Распределение детей для индивидуальной работы |
Комплексное обследование детей |
Коррекционно-развивающая работа |
Содержание коррекционной работы |
с родителями |
Коррекция нарушения познавательной сферы ребенка |
с детьми |
с педагогами |
Реализация педагогического процесса; согласование плана работы, коррекция стиля педагогического воздействия; обеспечение взаимодействия. |
Коррекция нарушений социально- эмоциональной сферы |
Коррекция нарушения поведения |
Дыхательная гимнастика |
Развитие мелкой моторики |
Планирование коррекционных занятий
Цель занятия | Содержание занятия | Примечания | |||
Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром | Задание №1. «Возьми мяч» Задание №2. «Дай мяч» Задание №3. «Лови мяч» Задание №4. «Коти мне» Задание №5 «Тебе – мне» | Если ребёнок не реагирует на задание взять руками ребёнка мяч и выполнить задание. | |||
Развитие элементарного взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми | Задание №1. «Возьми шар» Задание №2. «Шар лети» Задание №3. «Лови шар» Задание №4. «Отбей шар» Задание №5. «Сделай как я» | Обратить внимание ребёнка на шар,- посмотри какой он круглый, гладкий, давай его погладим… Подкидывать шар, затем предложить это сделать ребёнку. | |||
Развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми | Задание №1. «Зеркальце» Задание №2. «Кто там» Задание №3. «Узнай кто в зеркале» Задание №4. «Солнечный зайчик» Задание №5. «Сделай солнечного зайчика» | Взять зеркало положить на стол, обратиться к ребёнку возьми его и посмотри в него. Затем, спросить,- кто в зеркале?..Назвать имя ребёнка. Попросить ребёнка показать кто в зеркале (можно взять куклу). | |||
Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми в нём | Задание №1. «Кукла» Задание №2. «Кукла красавица» Задание №3. «Где у куклы нос?» Задание №4. «Где у куклы глаза?» Задание №5. «Где у куклы ноги, руки?» | Поднести куклу к ребёнку и сказать «привет». Выполнение действий, погладить по голове, волосы, по руке и т.д. Если ребёнок не показывает, показать его руками. | |||
Развитие взаимодействия ребёнка с людьми | Задание №1.«Приветствие» Задание №2. «Я-ты» Задание №3. «Руки» Задание №4. «Ножки» Задание №5. «До свидания» | Взять руку ребёнка и помахать ею.(Для приветствия и прощания). Показать на себя, это я и сказать своё имя, показать на ребёнка, это ты… Помогать выполнять упражнение рукой ребёнка. Взять за руку ребёнка и провести по следам. | |||
Цель занятия | Содержание занятия | Примечания | |||
Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми; Коррекция боязни обычных внешних раздражителей (прикосновений) | Задание №1.«Приветствие руками» Задание №2.«Нежные руки» Задание №3.«Мягкий мех» Задание №4.«Пёрышко» Задание №5.«Погладь меня, а я тебя» | Взять руку ребёнка и помахать ею. Я поглажу твою руку, а ты мою. Рукой ребёнка погладить мех. Возьми пёрышко и погладь мою руку, а потом я твою поглажу. 5 упр. Выполняется с помощью куклы, сначала погладь куклу по голове потом меня. Показывать рукою ребёнка. | |||
Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми; Коррекция боязни обычных внешних раздражителей (звуки) | Задание №1.«Привет солнышко» Задание №2.«Шур- шур» Задание №3.«Барабан» Задание №4.«Детское пианино» Задание №5.«Мелодия» | Приветствие за руку и поглаживание ребёнка по голове. Выполняется с помощью куклы. Необходим лист бумаги и фольга. Выполнять рукой ребёнка. Можно взять одну палочку себе, другую ребёнку. Включается приятная спокойная мелодия, можно предложить ребёнку потанцевать. | |||
Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми; Коррекция боязни обычных внешних раздражителей (свет) | Задание №1.«Приветствие с объятиями» Задание №2.«Фонарик» Задание №3.«Фонарики» Задание №4.«Игра света» Задание №5.«Видно - темно» | Обними куклу. Помочь ребёнку разглядеть фонарик, как он светится. Дать ребёнку выбрать фонарик. Можно помогать руками закрывать глаза ребёнку. | |||
Развитие элементарного взаимодействия ребёнка с людьми; Коррекция боязни обычных внешних раздражителей (телесный контакт) | Задание №1.«Приветствие с объятиями 2» Задание №2.«Добрый день» Задание №3.«Привет, друг» Задание №4.«Кукла любит танцевать» | Посмотри, как кукла обнимает меня, обними меня также. Игра с пальчиками. Объятия друзей. Потанцуй с куклой, как я. | |||
Цель занятия | Содержание занятия | Примечания | |
Развитие контактности. Развитие восприятия и воображения. | 1.Пальчиковая гимнастика «Сложи фигуру» 2.Работа с песком (простр. ориентир.) 3. Офтальмологическая минутка. 4.Задание на развитие внимания. 5. Работа с танграмом. | При сложении фигур, обратить внимание ребёнка на отличительные черты фигур. | |
Развитие зрительного и осязательного восприятия. | 1.Зрительная дифференцировка 2—3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом, какой запах… 2. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (три предмета). 3. Офтальмологическая минутка. 4. Сбор фигур по доске Сегена. | Если ребёнок затрудняется в ответе, помогать наводящими словами. | |
Развитие зрительного восприятия. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза. | 1.Дорисовывание незаконченных изображений. 2.Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. 3.Запоминание 5—6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. 4. Офтальмологическая минутка. 5. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2—3-предметные или сюжетные картинки). 6.Выделение нереальных элементов нелепых картинок. | Задания подбираются исходя из психофизических возможностей ребёнка. При необходимости предоставляется помощь при выполнении заданий. | |
Цель занятия | Содержание занятия | Примечания | |
Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми. Развитие аналитико-синтетической сферы. | 1.Дорисовывание незаконченных изображений. 2.Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. 3.Запоминание 5—6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. 4. Офтальмологическая минутка. 5. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2—3-предметные или сюжетные картинки). 6.Выделение нереальных элементов нелепых картинок. | Задания подбираются исходя из психофизических возможностей ребёнка. При необходимости предоставляется помощь при выполнении заданий. | |
Развитие взаимодействия ребёнка с людьми; Развитие личностно-мотивационной сферы. «Моя семья». | 1.Пальчиковая гимнастика «Семья». 2.Работа с поговорками. 3. Офтальмологическая минутка. 4.Задание на развитие внимания. 5. Задание на развитие памяти. | Объяснение слова семья. Пояснение поговорок. | |
Развитие слухового восприятия. | 1. Определение звука в пространстве. Игра «Где звучало?» 2.Задание «Что звучало?» 3.Упражнение «Выполняем по сигналу!» 4. Офтальмологическая минутка. | Перед выполнениями заданий проговаривается чётко цели выполнения. | |
Цель занятия | Содержание занятия | Примечания | |
Развитие слухового восприятия. | 1.Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). 2.Дифференцировка звуков шумовых звуков(шелест листьев, скрип снега, шум шин). 3. Характеристика звуков по громкости и длительности. 4.Офтальмологическая минутка. | Помогать при дифференцировки звуков. | |
Развитие тактильно-двигательного восприятия. | 1.Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые). 2.Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. 3.Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). 4.Офтальмологическая минутка. 5. Игры со средней мозаикой. 6. Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. 7.Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); | Словесное обозначение барических ощущений. |
Литература:
1. Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.
2. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993.
3. Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам – Дефектология № 1, 1996.
4. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы – С-Пб, «Речь», 2005.
5. Н.С. Ефимова. Психология взаимопонимания / Психологический практикум – Москва, С-Пб, Воронеж, Минск, 2004.
6. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.
7. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Пособие для учителя – С-Пб, издательство «Союз», 2004.
8. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 2, 1997.
9. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.
УРЦ «Надежда»
Согласовано
___________________________
руководитель МО педагогов-дефектологов
Протокол №____ от «____»_____________20___г.
Рабочая программа