Проект «Птичий жилой комплекс»
Планирование проекта
Название проекта: «Птичий жилой комплекс» | Потребность (проблема): - как изготовить и правильно разместить «птичьи домики» и кормушки для птиц? - какие птицы зимуют на близлежащей территории к образовательному учреждению? - какой корм едят эти птицы в разные месяцы? - зависит ли количество птиц от температуры воздуха? Краткая формулировка задач для учащихся: - сделать и повесить «птичьи домики» и кормушки для птиц; - определить, какие виды зимующих птиц прилетают на кормушки; - установить, какой корм едят эти птицы в разные месяцы; - выяснить, зависит ли количество птиц от температуры воздуха. Ожидаемые результаты: - знания и умения по изготовлению и размещению «птичьих домиков» и кормушек; - знания о птицах, зимующих в средней полосе России; - положительное эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде (на близлежащей территории образовательного учреждения и шире); - включение детей в конкретную экологическую деятельность; - повышение уровня экологической культуры участников проекта. | ||
Количество часов: 24 | Возраст детей: 7 – 10 лет | Вид проекта: коллективный | |
Описание проекта Проект может быть выполнен в рамках школьных учебных курсов, содержание которых связано с формированием экологической культуры младших школьников, а так же в рамках дополнительных образовательных программ. Учащиеся проводят работы по изготовлению «птичьего жилья» и кормушек; по организации регулярной работы «птичьей столовой»; наблюдают за поведением птиц; фиксируют данные в дневнике наблюдений. Цель проекта Изучение зимующих птиц на близлежащей территории к образовательному учреждению и оказание им помощи. Задачи проекта - Формировать и закреплять знания и умения, необходимые для изготовления и размещения «птичьих домиков» и кормушек; - расширять знания о птицах, зимующих в средней полосе России; - формировать положительное эмоционально-ценностное отношение к окружающей природной среде; - включить младших школьников в конкретную экологическую деятельность. | |||
Занятия по проектной деятельности
№ п/п | Кол-во часов | Тема. Содержание занятия | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Дидактическое обеспечение | Оборудование и материалы | |
на занятии | дома | ||||||
Обоснование проекта. Изучение проблемы, формулировка задач. Анализ предстоящей деятельности, входная диагностика. Разработка различных вариантов в группах. Обсуждение. | Ставит перед учащимися ряд проблем: а) что надо знать для изготовления птичьих домиков и кормушек; б) какие при этом материалы мы будем использовать; в) как мы будем осуществлять наблюдение за птицами, прилетающими на кормушки; г) с чего начать подготовку. Осуществляет диагностику, консультирует. Создаёт положительный мотивационный настрой. | Участвуют в обсуждении вопросов. Разрабатывают различные варианты в группах. Проводят обсуждение. | Обсуждение со старшими. Разработка совместных решений и предложений. Поиск предполагаемых партнёров в выполнении проекта. | Заполнение «звёздочки обдумывания» по темам: - необходимые материалы и инструменты; - поиск партнёров; - расположение «птичьих домиков» и кормушек; - корм для птиц; - организация наблюдений; - фиксация данных наблюдений; - формы презентации результатов. | Бумага, ручка, доска, мел. | ||
№ п/п | Кол-во часов | Тема. Содержание занятия | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Дидактическое обеспечение | Оборудование и материалы | |
на занятии | дома | ||||||
Подготовка инструментов и материалов. | Выдаёт группам карточки с перечнем различных инструментов и материалов. Демонстрирует образцы «птичьих домиков» и кормушек, даёт характеристику. | Слушают, задают вопросы. Работа в группах: учащиеся выбирают инструменты и материалы, необходимые для изготовления «птичьих домиков» и кормушек, обосновывают свой выбор. | Индивидуальные задания: определение объектов для изготовления. | Информационные материалы по изготовлению «птичьих домиков» и кормушек | Бумага, ручки. Образцы «птичьих домиков» и кормушек | ||
Корм для птиц. Расчёт продуктов и средств для организации питания птиц. Составление меню. | Организует, консультирует, помогает. Выдаёт задания для закрепления. | Задание: составить список продуктов для кормления птиц в течение: а) 1 дня; б) 1 недели; в) 1 месяца; г) 3 месяцев. | Подготовить рассказ об использовании различных видов птичьего корма. | Карточки, перечень продуктов | Бумага, ручка | ||
Расположение «птичьих домиков» и кормушек на местности. Изучение плана местности вблизи ОУ. | Организует и проводит практическую работу (на местности). Выдаёт задания для закрепления. | Распределение и выполнение заданий. Обсуждение вопросов и ответов на них. | Отметить на плане местности условными обозначениями места для расположения птичьих домиков и кормушек. | План местности | Бумага, ручка | ||
№ п/п | Кол-во часов | Тема. Содержание занятия | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Дидактическое обеспечение | Оборудование и материалы | |
на занятии | дома | ||||||
Изготовление «птичьих домиков» и кормушек. Алгоритм выполнения работы. | Знакомит с алгоритмом работы. Организует практические занятия. Выявляет имеющиеся ЗУН по теме. Привлекает к работе специалистов. Контролирует, оказывает помощь. | Выполняют практическую работу по инструкционным картам. | Доделывают работу с помощью старших. | Инструкционные карты | Бумага, картон, верёвка, дырокол, дерево, рубанок, и др. | ||
Монтаж «птичьих домиков» и кормушек. | Организует практическое занятие. Привлекает к работе и более старших детей. | Выполняют практическую работу: развешивают «Птичьи домики и кормушки» с помощью педагогов и старших товарищей. | Предлагают старшим оказать помощь в монтаже изделий. | Инструкции по выполнению работ | Лестница, гвозди, молоток и др. | ||
Работа «птичьей столовой». Построение: а) графика зависимости количества птиц от t; б) таблицы пищевых предпочтений. | Педагог организует практическую работу. Наблюдает, контролирует. Поддерживает, даёт новые знания. | Выполняют индивидуально практическую работу: насыпают корм, наблюдают поведение птиц. Составляют графики, таблицы. | |||||
№ п/п | Кол-во часов | Тема. Содержание занятия | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Дидактическое обеспечение | Оборудование и материалы | |
на занятии | дома | ||||||
Презентация результатов. | Наблюдение, координация деятельности детей. Участие в коллективной оценочной деятельности. | Участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, отвечают на вопросы. Готовятся к проведению мастер-класса. | Готовят сообщение о зимующих птицах родного края. Готовят статью в стенгазету ОУ. | Бумага, ручка, ватманский лист, компьютер. |