Культура и культурная грамотность
1. Динамика культуры
2. Социологические теории культуры
3. Культура как картина мира
4. Культура достигнутого и культура поведения
5. Культурные нормы и культурная грамотность
Динамика культуры
Культура изучается семиотикой, социологией, историей, антропологией, аксиологией, лингвистикой, этнологией. Несмотря на свою реальность, культура есть некое абстрактное понятие, ибо на самом деле она существует только в виде множества культур разных эпох и регионов, внутри этих эпох –в виде культур отдельных стран и народов, которые принято называть локальными и этническими культурами.
Культура изменяется во времени и имеет территориальные границы: мы говорим о культуре Эллады, культуре Древней Руси, современной американской или западно-европейской культуре. «Культура» используется как обобщенное обозначение уклада жизни определенных этносов: культура северных народов, татарская культура, культура американский индейцев, русская культура. Наконец, под культурой понимается некоторая модель жизнедеятельности или отдельных ее элементов: политическая, финансовая, художественная, бытовая культура.
В отечественной традиции понятие «культура» относится, в первую очередь, к духовной составляющей нашей жизни. Это понятие неразрывно связывается с творческой деятельностью человека, результаты которой образуют, по определению великого русского ученого В.И. Вернадского, ноосферу, то есть сферу человеческой мысли и разума. Бытовая, производственная культура или культура обслуживания до сих пор представляют в России уязвимые места.
В дальнейшем изложении мы будем придерживаться определения культуры, неразрывно связанной с языком, как 1) принадлежности к социальной группе с общими целями и задачами в использовании устной и письменной речи, с общими стандартами восприятия, оценки и поведения; 2) самой этой группы и 3) самой системы стандартов.
Социологические теории культуры
С точки зрения социологической теории коммуникации процесс общения людей рассматривается следующим образом. С одной стороны, участники коммуникативного акта всегда бывают неравны в аспекте обладания некоторой информацией. Это неравенство и есть побудительная причина, по которой люди вступают в акт общения; в противном случае общение не имело бы никакого смысла.
Другой, противоположный аспект коммуникативного акта – равенство собеседников в плане обладания некоторой информацией. Во-первых, они должны быть равны относительно средств общения, т.е. владеть одним и тем же языком. Во-вторых, коммуниканты должны располагать некоторым общим для обоих объемом знаний, который и образует исходный пункт для сообщения нового. В противном случае передача и восприятие нового сообщения не только затруднено, но и просто невозможно.
В западной традиции культура нередко исследуется в социологическом плане. Так известный американский антрополог Эдвард Холл определяет культуру как коммуникацию, а голландский социолог ГеердХофстеде – как “коллективное программирование сознания (kollektiveProgrammierungdesBewusstseins).“
Венгерский лингвист, занимающийся проблемами межкультурной коммуникации, ЧабаФельдес, смягчает определение Хофстеде, определяя культуру как своего рода навигатор, который не программирует наше сознание, а только поддерживает определенный курс, не принуждая нас следовать этому курсу.
Немецкий лингвист и культуролог Ганс Юрген Херингер определяет культуру как форму жизни (Lebensform), как объект особого рода, опирающийся, как и язык, на общий фонд знаний.