Изучив передовой опыт волонтерского движения Балейского района, нами были проведены беседы с педагогом – организатором МКОУ Подойницынской СОШ Турковой Ларисой Владимировной. Из собеседования с ней и в непосредственном своем участии в мероприятиях было выявлено следующее. В нашей школе существуют давние традиции, которые связаны с добровольчеством и активным безвозмездным участием в преобразовании окружающего пространства и помощью людям в трудной жизненной ситуации.
Это такие традиции, как «Акция добра», которая подразумевает помощь пенсионерам, инвалидам. Дети ходят по домам и выполняют посильную домашнюю работу, например, уборку дома, посадку огорода, колку дров, привоз воды.
Так же в нашей школе принято украшать школьный двор. Ежегодно каждый класс сажает цветы, изготавливает клумбы, убирает территорию.
В нашей школе обучаются дети из 7 сел. В каждом из них есть автобусная остановка. Каждую весну накануне Дня Победы наши ученики убирают мусор, белят и художественно оформляют остановки.
В прошлом году учащиеся нашей школы помогали переносить библиотечный фонд в другое здание.
Еще нельзя не обратить внимание на такой важный объект, как школьный музей под руководством Мельниковой М.С. Выпускники и учащиеся приносят экспонаты, помогают в оформлении выставок.
Обобщая вышесказанное, можно сказать о том,, что в нашей школе существует достаточно много добровольческих инициатив, которые помогают школе выполнять одну из самых главных задач обучения- воспитательную.
Было проведено анонимное анкетирование среди подростков 13-15 лет, в нем принял и участие 20 человек.
За создание волонтерского движения в школе высказалось 15 подростков, что составило 93%
Затруднились ответить 3 человека, что составило 7%. Ответов против не было вообще
На вопрос анкеты: «Какую посильную помощь вы можете оказывать нуждающимся?», подростки предложили следующие направления:
1. Помощь ветеранам и престарелым людям-
2. Помощь в озеленении территории школы
3. Очистка берегов реки от мусора
4. Организация живого уголка в ограде школы
На вопрос анкеты: «Какие акции или мероприятия вы предлагаете провести?», было предложено:
· Проводить акции помощи для детей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию.
· Организовать акцию «Поделись доброй книгой», как внутришкольный книгообмен. В перспективе - обмен книгами между подростками других школ.
· Принять участие во всероссийской акции «Волонтеры Победы»
· Помощь в кормлении и поиск хозяев для брошенных щенят и котят
Проведя анализ анкетирования, и оценив активность учащихся в добровольческой работе, мы пришли к выводу о необходимости создания волонтерской группы в нашей школе и расширения диапазона мероприятий добровольческого характера.
Заключение
Во всем мире волонтерская деятельность давно получило широкое распространение. Социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к молодому поколению. Российскому развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, отличающиеся духовными качествами, например как милосердия, сострадания, справедливость, гуманность, отзывчивость, обладающими чувством ответственности за судьбу страны, за ее духовное и культурное процветание.
В силу особенностей интересов и характера развития молодежи - участие в волонтерской деятельности является важным компонентом успешного социального развития, способным оказать содействие в решении актуальных социально-экономических проблем государства и повысить качество жизни людей.
В ходе анализа волонтерской деятельности в г. Балее и Балейском районе выяснилось, что для успешного развития волонтерства среди молодежи необходимо преодолеть ряд трудностей, а именно: популяризировать этот вида деятельности, координировать волонтерские организации, привлекать к активному участию в социально-значимых проектах волонтерской деятельности. При проведении опроса большая часть подростков высказалась о необходимости создания волонтерского движения в нашей школе.
Таким образом, можно заключить о том, что участие в волонтерском движении благоприятно влияет на развитие подрастающего поколения и общества в целом.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что поставленные цель и задачи исследовательской работы выполнены. Предполагаемая гипотеза, что большинство подростков13-15 лет нашей школы поддержат создание волонтерского движения в нашей школе, подтвердилась.
Список цитируемых источников:
1. Аникина И. Воспитательное пространство: социокультурная среда и традиции семьи // Народное образование.- 2005.- №7.- С. 48.
2. Баскаев Р. М. Формирование развивающего воспитательного пространства в условиях северного города// Дополнительное образование.- 2005.- №5.- С. 42.
3. Данюшенков В. С., Иванова Н. В. Современные представления о социальном пространстве// Педагогика.- 2004.- №9.- С.28.
4. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т.1 /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
5. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления/ Под ред. Н.Л.Селивановой.- М., 2001.
6. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П.В. Степанов. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
7. Широкова О. П. Условия эффективного управления развитием ребенка в социокультурной среде// Дополнительное образование.- 2005.- №8.- С. 31.
8. Мурманский арктический государственный университет. Официальный сайт- Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.mshu.edu.ru/index.php?searchword=%F7%E5%F0%ED%E8%EA+%E2%E0%EB%E5%F0%E8%E9+%FD%E4%F3%E0%F0%E4%EE%E2%E8%F7&option=com_search&Itemid=5 Дата обращения: 3 мая 2018г