Результаты исследования мотивации профессионального развития педагогов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Соликамска Пермского края.




Краткая информация об учреждении.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» в 2011 году отметило свое 75-летие. Первая школа – старейшая школа города: со своими традициями, коллективом, историей. Численность учащихся школы на 1 сентября 2011 года составляет 820 человек.

Значительная часть детей школы имеет задатки и склонности к творческой деятельности, стремится получить углубленную подготовку по ряду предметов. С учетом этого в школе созданы классы развивающего обучения на I ступени, классы с повышенным уровнем обучения на II ступени, классы, занимающиеся по ИУП (10-е классы), универсальный класс (11), специальные (коррекционные) классы VII вида.

В школе работает 52 педагога(с совместителями и д/о), из них женщин – 49, мужчин – 3 человека (5,6%). Средний возраст составляет 44 года.

 

Характеристика педагогического коллектива:

 

 

Образование, категория, награды Количество учителей (без совместителей)
Высшее образование 45 (87%)
Среднее специальное 9 (17,3%)
Вторая категория 12 (23%)
Первая категория 20 (38,5%)
Высшая категория 16 (30,8%)
Второе высшее образование 3 (5,8%)
Лучшие учителя России 1 (1,9%)
Почётные звания: а) Отличник народного просвещения  
б) Почётный работник общего образования РФ  
в) Грамота Министерства образования РФ  
Г) Грамота Министерства образования Пермского края  
Благодарственное письмо главы города    
   

 

 

Стаж работы:

Стаж до 2 лет 2 - 5 5 - 10 10 - 20 свыше 20 лет
Кол-во учителей          

 

Приведенные данные говорят о стабильности педагогического коллектива, достаточно высоком уровне профессионализма, вместе с тем, о возможности профессионального выгорания отдельных педагогов, старения коллектива.

Сегодня говорить о профессиональном развитии педагогов школы можно с позиции наблюдения и анализа их профессиональной деятельности. В школе по итогам года педагоги заполняют диагностические карты и карты самоанализа своей деятельности. Методический совет анализирует работу каждого учителя и выстраивает рейтинг педагогов школы. Следует отметить, что одним из показателей наличия здоровой профессиональной среды в школе, мотивации педагогической деятельности и профессионального развития в коллективе является постоянное участие педагогов в конкурсах, организованных именно школой ("Имя тебе – Учитель!», «Создай презентацию к уроку»"), проведение мастер-классов, показательных уроков для родительской общественности, Панорамы открытых уроков, активное участие и подготовка учителями школьных семинаров, педсоветов, методических учеб, публикация педагогами своих научных статей, участие в конкурсах профессионального мастерства муниципального, краевого, Всероссийского уровней и многое другое.

Вместе с тем сегодня нужно говорить и о том, что не все учителя активно транслируют свой опыт работы даже на институциональном и муниципальном уровне. Как правило, это одни и те же педагоги. Важно выявить причины такой низкой активности и способствовать их устранению.

Изучая вопросы мотивации профессионального развития педагогического коллектива, определилась некоторая картина мотивированности педагогов и их готовности к профессиональному росту.

Цель экспериментальной работы - выявление профессиональной и личностной позиции педагога.

Эмпирической базой исследования явились педагоги МАОУ «СОШ №1» города Соликамска Пермского края. Выборка для исследования – 26 человек.

Исследование проводилось в течение четырех месяцев. В ходе исследования можно выделить следующие этапы:

§ 1 этап (июнь 2011). Содержание этапа: подбор диагностических методик, выбор экспериментальной группы;

§ 2 этап (сентябрь-октябрь 2011 года). Содержание этапа: проведение экспериментальной диагностической работы.

§ 3 этап (ноябрь 2011 года). Содержание этапа: обработка результатов и формулирование выводов.

Ход исследования.

1 этап. На начальном этапе исследования были определены методики и диагностики для определения мотивации профессиональной деятельности педагога, мотивации профессионального развития педагога:

- методика «Мотивы педагогической профессии» (Т.Н.Сильченкова);

- методика «Изучение мотивации профессиональной деятельности»

(К.Замфира в модификации А.Реана);

- методика изучения факторов привлекательности профессии (предложена В.А. Ядовым, модифицирована Н. В. Кузьминой, А. А. Реаном);

- диагностика уровня готовности педагога к развитию: анкеты «Выявление способности учителя к саморазвитию», «Факторы, стимулирующие обучение и препятствующие развитию и саморазвитию учителей в школе".

 

1. Изучение мотивов педагогической профессии (методика Т.Н.Сильченковой)

Цель применения данной методики – выявить значимость для педагогов мотивов к своей профессии.

Описание методики: Методика может применяться для диагностики мотивов выбора своей профессии. Испытуемым предлагалось заполнить бланк методики (Приложение 1).

Инструкция: Проранжируйте в 5 бальной шкале (0-1-2-3-4-5) значимость для вас того или иного мотива к своей профессии.

Обработка результатов.

Подсчитывается ранг значимости (средний балл выборов) тех или иных факторов, влияющих на выбор профессии.

Интерпретация

На основании полученных результатов определяются основные мотивы осознанного выбора педагогической профессии.

 

2. Изучение мотивации профессиональной деятельности (методика К. Замфира в модификации А. Реана).

Цель применения данной методики – выявить значимые для педагогов мотивы профессиональной деятельности.

Описание методики: Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы. Испытуемым предлагалось заполнить бланк методики (Приложение 2).

Инструкция: Прочитайте ниже перечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку из значимости для Вас по пятибалльной шкале. Насколько для Вас актуален тот или иной мотив?

Обработка результатов.

Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.

ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2

ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5)/3

ВОМ = (оценка п. З + оценка п. 4)/2

Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).

Интерпретация

На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.

К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетания: ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ.

Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ>ВПМ>ВМ.

Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы.

При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.

По данным исследований,удовлетворенность профессией имеет значимые корреляционные связи с оптимальностью мотивационного комплекса (положительная значимая связь, r = + 0,409). Иначе говоря, удовлетворенность избранной профессией тем выше, чем оптимальнее мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий - внешней отрицательной.

Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность мотивирована самим содержанием деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности.

3. Изучение факторов привлекательности профессии (методика, предложенная В.А. Ядовым, модифицирована Н. В. Кузьминой, А. А. Реаном)

Цель применения данной методики – выявить факторы привлекательности к своей профессии.

Описание методики: Методика может применяться для диагностики факторов привлекательности профессии. Испытуемым предлагалось заполнить бланк методики (Приложение 3).

Инструкция. Отметьте те пункты, которые отражают Ваше отношение к избранной профессии. В колонке А отмечено то, что «привлекает», в колонке Б — что «не привлекает». Отмечайте только то, что для Вас действительно значимо. Делать выбор во всех без исключения строках необязательно.

Обработка результатов.

По каждому из факторов по следующей формуле подсчитывается коэффициент значимости:

где N — объем выборки (количество обследуемых), п+ количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А, n- количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке Б.

Коэффициент значимости может измениться в пределах от - 1 до +1.

Иногда при интерпретации результатов допускается серьезная методическая ошибка: нельзя рассматривать только окончательный показатель КЗ, не учитывая соотношение п + и п -. Необходимо строить интерпретацию с учетом как первого, так и второго аспектов.

Низкийкоэффициент значимости фактора (близкий к нулю) еще не означает его полной незначимости. Необходимо, прежде всего, понять, каким образом получился этот низкий коэффициент.

 

4. Изучение способности педагогов к профессиональному развитию (анкеты «Выявление способности учителя к саморазвитию», «Факторы, стимулирующие обучение и препятствующие развитию и саморазвитию учителей в школе" по Н.В.Немовой)

Цель проведения анкетирования – выявить уровень стремления педагогов к саморазвитию, определить факторы, стимулирующие обучение и препятствующие развитию и саморазвитию учителей в школе.

Описание диагностики: Анкеты могут применяться для оценки реализации потребностей педагогов в профессиональном развитии Испытуемым предлагалось заполнить бланки анкет (Приложение 4).

 

Анкета «Выявление способности учителя к профессиональному развитию»

Инструкция:

Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, напротив каждого утверждения балл:

 

5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;

4 – скорее соответствует, чем нет;

3 – и да, и нет;

2 – скорее не соответствует;

1 – не соответствует.

Обработка результатов.

Подсчитайте общую сумму баллов.

55 и более баллов – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии

36- 54 балла – у Вас нет сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий

15-35 баллов – Вы находитесь в стадии остановившегося развития

 

Анкета «Факторы, стимулирующие обучение и препятствующие развитию и саморазвитию учителей в школе»

Инструкция:

Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, напротив каждого утверждения балл:

5 – «да (препятствуют или стимулируют)»

4 – «скорее да, чем нет»

3- «и да, и нет»

2- «скорее нет»

1 – «нет».

Обработка результатов.

Подсчитайте сумму баллов. Коэффициент развития (К) вычисляется по формуле:

К =

где К факт– сумма баллов, предоставленных в анкетах;

 

К макс – максимально возможное количество баллов в анкетах.

2 этап. Проведение экспериментальной диагностической работы.

На данном этапе в определенные сроки было проведено анкетирование педагогов.

3 этап. Обработка полученных результатов и формулирование выводов.

В ходе данного этапа были обработаны и проанализированы полученные результаты, сформулированы выводы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: