дощечку и отправляем на просушку.
Заключение
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях, т. к. воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на их духовное и эстетическое развитие.
Литература
1. Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986
2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –М.: Просвещение, 1976. –127с.
3. Источник: https://www.pravmir.ru/prepodobnyj-sergij-radonezhskij-vse-uchenie-zhizn/#ixzz3GtBhJoyw
4. Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет – Волгоград: Учитель, 2014 -
5. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры – СПб: 2010.
6. Лихачев Д.С. Т 2.: Великое наследие; Смех в Древней Руси; Заметки о русском. – 496 с. — Л.: Худож. лит., 1987.
7. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. –М.: Просвещение, 1987. –239с.
8. Народное искусство в воспитании детей. Под ред. Т.С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 2000.
9. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. N 122 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы"
10. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебног-митодическое пособие. – 2-е изд, перераб. И доп. – СПб: Детство-Пресс, 2010. – 304 с.
11. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Старшая группа/ авт.-сост. Н.В.Лободина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 399с.
12. Михайлова М.А. А у наших у ворот развесёлый хоровод. Народные праздники, игры, развлечения. – Ярославль: Академия развития, 2001. –224 с.