Артикуляционная гимнастика.
- губы вытянуты вперед, в трубочку — улыбнуться, показать все зубы.
- рот широко открыть, кончик языка завести за нижние зубы, потом за верхние, положить в правый уголок рта, затем в левый.
- рот широко открыть, кончиком языка облизать верхнюю губу, затем нижнюю. Должно получиться круговое движение. Точно фиксировать кончик языка, следить, чтобы язык тянулся к губам, а не наоборот.
- «причесать» верхними зубами нижнюю губу, нижними зубами — верхнюю губу.
- рот закрыт, кончиком языка чуть оттянуть наружу левую щеку, потом правую.
- без голоса артикулируются звуки:
а — о — у — и; у — и; у — и — у — а.
Движения губ при этом четкие, резкие.
Каждое упражнение проделывается 4—5 раз в медленном темпе и под контролем зеркала.
Упражнения на расслабление.
- руки поднять вверх, расслабить кисти, локти, бросить вниз.
- правую руку медленно поднять в сторону — бросить, как плеть. То же с левой рукой.
- правое плечо поднять к правому уху — бросить. Тоже для левого плеча.
- оба плеча поднять к ушам — бросить.
- голову уронить на грудь — медленно поднять; на правое плечо — медленно поднять.
- туловище согнуть в поясе и бросить его вниз, руки повиснут, как плети, вдоль ног, повиснет голова — медленно подняться.
Каждое упражнение повторяется 3—4 раза.
Дыхательно-голосовые упражнения.
- вдохнуть спокойно и глубоко через нос, стараясь не поднимать груди и плеч. Медленно выдохнуть через рот.
- беззвучно подышать, варьируя вдох и выдох через нос и рот.
- выдохнуть через нос или через рот, выдыхать и протяжно произносить гласные звуки:
а--- — вдох — о --- вдох — у-----.
- счет до 10. Произносить число на выдохе, хорошо артикулировать гласные звуки, выделить ударную гласную. На паузе, после двух слов, сделать вдох и произносить следующее число.
Работа со стихотворным текстом.
Домашнее задание: отработать перед зеркалом артикуляционные упражнения (по 5 раз каждое); тренировать речевое дыхание.
З-2
1. Артикуляционная гимнастика проводится четко, немного быстрее, чем раньше, обязательно со зрительным контролем; повторяются те же упражнения, которые входили в программу предыдущих занятий.
2. Упражнения на расслабление.
- руки поднять вверх, расслабить кисти, локти, бросить вниз.
- правую руку медленно поднять в сторону — бросить, как плеть. То же с левой рукой.
- правое плечо поднять к правому уху — бросить. Тоже для левого плеча.
- оба плеча поднять к ушам — бросить.
- голову уронить на грудь — медленно поднять; на правое плечо — медленно поднять.
- туловище согнуть в поясе и бросить его вниз, руки повиснут, как плети, вдоль ног, повиснет голова — медленно подняться.
Каждое упражнение повторяется 3—4 раза.
Дыхательно-голосовые упражнения.
- глубокий вдох через рот — выдох на гласный звук а — — —,
вдох — выдох на о — — —-------------- вдох — выдох на у— — —.
Вдох и выдох контролируются рукой. Важно следить за тем, чтобы гласные звучали открыто, при хорошей артикуляции. Звук должен «посылаться» вперед, а не в себя. Громкость должна быть умеренной и не вызывать напряжения голосовых связок.
- гласные соединяются с сонорными (носовыми) звуками, которые звучат в «маске» по продолжительности столько же, сколько гласные:
ммм...а— — — —(о, у)
ммм... о— — ——(о, у)
ммм...у— — ——(о, у)
ннн...а— — — (о, у)
ннн...о— — —(о, у)
ннн...у— — —(о, у)
- фраза произносится на одном выдохе, без пауз: Мама, мне меду.
м...а — м...а — м... н... е — м... е — д...у.
- слоговые упражнения по 3 раза.
пна, пно, пну, пны// пна, пно, пну, пны// пна, пно, пну, пны// кна, кно, кну, кны// кна, кно, кну, кны// кна, кно, кну, кны//
- скороговорки под удары мяча. Мячом надо бить о стенку или об пол и ловить. Он бросается в такт скороговорке. Желательно, чтобы скороговорка была стихотворной. Быстрые броски, принятые в волейболе, запрещаются. Мяч бросается из ладоней снизу и ловится.
- бросать мяч на словосочетания, состоящие из существительного и прилагательного. Мяч бросается на ударную гласную: белая береза, ясное небо, хорошая погода, новый дом, интересная книга и т. д.
- найти определения к существительному: спелое яблоко, кислое яблоко, наливное яблоко, мороженое яблоко, печеное яблоко, антоновское яблоко и т. д.
- речевая игра. Берем карточку, называем предмет, нарисованный на карточке.
Задание на дом:
Речевая зарядка (артикуляционная гимнастика, дыхательные, голосовые упражнения, слоговые упражнения).
З-3 РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ
«Кошечка» Поворот – вдох нос - руки скрестить
Подъем – на выдохе – ааа, ооо, ууу, ыыы, эээ
«Кувшинчик» На носочки, руки вверх –вдох
Наклон – выдох - ааа, ооо, ууу, ыыы, эээ
«Свечка» - Руки вверх, ладошки прижаты, вдох
Приседание, руки волной – на выдохе – ма, му, мо, мы, мэ
«Едем на машине» Руки вверх, качаемся – на выдохе ЖЖЖЖЖ
Кажется, пробило колесо. Накачаем его.
«Насос» - Вдох – движения как накачивать насос – на выдохе - ааа, ооо, ууу, ыыы, эээ
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Стоя. При вдохе ладошка ко рту
1.Один вдох – один выдох - 4 раза, руки меняем
Один вдох – два выдоха - 4 раза, руки меняем
Один вдох – четыре выдоха - 4 раза, руки меняем
2. Вдох – ладошка, выдох – предплечье (от локтя к кончикам пальцев, руки меняем):
ааа, ооо, ууу, ыыы, эээ
ао, ау, оу, уы, эу
аоу, оуы, эау, ыоа
3. Вдох с ладошкой - выдох - поворот головы в сторону
Один вдох – один выдох - 4 раза, руки меняем
Один вдох – два выдоха - 4 раза, руки меняем
Один вдох – четыре выдоха - 4 раза, руки меняем
ВЫДОХ
1. Пропеваем гласные на выдохе а, о, у, э, ы, а плавно, отрывисто по линиям
2. «Овал» пальчиком ведем по линии овала - пропеваем гласные а, о, у, э, ы, а плавно
3. «Восьмерочка» пальчиком ведем по линии «восьмерки» - пропеваем гласные а, о, у, э, ы, а плавно.
МЕЛОДИЯ РЕЧИ
«Колыбельная» - Вдох и поем, качая игрушку: а, о, у, э, ы, а
РИТМ РЕЧИ
Научились мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять…
ПРОИЗНОШЕНИЕ СЛОВ
С поглаживанием от локтя до кончиков пальцев на выдохе:
аист, удочка, обувь, облако, азбука
ПРОИЗНОШЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
По картинке 2-5 предложений.
З-4
1. Артикуляционная гимнастика проводится в убыстренном темпе и обязательно под зрительным контролем.