Лекция 5. Методический раздел программы прикладного социологического исследования
1. Обоснование методов сбора и анализа эмпирических данных.
2. Понятие принципиального (стратегического) плана. Характеристика исследовательских стратегий.
Обоснование методов сбора и анализа эмпирических данных.
В этой части указываются технико-инструментальные характеристики используемых методов сбора данных (МСД) и методов анализа эмпирических данных (МАД).
При обосновании МСД указывается метод, даётся его характеристика, аргументируется необходимость применения именно этого метода, характеризуется инструментарий (полный комплект инструментального обеспечения помещается в приложения к программе), указывается, где будет осуществляться сбор данных.
При описании МАД — указывается способ обработки эмпирических данных (ручной или машинный), содержание работ по подготовке информации к обработке (контроль качества заполнения анкет, ручная кодировка ответов на открытые вопросы).
В социологических исследованиях применяются многочисленные методы сбора информации.
Под социологическим методом принято понимать конкретные подходы, приёмы, способы и инструменты, которые используются при проведении исследований.
Каждый сложившийся социологический метод включает в себя следующие взаимосвязанные элементы:
1) область применения;
2) процедуру применения;
3) инструментарий (средства или совокупность рабочих документов, с помощью которых осуществляется сбор первичной информации);
4) критерии оценки правильности применения метода и достоверности полученных результатов.
Методы социологического исследования различаются:
– по масштабу применения: общенаучные, частнонаучные;
– по уровню знания: теоретические, эмпирические;
– по стадиям исследования: методы формулирования проблем, целей и задач, методы сбора информации, методы обработки информации, методы анализа информации.
В прикладном социологическом исследовании наряду с вышеперечисленными методами получения данных используются также методы и средства решения конкретных проблемных ситуаций в сфере практической деятельности, социального управления и планирования (социальное моделирование, социальная аналитика, социальная экспертиза, социальный эксперимент и др.). Данные методы вписываются в логику и структуру именно прикладного социологического исследования.
По степени стандартизации, характеру получаемой информации методы ПСИ принято разделять на две большие группы: количественные и качественные.
К количественным методам обычно относят формализованные методы опроса, формализованного наблюдения, количественного анализа документальных источников информации (контент-анализ), эксперимента.
В группу качественных методов включают: неформализованные методы опроса (глубинное интервью, метод экспертных оценок, метод фокус-групп), традиционный анализ документальных источников, биографический метод, неформализованное наблюдение
Сопоставление количественных и качественных методов
Основание | Количественные методы | Качественные методы |
Цель применения | Дать целостное описание, объяснение причин изучаемого явления | Понять изучаемое явление, случай, процесс |
Исследовательские задачи | а) Измерить характеристики явления б) Установить взаимосвязи между отдельными характеристиками Задачи стандартизированы, могут дублироваться | а) Выявить общую картину явления б) Концептуализировать явление, интерпретировать его. Задачи менее стандар-тизированы, дублируются редко |
Формулировка рабочих гипотез | Формулируются до начала сбора данных | Формулируются по мере овладения данными |
Инструментарий | Разрабатывается до полевого этапа исследования Формализованный, одинаковый для всех исследователей | Определяется как до полевого этапа, так и в ходе этого этапа Неформализован, отражает индивидуальный исследо-вательский опыт |
Единицы анализа | Факты, высказывания, оценки, акты сознания и поведения | Субъективные значения фактов для индивидов |
Форма представления данных | Статистические распределения, показатели шкал, индексы | Высказывания, документы, стенограммы дискуссий, аудио-, видеозаписи |
Позиция исследователя | «Сторонний наблюдатель» | «Сочувствующий участник» |
Стиль исследования | «Жёсткий» | «Мягкий» |
Общие условия, влияющие на выбор методов ПСИ.
1. Валидность измерений, которую допускает определённый метод.
2. Реактивность метода сбора данных, т.е. его воздействие на явление, подлежающее ис-нию.
3. Стоимость и доступность.
Конкретные условия, влияющие на выбор методов ПСИ: характер исследуемой проблемы, цель и задачи, гипотезы.
2. Понятие принципиального (стратегического) плана. Характеристика исследовательских стратегий.
Принципиальный (стратегический) план исследования — это исследовательская процедура, или стратегия, которая связана с планированием и проведением исследования в целом.
В зависимости от состояния имеющихся знаний о проблеме, которую предстоит изучить, стратегические планы исследования группируются в четыре основных типа, каждый из которых имеет свою специфику.
Типы принципиальных планов (исследовательских стратегий)
Тип принципиального (стратегического) плана | Цель | Вид гипотез | Выборка | Методы и методика |
Формулятивный (разведывательный) | Формулировка гипотез | Отсутствуют | Целевая | Качественные |
Описательный (дескриптивный) | Количественно-качественное описание | Описательные | Случайная Сплошное исследование | Количественные |
Аналитический | Выявление функциональных и причинных зависимостей | Объяснительные | Целевая | Сочетание количественных и качественных методов |
Сравнительный | Анализ динамики социальных явлений | О динамике | Дублирование выборки базового исследования | Использование разработанной ранее методики |