1. Развивать индивидуальные способности;
2. Готовить детей к участию в реальных социально-экономических, политических отношениях в обществе;
3. Организовывать досуг детей.
Функции детских организаций:
1.Педагогические:
-развивающая – обеспечение гражданского, нравственного становления ребенка, развитие его социального творчества;
-ориентационная – обеспечение условий для ориентации детей в системе социальных, правовых, нравственных ценностей;
-компенсаторная – создание условий для реализации потребностей, интересов, актуализация возможностей ребенка, не востребованных в других общностях.
2.Социализирующие:
- формирование просоциального поведения;
- защита прав и интересов детей.
Особенности социализации в детских организациях:
1. Относительная независимость от государственных, социальных институтов;
2. Добровольный характер включения детей в социальные отношения.
3. Усвоение социального опыта происходит избирательно.
Критерии эффективности социализации ребенка в детской организации:
-Интериоризация социального опыта (наличие знаний о различных типах социальных отношений, особенностях социального общения).
-Стремление к участию в социальных отношениях (потребность в социальном общении, деятельности, направленность на достижение результатов деятельности).
-Реализация своих возможностей (участие в социально-значимой деятельности, проявление инициативы, активности).
Деятельность детских организаций строится на следующих принципах:
1. Принцип гармонизации общечеловеческих и реальных социальных ценностей предполагает:
-гуманизацию системы ценностных ориентаций детей;
-подготовку детей к необходимости ориентации в проблемных жизненных ситуациях;
-упрочение норм уважительного отношения к другим людям независимо от их социального, профессионального статуса.
2. Принцип самореализации детей предполагает:
-формирование активного отношения ребенка к мире и к себе, формирование самосознания;
-учет возрастных и индивидуальных особенностей;
-добровольность включения ребенка в деятельность;
-наличие четких перспектив, последовательность и поэтапность решения задач;
3. Принцип включенности детей в реальные социально-значимые отношения предполагает:
-соответствие уровня социальных отношений, в которые включаются дети возрастным и индивидуальным возможностям;
-моральное и материальное стимулирование деятельности детей;
-обеспечение возможности выбора вида и содержания деятельности, свободы выбора средств его осуществления.
4. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления предполагает:
-усвоение социального опыта детьми через совместную деятельность;
-предоставление детям возможности самостоятельно решать проблемы, определять задачи.
Основные направления деятельности СПО-ФДО.
Детские организации осуществляют свою деятельность на основе программно-вариативного подхода по следующим направлениям.
I. Формирование готовности к участию в социально-экономических отношениях. Программа «Хочу делать свое дело». Цель программы: оказание разнообразной помощи детям (методической, организационной, психологической), интересующимся бизнесом; повышение уровня деловой и общей культуры; повышение этического уровня бизнеса; защита прав детей в сфере бизнеса. Подпрограммы: «Менеджер – милосердию» (социальная адаптация детей, с ограниченными возможностями, экономические знания, включение их в активную жизнь общества). «Менеджерская подготовка детей-сирот», «Азбука рынка».
II. Формирование готовности к участию в политических отношениях. Программа «Школа демократической культуры», ее цель – помочь детям и подросткам разобраться в реалиях сегодняшнего дня, стать интересным и независимым в суждениях, научить культуре общения, дискутировать. В рамках программы действует движение «Юных парламентариев», основные задачи которого: формировать политическую культуру активистского типа, помогать в организации участия детей в общественной и политической практике, способствовать политическому образованию детей и подростков.
III. Формирование духовных и нравственных ценностей. Программа «Мир красотой спасется». Цели: создать законодательные гарантии социальной защиты талантливых личностей, одаренных детей, подпрограмма «Школа народной культуры» – создание условий для освоения детьми традиционной культуры своего народа, развития деятельности по возрождению и сохранению ее через изучение народной экологии, педагогики, календарно-обрядовых праздников, прикладного творчества.
Программа «Древо жизни» направлена на гуманизацию семейных отношений, возрождение семейных традиций, разработку новых форм работы детской организации с семьей. Основные направления программы – «Семья вся вместе и душа на месте», «Святой мужской союз», «Детострой». Программа «Древо жизни» в Вологодской области осуществляется в следующих направлениях: «Твое историческое родословие», «Оберег», «Экологический комфорт в вашем доме».
Программа «Экология и дети» предусматривает мониторинг окружающей среды, экологические игры, природоохранные акции.
Программа «Золотая игра», ее цель - помочь растущему человеку в образовании, духовном и интеллектуальном развитии в процессе многообразной творческой деятельности, основанной на изучении истории и культурных ценностей своего Отечества, практическом участии в сохранении народных ремесел, обычаев и традиций.
Сейчас наиболее активно развивается лидерское направление – программы «Лидер», «Школа социального успеха (Я сам)». Их цель: содействие индивидуальному и социальному развитию; подготовка социально перспективной молодежи, потенциальных лидеров.
IV. Социальная защита детей и подростков. Программа «Детский орден милосердия» призвана формировать атмосферу, способствующую нормальной адаптации и интеграции тех, чьи возможности ограниченны. Основные направления программы:
«Школа учителей здоровья» – освоение медицинских знаний, основ здорового образа жизни, навыков ухода за больными, участия в патронажной службе; «Дом без одиночества» – постоянное общение с теми, кто ограничен стенами своего дома; помощь одиноким, пожилым людям; «Рука в руке» –создание коллективов здоровых детей и детей, с ограниченными возможностями; «Шаг навстречу» – общение «социально благополучных» детей с воспитанниками детских домов и школ-интернатов; «Мостик» – предусматривает различные формы общения с подростками, имеющими отклонения в поведении.
Таким образом, программно-вариативный подход позволяет каждой детской организации выбрать ту программу, которая отвечает интересам, проблемам детей. Степень разработанности программ различна, поэтому региональные и первичные организации, опираясь на центральные идеи, могут разрабатывать их в значимом для них направлении. Позитивно то, что программы ориентированны на различные категории детей и на сотрудничество с другими социальными институтами.