Поисковые системы в Интернете
На заре развития компьютерных технологий и Интернета вопрос поиска нужной информации на сайтах не стоял так остро, так как сайтов в то время по отношению к сегодняшним дням было совсем немного.
В те годы поиск осуществлялся по тематическим каталогам сайтов, и этого было достаточно. Первым таким каталогом в 1994 году стал Yahoo. Тогда этот ресурс еще не был поисковой машиной, а представлял собой каталог зарегистрированных на нем сайтов.
Также стоит отметить, что интернетом пользовались в основном сотрудники научных организаций и преподаватели университетов. Широкая аудитория во всемирную паутину пока не попала.
Прорыв начался во второй половине 90-х годов. В 1995 году появились первые полноценные поисковые системы – Lucos и Altavista. В 1997 году появились Google и Yandex – сегодняшние лидеры среди поисковых систем в России и в мире.
Далее – долгий путь совершенствования алгоритмов поиска, создание своих баз данных. В итоге оказалось, что успешно эти задачи могут решать лишь единицы – на сегодняшний день только три поисковых системы за рубежом обладают своими алгоритмами поиска и информационными базами - Google, Yahoo, MSN Search. В России это – Яндекс и Search.Mail.ru.
Поисковая система состоит из следующих компонентов:
· WEB сервер: компьютер, в котором находится поисковая машина;
· паук – программа, разработанная для сканирования и работающая с HTML кодом страницы напрямую, скачивает ее в базу данных поисковой машины;
· путешествующий паук – программа для анализа внешних ссылок страниц;
· индексатор – анализирует HTML код, то есть индексирует скачанные WEB страницы;
· база данных – здесь хранятся закаченные WEB страницы;
· поисковый движок, который выдает результаты – именно эта программа решает порядок соответствия WEB страниц запросам пользователей, то есть формирует выдачу.
РЕЙТИНГ ПОИСКОВЫХ СИСТЕМ В РОССИИ
В России наибольшей популярностью пользуются 5 поисковых систем.
þ ЯНДЕКС
Яндекс - лидер Рунета (его доля в поисковом рынке – 54.1%. Компания быстро развивается, имеет свои алгоритмы поиска и показатель ранжирования сайтов – ТИЦ.
Особенности:
· поисковик использует алгоритм персонализированного поиска и геозависимости запросов в зависимости от региона сайта и пользователя;
· в Яндексе работает система подсказок, исправляются ошибки;
· Яндекс имеет большое количество полезных приложений, в которые интегрирована поисковая система.
þ GOOGLE
Этот гигант мирового уровня так и не захватил лидерство и находится на 2 месте в рейтинге, занимая большую долю рынка – 35.1%. Google является крупнейшей поисковой системой в мире, поэтому комментарии здесь излишни.
Особенности:
· поисковая система имеет свой собственный движок и алгоритм поиска, собственные показатели ранжирования, которые все знают под аббревиатурой PR (PageRank);
· Google имеет большое количество популярнейших сервисов, тесно интегрированных с поисковой системой, включая рекламные объявления сайтов – Adwords;
· Google имеет более 100 региональных версий в разных странах мира.
þ SEARCH.MAIL.RU
Поисковый сервис от компании Mail.ru располагается на 3 месте в рейтинге лучших поисковиков Рунета, занимая 8.3% рынка. Компания Mail.ru начинала свое существование как почтовый сервис, но сейчас она предоставляет, кроме него, еще 40 крупных сервисов, в том числе и поисковый.
Особенности:
· поиск Mail.ru находится по адресу https://go.mail.ru;
· поисковая система при поиске за рубежом работает на базе движка от Google, а для поиска в Рунете использует собственный – GoGo.ru;
þ RAMBLER
Rambler - эта поисковая система – на 4 месте в рейтинге. Рамблер создан и запущен российскими учеными в 1997 году, ему принадлежит 0.8% российского поискового рынка.
Особенности:
· поисковый индекс обновляется ежедневно, поэтому легко найти самую свежую информацию;
· с 2011 года, по соглашению с Яндексом, использует его поисковый алгоритм и уже не является самостоятельной поисковой системой.
· для ранжирования сайтов используется порядка 250 факторов, включая поведенческий фактор.
þ BING
Эта поисковая система занимает 5 ступеньку в рейтинге лучших поисковых систем. Ей принадлежит 0.6% российского рынка такого рода услуг. Поисковик был создан Microsoft в 2009 году.
Особенности:
· Bing построен на движке «Kumo», который плохо индексирует русскоязычные сайты;
· результат выдачи выдается по категориям, на которые разбиты сайты;
· этот поисковик хорошо работает с видео и Flash – анимацией;
· есть возможность поиска по изображениям.