План
1. Структура межличностного взаимодействия
2. Стратегии и тактики взаимодействия.
Литература
1. Теория и практика общения: учеб, пособие для студ. сред, учеб, заведений / А. П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 288 с.
Основные понятия: межличностные отношения, формальные отношения, неформальные отношения, взаимопонимание, координация, согласование, партнерство и др.
Структура межличностного взаимодействия
При согласии незначительные дела вырастают, при несогласии величайшие гибнут.
Гай Саляюстий Крисп
Межличностные отношения — это субъективно переживаемые связи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний партнеров в ходе совместной деятельности. Основой для установления отношения с другим человеком, прежде всего, является потребность в получении информации и уменьшении неопределенности. Мы получаем информацию о партнере:
пассивно, когда наблюдаем за его действиями и поведением;
активно, когда получаем информацию от других;
интерактивно, когда обращаемся непосредственно к человеку.
Структура совместной деятельности накладывает своеобразный отпечаток на поведение людей и включает ряд обязательных элементов.
К ним относятся:
- единая цель, ее жесткая регламентация и определение способов осуществления контактов между людьми;
- общность мотивов, побуждающая людей к взаимодействию;
- наличие единого пространства и времени взаимодействия;
- разделение единого процесса деятельности на отдельные функции и их распределение между участниками;
- координация индивидуальных действий и управление ими;
- знание каждым участником норм, правил и процедур общения;
- необходимость передачи информации, обмен ею;
- эффективная обратная связь по вертикали.
Стратегии и тактики взаимодействия
В основу различения типичных стратегий взаимодействия может быть положена ценностная ось «отношение к другому как к ценности — отношение к другому как к средству».
При отношении к партнеру как к ценности можно выделить моральную сторону, т. е. признание у человека права быть таким, какой он есть, и психологическую сторону, которая состоит в стремлении к сотрудничеству, равноправным партнерским отношениям, к готовности понять другого, к установке на диалог.
При второй позиции — отношение к партнеру как к средству (нужен — привлечь, не нужен — отодвинуть, мешает — убрать) — происходит обесценивание личности человека, ощущение превосходства над другими в чем-либо, доходящем до понимания собственной исключительности.
В практике взаимодействия людей между собой большинство случаев не находится ни на одном из описанных полюсов, так как крайнее проявление отношения к человеку вызывает у окружающих моральное осуждение. Кроме того, приходится считаться с сопротивлением партнера, отстаивающего свое право на индивидуальность.
К основным эффективным механизмам, обеспечивающим формирование конструктивного взаимодействия в организации и в конкретной группе, относятся следующие.
Взаимопонимание — это результат познания партнера, формирования общих целей и методов взаимодействия.
Координация — поиск таких средств общения, которые в наилучшей степени соответствуют намерениям и возможностям партнеров.
Согласование — механизм взаимодействия, касающийся в основном мотивационно-потребностной стороны общения.
Партнерство предполагает отношение к другому человеку как к равному, с кем надо считаться, но в то же время стремление не допустить ущерба себе, раскрывая цели своей деятельности. Отношения равноправные, но осторожные, основанные на согласовании интересов и намерений. Способы воздействия строятся на договоре, который служит и средством объединения и средством оказания давления.
Для эффективного взаимодействия важны также понятия совместимости и срабатываемости членов группы.
Совместимость — это, прежде всего, оптимальное сочетание свойств участников взаимодействия, возможность группы в данном составе работать бесконфликтно и согласованно, что создает условия для эффективной совместной деятельности.
Выделяют четыре уровня совместимости:
физиологический (сочетание особенностей уровня темперамента);
психофизиологический (динамические характеристики психофизиологических реакций, потребностей, биоритмов, связанные с основными психическими процессами: ощущение, восприятие, память, мышление, внимание);
психологический (предполагает соответствие характеров, интересов, эмоций);
социально-психологический (связанный с согласованием социальных ролей, интересов, ценностей, культурного и общеобразовательного уровней развития человека).
Сработанность — это согласованность в работе между участниками совместной деятельности. Для сработанности ведущим является поведенческий компонент: высокая результативность взаимодействия, удовлетворенность прежде всего успешностью работы и, как следствие, отношениями с партнером, низкие эмоционально-энергетические затраты.
Таким образом, совместимость в большей степени выявляет ориентацию на хорошие межличностные отношения, а сработанность — нацеленность на результативность взаимодействия.
Д/З Использование приемов саморегуляции поведения в процессе межличностного общения – сообщение.