Основное население Грузии составляют: грузины, азербайджанцы, армяне, русские, осетины, курды (езиды), а также греки, кистинцы (чеченцы), украинцы, евреи (в том числе грузинские евреи, курдские евреи и ашкеназы), абхазы, ассирийцы, аварцы и др.
Национальность | % | 2002 | % | 2014 | % | |
Всего | 100,00 % | 100,00 % | 100,00 % | |||
Грузины | 70,13 % | 83,75 % | 86,83 % | |||
Азербайджанцы | 5,69 % | 6,51 % | 6,27 % | |||
Армяне | 8,10 % | 5,69 % | 4,53 % | |||
Русские | 6,32 % | 1,55 % | 0,71 % | |||
Осетины | 3,04 % | 0,87 % | 0,39 % | |||
Езиды | 0,42 % | 0,33 % | ||||
Украинцы | 0,97 % | 0,16 % | 0,16 % | |||
Кистины | 0,16 % | 0,15 % | ||||
Греки | 1,86 % | 0,35 % | 0,15 % | |||
Ассирийцы | 0,11 % | 0,08 % | 0,06 % | |||
Евреи | 0,46 % | 0,09 % | ||||
Абхазы | 1,77 % | 0,08 % | ||||
Курды | 0,62 % | 0,06 % | ||||
Аварцы | 0,08 % | 0,05 % | ||||
Чеченцы | 0,01 % | 0,03 % | ||||
Поляки | 0,04 % | 0,02 % | ||||
Молдаване | 0,05 % | 0,02 % | ||||
Немцы | 0,03 % | 0,01 % | ||||
Белорусы | 0,16 % | 0,01 % | ||||
Цыгане | 0,03 % | 0,01 % | ||||
Турки | 0,03 % | 0,01 % | ||||
Удины | 0,00 % | 0,00 % | ||||
Болгары | 0,01 % | 0,00 % | ||||
Литовцы | 0,02 % | 0,00 % | ||||
Латыши | 0,01 % | 0,00 % | ||||
Эстонцы | 0,04 % | 0,00 % | ||||
Иранцы | 0,00 % | 0,00 % | ||||
Чехи | 0,00 % | 0,00 % | ||||
Лезгины | 0,01 % | 0,00 % | ||||
Ингуши | 0,00 % | 0,00 % | ||||
Другие | 0,40 % | 0,05 % | 0,39 % | |||
Не указали/не ответили | 0,03 % |
Этническая культура населения Республики Грузия.
Грузия – страна с древней и богатой самобытной культурой, истоки которой берут начало в глубине тысячелетий. Культура Грузии давно пересекла национальные границы и вышла на международный уровень, потому что это достояние и наследие всего человечества. Грузинская монументальная архитектура, музыка, книжная миниатюра, богатая духовная и светская литература, красочные проникновенные танцы, работы ювелиров, чеканщиков и художников, и конечно сам гостеприимный и хлебосольный грузинский народ, все это является частью древней страны. Своеобразное географическое расположение Грузии на стыке Европейского и Азиатского континентов отразилось на развитии ее культуры, впитавшей в себя ближневосточные, европейские и местные кавказские традиции. Важные торговые пути, идущие через территорию Грузии и соединяющие север с югом, а восток с западом стали источником проникновения сюда элементов новых культур, традиций, веяний, тенденций и учений. Здесь, в Грузии, сошлись неторопливая мудрость Востока и прогрессирующая динамичность Запада. Период XI-XII вв. – эпоха возрождения грузинского государства, когда монахи в академиях, церквях и монастырях выдвигали новые гуманистические идеи. Уже в средние века в Грузии процветали философия и историография, теология и право, поэзия и искусство. Развивались архитектура, астрономия, география и другие отрасли знания. Стало зарождаться прикладное искусство и особенно – ювелирное дело и художественная обработка металла (чеканка), процветающие до сих пор. Расцвет светская культура Грузии претерпела в XIX в., когда грузинские писатели и художники под влиянием европейских идей обогатили сокровищницу национального и мирового искусства. В сокровищнице духовной культуры грузинского народа самое значительное место занимает музыкальный и танцевальный фольклор – искусство многоголосого хорового пения и национальные танцы, получившее признание во всем мире. Прикладное искусство Музыка и танцы Литература Живопись и архитектура Театр Кино Музеи ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ГРУЗИИ Традиционное грузинское прикладное искусство в основном представлено высокохудожественными изделиями из керамики, металла, дерева, кости. Грузия славится своим ювелирным мастерством, гравировкой по металлу, оружейным мастерством. Первые образцы керамической посуды появились на территории Грузии в VII тысячелетии до н. э. Позже, в IV—III тысячелетиях до н. э., наряду с керамикой появляются первые металлические изделия. Первые серебряные предметы на территории Грузии относятся к III тысячелетию до н. э. В следующем тысячелетии до н. э. количество образцов ювелирного искусства растет. В это время ювелирное дело достигает своего расцвета. Ювелиры в совершенстве владели искусством филиграни, скани, чеканки, литья. Но апогея славы средневековое ювелирное искусство достигло в XI—XIII веках. Период многочисленных завоеваний тоже не прошел бесследно для прикладного искусства. Оно попадало под влияние европейского, персидского, азиатского искусства, но не утратило своих традиционных технических приемов и глубоко национального содержания. В XIX веке в Грузии наивысшего расцвета достигло искусство златокузнецов. Лучшие образцы золотых столовых изделий (кубки, чаши, кувшины, рога-канци) и украшений создавались в Тбилиси, Ахалцихе, Гори, Кутаиси, Зугдиди и Телави. Изделия обильно украшалось чеканкой, сканью, чернью. С древних времен грузинские мастера при художественной обработке благородных металлов употребляли эмали. Своего расцвета это искусство достигло в IX—XII веках. Эмалью, особенно перегородчатой, украшали предметы как религиозного, так и светского назначения: церковную утварь, столовую посуду, пояса, кольца, ожерелья. И в наше время это искусство не утратило свою силу, грузинские мастера по сей день продолжают работать в технике эмали. В XVIII—XX веках действовало несколько центров керамического производства, где изготовлялись керамическая посуда и строительные материалы (кирпич, черепица). В Восточной Грузии центрами керамического производства являлись: Тбилиси, Мцхета, Телави, Ниноцминда, Гори, Цхавати. В Западной Грузии — Шроша, Кутаиси, Ацана, Намиколоу и т. д. Большое место в быту грузинского народа занимала керамика с глазурью. Мастера всегда старались придать изделию красивый внешний вид, изысканные, утонченные формы. Многовековую историю в грузинском народном декоративно-прикладном искусстве имеет шитье бисером. До последнего времени оно сохранилось у грузинских горцев. С XVIII века центрами вышивки бисером являлись Тбилиси, Гори, Кутаиси, Ахалцихе. Грузинское народное декоративно-прикладное искусство обращает на себя внимание своей простотой, пластичностью, традиционными неповторимыми формами.