Предметные результаты освоения учебного предмета




Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Природоведение» для 5 класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся 5 классов с умственной отсталостью легкой степени КГБОУ «Красноярская школа №5». Составлена на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Цель программы: расширить кругозор и подготовить учащихся к усвое­нию систематических биологических и географических знаний.

Основными задачами курса «Природоведение» являются:

― формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;

- формирование правильного понимания природных явлений в неживой природе, через экскурсии, демонстрации опытов, выполнение практических заданий;

― формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

― воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;

― воспитание социально значимых качеств личности.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение природоведения в 5 классах направлено на обобщение знаний, учащихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности. В то же время данный учебный предмет для учащихся является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных биологических и географических знаний.

В процессе изучения окружающего мира у учащихся формируются некоторые элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о взаимосвязях в природе.

Обучающиеся учатся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов.

Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять.

Программа по природоведению 5 класса состоит из трех разделов:

«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия»
В 5 классе из учебного плана выделяется 68ч. (2 часа в неделю).

Результат изучения курса

Освоение обучающимися предмета природоведения предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

К личностным результатам освоения учебной программы относятся:

- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Предметные результаты освоения учебного предмета

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

-узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности) водоемы, небесные тела, основные достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях, фотографиях;

-представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

- отнесение изученных объектов к определенным группам, (нефть –горючее полезное ископаемое);

-соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;

-соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого)

-выполнение несложных заданий под контролем учителя;

-адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

Достаточный уровень:

-узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

-представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

-называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

-отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом оснований для различной классификации (золото – полезное ископаемое, металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные металлы);

-выделение существенных признаков групп объектов;

-знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

-участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

-выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

-выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

Содержание учебного предмета Природоведение.

Класс

Неживая природа

Введение

Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.

Вселенная

Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос.

Современные исследования. Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природеот Солнца. Сезонные изменения в природе.

Наш дом — Земля

Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.

Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.

Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость.

Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движениевоздуха.Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойствоподдерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животныхи человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и егосвойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.

Поверхность суши. Почва

Равнины, горы, холмы, овраги. Почва — верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.

Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическаячасть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы.

Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойствапесчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее иудерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.

Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве. Эрозия почв. Охрана почв.

Полезные ископаемые

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства.Значение. Способы добычи.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина.

Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча ииспользование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин идругие материалы.

Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча ииспользование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.

Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применениецветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твёрдость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению.

Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость,

пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение.

Охрана недр.

Местные полезные ископаемые Красноярского края (каменный уголь, нефть). Добыча и использование.

Вода

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании исжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способностьрастворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет ииспользование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества.

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использованиерастворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерениятемпературы — градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способызащиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды вбыту, промышленности и сельском хозяйстве. Экономия питьевой воды.

Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. Охрана воды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: