Тема. Приём пациента в стационар.
Ответы на вопросы
1. 3 уровня медико-санитарной помощи. Медико-санитарная помощь оказывается на 3 уровнях: первичном, вторичном (специализированном) и третичном (высококвалифицированном).
2. Типы ЛПУ: больничные, диспансерные, амбулаторно-поликлинические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санаторно-курортные учреждения, лечебные учреждения скорой помощи и санитарно-противоэпидемические учреждения.
3. Приемное отделение - это лечебно-диагностическая часть стационара, предназначенная для приема, регистрации, осмотра, проведения санитарно-гигиенической обработки пациента и оказания квалифицированной врачебной помощи.
4. Виды приемного отделения. Приёмное отделение является частью ЛПУ и может располагаться в отдельном корпусе или в одном из корпусов больницы, т.е. централизованное и децентрализованное.
5. Структура приёмного отделения: помещение для ожидания, регистратура, процедурный кабинет, смотровые и диагностические кабинеты, изолятор, санпропускник, кабинет врача, санузел.
6. Функции приёмного отделения: приём и регистрация пациентов, обследование пациентов, в том числе и антропометрия, санитарная обработка и транспортировка пациентов в лечебное отделение, заполнение медицинской документации, оказание неотложной и консультативной помощи, справочно-информационная работа.
7. Оборудование санпропускника:
- шкафы, столы, кушетки, шкафчики для чистого и ёмкости для грязного белья, клеенки;
- необходимое для санитарной обработки пациента - банное мыло, шампунь, мочалки, расчёски, машинка для стрижки волос, бритвенные приборы (однократного использования), ножницы, термометры для измерения температуры воздуха и воды;
- необходимое для проведения дезинфекции – плотные перчатки, дополнительные халаты, очки, клеёнчатые фартуки для медсестры, дезинфицирующие и педикулицидные средства, гидропульт для ручного разбрызгивания дезрастворов, мочалки и щетки для мытья и дезинфекции ванны, маркированные ведра и швабры для уборки и дезинфекции помещений санпропускника и др.
Документация приемного отделения.
«Медицинская карта стационарного больного»" (ф. N 003/у), температурный лист (ф. N 004/у), «Статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов» (ф. N 025-2/у), «Приемная квитанция» (форма № 1-73);
«Журнал учета приема больных (госпитализации) и отказа от госпитализации (форма № 001/у)», «Журнал отказов в госпитализации» (форма журнала та же, что и «Журнала учета приема больных» - № 001/у), «Журнал регистрации амбулаторных больных» (форма № 074/у), «Алфавитная книга», «Журнале телефонограмм»;
«Извещение о выявлении инфекционного заболевания» (ф. N 058/у), «Журнал учета инфекционных заболеваний» (ф. N 060/у).
Пути поступления пациентов в стационар.
• машиной СМП при возникновении острого или обострении хронического заболевания, несчастного случая или травмы, требующих квалифицированного экстренного лечения в условиях стационара;
• по направлению участкового врача поликлиники или амбулатории в случае неэффективности лечения в домашних условиях (так называемая плановая госпитализация).
• по переводу из других лечебных и профилактических учреждений;
• самостоятельно без какого-либо направления ЛПУ на госпитализацию - если человеку стало плохо на улице, недалеко от больницы, и он самостоятельно обратился в приемное отделение.
I. Мини конференция « Типы лечебно-профилактических учреждений, их функции ».
Краткое содержание конференции.
1. Характеристика больничного учреждения. Больница – основное лечебно-профилактическое учреждение службы здравоохранения. Она выполняет функции профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, санитарного просвещения, подготовки врачебных и средних медицинских кадров, а для заболевшего человека больница становится на время жильём. Больница - лечебное учреждение стационарного типа для пациентов, нуждающихся в круглосуточном наблюдении, лечении и уходе с пребыванием на больничной койке. В зависимости от мощности и подчинения больницы подразделяются на республиканские, областные, городские, участковые.
Госпиталь - больница, где получают медицинскую помощь военнослужащие и инвалиды боевых действий.
Клиника - больничное учреждение. Где кроме лечения пациентов, проводится обучение студентов и научно-исследовательская работа учёных медицинских ВУЗов.
В настоящее время чётко прослеживается тенденция к укрупнению больниц и усложнению их структуры. Современные крупные больницы оснащаются сложнейшей медицинской и санитарной техникой.
Современная больница – это медицинский центр, предназначенный для лечебно-профилактического обслуживания населения. Большинство больниц оказывает услуги не только госпитализированным больным, но и населению района проживания.
2. Характеристика диспансерных учреждений. Диспансерные учреждения – это специализированные учреждения, деятельность которых направлена на активное выявление больных, взятие их на учёт, активное наблюдение и своевременное проведение специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. Диспансер - ЛПУ, занимающиеся лечением и профилактикой одного или группы родственных заболеваний.
Существуют несколько видов диспансеров: кардиологический, онкологический, кожно-венерический, противотуберкулёзный, психоневрологический, наркологический, эндокринологический, врачебно-физкультурный.
В своём составе диспансеры могут иметь поликлинику (амбулаторию) и стационар, оснащённые специальной аппаратурой, приборами для полной и точной диагностики. Диспансер ставит выявленных больных на учёт, проводит систематическое лечение и наблюдение за ними.
3. Характеристика амбулаторно-поликлинических учреждений. Амбулатория - лечебное учреждение, обслуживающее население сельского или городского участка, работников небольшого предприятия. В штат амбулатории могут входить 1-5 врачей, которые оказывают квалифицированную врачебную помощь как в самой амбулатории, так и на дому; изучают показатели заболеваемости, проводят профилактическую и просветительную работу. Амбулатории подчиняются в своей деятельности поликлинике и контролируют работу фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП).
ФАП - амбулаторной учреждение в сельском населённом пункте, находится в ведении амбулатории или участковой больницы, заведует пунктом фельдшер, который оказывает первую доврачебную помощь, занимается профилактикой заболеваний, участвует в текущем санитарном надзоре в учреждениях для детей и подростков, в коммунальных, пищевых, промышленных учреждениях, за водоснабжением и очистными сооружениями; проводит анализ заболеваемости, занимается вопросами оздоровления окружающей среды.
Врачебные здравпункты – могут организовываться на предприятиях с различными формами собственности и в учебных заведениях как структурное подразделение государственного территориального медицинского учреждения (поликлиники или МСЧ). Здравпункты организуются для оказания первой медицинской помощи при заболеваниях и травмах, организации и проведения профилактических мероприятий, наблюдения за санитарно-гигиеническими условиями труда.
Поликлиника – это ЛПУ, в котором оказывается медицинская помощь приходящим больным, а также больным на дому. Поликлиника - главное звено в организации лечебно-профилактической помощи населению. В поликлинике ведут приём врачи по различным специальностям, имеется ряд лабораторий и диагностических кабинетов, процедурных и манипуляционных. В поликлинике могут быть организованы стационарные отделения, так называемые «дневные стационары», где пациенты проходят клинико-лабораторные исследования, им проводят курсовое лечение, на ночь они уходят домой.
4. Характеристика учреждений охраны материнства и детства. Женская консультация – это ЛПУ, оказывающее все виды амбулаторной акушерско-гинекологической помощи женскому населению. Женская консультация осуществляет свою работу по участковому принципу, предусматривающему оказание лечебно-профилактической помощи в женской консультации, патронаж и лечебную помощь на дому.
Родильный дом – это медицинское учреждение, оказывающее стационарную акушерско-гинекологическую помощь. Задачей роддома является оказание квалифицированной стационарной помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде, а также при гинекологических заболеваниях; оказание квалифицированной медицинс4ой помощи и уход за новорожденными в период пребывания их в роддоме.
5. Характеристика санаторно-курортных учреждений. Санаторно-курортные учреждения – это ЛПУ, предназначенное для долечивания больных преимущественно природными лечебными факторами (минеральные источники, лечебные грязи, целебный климат, морские купания и др.) в сочетании с физиотерапией, лечебной физкультурой, лечебным питанием и другими средствами при обязательном сочетании установленного режима, обеспечивающего полноценное лечение и отдых больных..
Основная цель санатория – долечивание и профилактика заболеваний.
6. Характеристика лечебных учреждений скорой помощи. Станция скорой медицинской помощи (СМП ) может функционировать как самостоятельное учреждение или являться структурным подразделением других ЛПУ. Станции скорой медицинской помощи созданы для оказания населению скорой и неотложной медицинской помощи в любое время суток. Работают станции СМП по территориальному принципу. Основной функциональной единицей станции является выездная бригада: врачебная, фельдшерская, интенсивной терапии, узкопрофильная специализированная. Оказание неотложной помощи при угрожающих жизни состояниях в полном объёме и в кратчайшие сроки является зачастую решающим фактором для спасения жизни людей.
В состав станции входят: оперативный отдел, отдел госпитализации, транспортный отдел, организационно-методический отдел, технический отдел и др.
Основным структурным подразделением СМП являются выездные бригады: линейные и специализированные.
7. Что такое хоспис, какие услуги оказывает хоспис? Хоспис – это учреждение, оказывающее помощь смертельно или длительно болеющим людям. Цель хосписа – создать комфортные условия для больного и оказать поддержку его семье. Хоспис предназначен для проведения паллиативного и симптоматического лечения больных в терминальных стадиях и длительно болеющих; организации больным квалифицированного ухода и социально-психологической помощи больным и их родственникам. Возглавляет хоспис специалист с высшим сестринским образованием.
Программа хосписа включает в себя три вида услуг:
1. Обслуживание больного на дому.
2. Обслуживание больного в стационаре.
3. Психологическая помощь семье больного.
Ответы.
II. Ситуационные задания. Варианты действий медсестры при приёме пациентов в различных ситуациях.
Ситуация 1. Если пациент доставлен в приемное отделение в состоянии средней тяжести, то кроме оформления перечисленной документации, сестра приемного отделения обязана оказать пациенту первую доврачебную помощь в пределах своей компетентности. Оказывая помощь, она должна послать кого-нибудь за врачом.
Ситуация 2. Если пациент не в состоянии сообщить сведения, необходимые для регистрации, их можно получить у сопровождающих его лиц и/или медицинского персонала скорой медицинской помощи. Дополнить или уточнить сведения о пациенте можно после улучшения состояния его здоровья.
Ситуация 3. Если человека доставили в приемное отделение с улицы в бессознательном состоянии и без документов, сестра приемного отделения после осмотра врачом, оказания экстренной помощи и заполнения необходимой документации, обязана позвонить в отделение милиции по месту происшествия, указав приметы поступившего (пол, приблизительные возраст, рост, телосложение), описав одежду. Во всех документах до выяснения личности пациент числится неизвестным. В «Журнале телефонограмм», помимо текста, даты и времени ее передачи, указывается, кем она принята.
Ситуация 4. Если пациент поступает в отделение реанимации или интенсивной терапии, минуя приемное отделение, то оформление необходимой документации производят сестры соответствующих отделений, с последующей регистрацией пациента в приемном отделении.
Ситуация 5. Если пациент доставлен в лечебное учреждение по поводу внезапного заболевания, возникшего вне дома, особенно угрожающего его жизни, а также в случае смерти пациента, сестра приемного отделения обязана дать телефонограмму родственникам, сделав соответствующую запись в «Журнале телефонограмм». Также следует поступить при госпитализации (переводе) пациента в другое лечебное учреждение.
Ситуация 6. После осмотра пациента врачом часто возникает необходимость в дополнительных инструментальных или лабораторных клинических исследованиях, а также в консультации другого специалиста (невропатолога, хирурга, травматолога, гинеколога и т. д.). Вызов лаборанта, а также специалистов для уточнения диагноза тоже входит в обязанности сестры центрального приемного отделения. Осмотрев пациента, врач записывает в «Медицинскую карту стационарного больного» результаты осмотра, назначенное лечение, а на титульном листе указывает способ санитарной обработки и транспортировки, наименование или номер отделения.
Ситуация 7. Если после осмотра и наблюдения пациента врачом данных для госпитализации нет, пациента отпускают домой, о чем делают запись в «Журнале отказов в госпитализации».