Вводные замечания
Классификаторами называются знаменательные или служебные слова, которые используются для категоризации предметов. В английском языке подобную функцию выполняют, например, слова head 'голова' и sheet 'лист' в сочетаниях 200 head of cattle '200 голов скота' и 50 sheets of paper '50 листов бумаги': с помощью указанных слов предметы индивидуализируются, вычленяются из совокупности (соответственно стада и пачки). Во многих языках подобные классификаторы употребляются в сочетании с числительными * или с глаголами определенного типа. При анализе семантики классификаторов в естественных языках обнаруживается, что в качестве критерия для отнесения предметов к той или иной категории «выбираются» зпределенные признаки соответствующих предметов. Некоторые из этих признаков считаются главными и могут быть 'динственным основанием для классификации; другие приз-(аки играют вспомогательную роль и обычно встречаются комбинации с главными. Большинство признаков, служа-[их критерием классификаций, выявляется при зритель-ом восприятии объектов окружающей действительности.
Eve V. С 1 а г k. Universal Categories: on the Semantics of Classi-•rs and Children's Early Word Meanings.— In: «Linguistische For-lungen», Bd. 27, Akademische Verlagsgesellschaft Athenaion, Wiesba-л 1979, pp. 253—267. Впервые опубликовано в сб.: Alphonse Juilland 1.). «Linguistic Studies offered to Joseph Greenberg: On the Occasion His Sixtieth Birthday». Saratoga, Ca., Anma Libri, 1977, pp. 449—462.
© Akademische Verlagsgeselschaft, 1979.
* В советской литературе такие слова называют еще «нумерати-и», а также «счетными словами».— Прим. перев.
Дети также пользуются словами для категоризации окружающих предметов — по мере того, как они начинают находить в языке соответствия тому реальному миру, который они уже знают. Однако в процессе овладения языком дети иногда формируют категории, не совпадающие с категориями взрослых, причем основания категоризации, используемые на ранних этапах владения языком, во многом сходны с теми, которые мы находим в существующих системах слов-классификаторов естественных языков. В обоих случаях ведущую роль в определении категориальной принадлежности играет зрительное восприятие.
Настоящая работа посвящена описанию сходных моментов в семантике слов-классификаторов и в начальных представлениях детей относительно значений слов. Я постараюсь показать, что классы слов, определяемые классификаторами, и категории, выделяемые детьми, являются отражением определенных базисных мыслительных способностей. В качестве существенных признаков категоризации дети выбирают такие, которые представляются им психологически наиболее значимыми. Те же самые признаки, по-видимому, являются ведущими в системах нумеративов и глагольных классификаторов. Гипотеза состоит в том, что эти естественные категории носят универсальный характер в силу того, что они имеют общее познавательное основание.
Категоризация в естественных языках
Нумеративы и глагольные классификаторы относятся к числу тех классификационных систем естественных языков, которые имеют под собой семантическое основание. До сих пор лингвисты анализировали главным образом их синтаксические свойства и их способность (в сочетании с числительными) выражать количественные отношения (Гринберг 1972). Детальный анализ функционирования различных классификаторов в языках типа цельталь * провели некоторые этнографы (Берлин, Р о м н и 1964; Берлин 1968). Исследования по глагольным классификаторам были проведены также для языков типа навахо, хопи и ацугеви (X о и д ж е р 1951; К э р р о л,
* Цельталь — язык американских индейцев группы майя.- Ирим. перев.
Касагранде 1958; Талми 1972). Наконец, совсем недавно было опубликовано обширное исследование по семантике нумеративов для 37 языков Азии, представляющих различные языковые семьи: малайско-полинезийскую* аустроазиатскую, мон-кхмерскую, сино-тибетскую, алтайскую, дравидийскую и индо-арийскую (Адаме, Кон-клин 1973). Число классификаторов, имеющихся в каждом из исследованных языков, колеблется от 2 до 200.
Каким же образом употребляются классификаторы? Рассмотрим следующие английские выражения:
(1) а) 25 sheets/leaves of paper '25 листов бумаги';
б) 4 strings of beads '4 нитки бисера';
в) 9 cups of tea '9 чашек чая'. Нумеративы sheet (leaf) 'лист', string 'нитка' и сир 'чашка' в приведенных примерах служат для вычленения отдельных предметов, составляющих в каждом случае свою «группу». В языках, использующих нумеративы, такой вид категоризации может быть распространен на все исчисляемые предметы. Приведем еще несколько характерных примеров **:
(2) а) 7 flat-things rugs '7 плоских-предметов ковров';
б) 16 long-things poles '16 продолговатых-предметов шестов';
в) 3 round-things gourds '3 круглых-предмета тыквы;
г) 5 long and flexible-things ropes '5 продолговатых-и-гибких-предметов веревок'.
В каждом случае конструкция с классификатором позволяет выделять отдельные предметы на основании зрительно воспринимаемых признаков и называет класс, к которому принадлежат эти предметы. Например, (2-а) может быть истолковано как 7 flat-things (that are) rugs' 7 плоских предметов (которые являются) коврами' (см. Гринберг 1972). «Продолговатый», «круглый» и «плоский» часто являются единственными признаками, которые классификаторы выделяют в предметах. Однако они могут сочетаться и с другими, второстепенными признаками, как, например, (2-г), где «продолговатый» сочетается с «гибкий» (см. Адаме, К о н к л и н 1973).
В (3) приведены примеры классификаторов, входящих в состав глаголов:
* В советской литературе более принято название австронезий-ская.— Прим. перев.
** Далее приводятся пословные переводы примеров, заимствованных из редких языков.— Прим. перев.
(3) a) he caused-round-solid-thing-to-move-upwards stone (he picked up the stone) 'он заставил-круглый твердый-предмет-двигаться-вверх-камень' ('он поднял камень');
б) wood moves-about-hooplike (nominal: wagon) 'деревяшка движется-наподобие-обруча' ('название предмета: повозка'*);
в) the man animate-thing-moved-away (the man moved
away/left) 'человек живой-предмет-удалился-
прочь' ('человек уехал'). Присоединение «характерных черт» классификаторов к корню глаголов, например в языке навахо, приводит к тем же основаниям различения предметов, что свойственны и системам нумеративов. Согласно данным Х о и д ж е-р а (1951), глаголы в навахо при употреблении их с движущимися объектами могут выделять следующие признаки объекта:
(4) а) одушевленный-объект;
б) круглый-твердый-объект, продолговатый-тонкий-объект, веревкообразный-объект, твердая-емкость, матерчатообразный-объект;
в) множество-(совокупность-) объектов, множест-во-похожих-объектов;
г) громоздкий-объект, объект-без-указания-на-ма-териал, объект-из-материала-напоминающего-шерсть, объект-из-материала-похожего-на-грязь. Приведенные в (4) четыре группы классификаторов являются общими как для нумеративных, так и для глагольных систем классификаторов в индейских языках Америки (X о и д ж е р 1945; Сепир 1951; Давидсон, Эл-ф о р д, Х о и д ж е р 1963; К р а у с с 1965). Эти подклассы классификаторов хорошо согласуются и с общей схемой Адамсаи Кон клина (1973), которые исследовали классификаторы в азиатских языках.
Разграничение между одушевленными и неодушевленными предметами является основным в системах классификаторов. Одушевленные предметы подразделяются далее на людей и животных, люди — на основании их социального статуса, а также (реже) по степени родства. В болыцинст ве случаев дополнительным основанием категоризации служит возраст, иногда — род занятий и пол. Что касается названий животных, то в некоторых системах классифи
* На деревянных колесах.— Прим. перев. 224
катеров их деление обусловлено местом в общественном сознании (например, в зависимости от их религиозной значимости), размерами, средами обитания (суша, воздух, вода), а иногда н выполняемыми в быту функциями (ср. перевозку). Описанная иерархия представлена на схеме 1.
Схема 1
Основные классы и подклассы в естественных языках
Одушевленные предметы |
место в общественном сознании размер среда обитания выполняемая функция |
Неодушевленные предметы
В существующих системах классификаторов одушевленных и неодушевленных предметов очень часто используются признаки, связанные с формой предмета. К трем основным формам относятся: КРУГЛАЯ (предмет имеет сферические очертания и протяжен в трех измерениях); ПРОДОЛГОВАТАЯ (предмет вытянут в одном направлении) и ПЛОСКАЯ (предмет протяжен в двух измерениях). Из перечисленных форм наиболее распространенные — КРУГЛАЯ и ПРОДОЛГОВАТАЯ; по предположению Адамса и Конклина, ПЛОСКАЯ форма является производной от ПРОДОЛГОВАТОЙ (Адаме, К о н к л и н 1973). В дополнение к этим основным многие классификаторы опираются еще и на некоторые второстепенные признаки, хотя последние (по данным Адамса и Конклина) никогда не являются единственным основанием для классификации. Приведем несколько примеров второстепенных признаков:
(5) а) твердый (противопол. гибкий); иногда этот признак называют «хрупкостью»;
б) относительный размер;
8 №] -9 |
в) пустой (противопол. полный) — о емкостях;
^правильный (протнвопол. неправильный)—оформе;
д) вертикальный (противопол. горизонтальный) — только о ПРОДОЛГОВАТЫХ предметах.
Различные комбинации основных и второстепенных признаков, на которых базируется категоризация, могут вызвать к жизни множество различных классификаторов и, соответственно, категорий (см., например, Берлин 1968).
В зависимости от целей категоризации у одного и того же предмета могут выделяться разные признаки. Так.если в процессе действия предмет трансформируется, то в его начальном и конечном состояниях могут употребляться разные слова-класенфикаторы. Целые апельсины, например, могут быть классифицированы как «круглые-предметы», а будучи очищенными и разделенными на дольки, перейдут в категорию «части-круглых-предметов».
Некоторые классификаторы учитывают функцию предмета, хотя наряду с этим зачастую опираются и на признаки формы. По наблюдениям Адамса и Конклина, большинство категоризации, основанных на функциональной нагрузке предметов, в разных языках не повторяются, т. е. каждый раз имеют специфическую культурно-национальную ориентацию (Адаме, Конклин 1973). В результате в рамках соответствующих категорий могут оказаться вместе абсолютно непохожие предметы— явление, невозможное для категорий, создаваемых на каких бы то ни было других основаниях. Например, в бирманском языке слоны и лошади попадают в одну категорию с некоторыми неодушевленными предметами только потому, что они являются средством передвижения по суше.
Классификаторы, конечно, используются для группировки предметов в строгом соответствии с выбранным основанием категоризации. Однако иногда в группе можно встретить «лишнего» — предмет, явно не обладающий общим для остальных членов группы признаком. Например, в языке гаро * в одну категорию попадают камень, мяч, глаз, монета и различные (круглой формы) фрукты. Однако с тем же классификатором употребляется и слово банан. По-видимому, этот фрукт включается в категорию круглых предметов просто потому, что все остальные фрукты круглые и находятся в этой категории.
* См. сноску на стр. 176.— Прим. ред.
Итак, анализ нумеративов и глагольных классификаторов во многих языках Азии и Америки показывает, что в основе классификации предметов лежит их внешний вид. Дополнительные физические параметры позволяют произвести более дробную классификацию. Кроме того, иногда категоризация может основываться на функции предмета, но этот вид категоризации специфичен и ориентируется на конкретный язык или культуру — в отличие от категоризации, критерием которой является форма.
Овладение значением слов
По мере того как ребенок начинает овладевать языком, перед ним встает важнейшая задача: как воплотить в языке имеющиеся у него знания о тех или иных предметах. Как показывают исследования ранних этапов языкового развития, поначалу дети, видимо, исходят из того, что слово отображает лишь какую-то определенную часть признаков предмета (см. Кларк 1975). Например, многие дети довольно быстро усваивают слова собачка или кошечка. Однако в дальнейшем они употребляют их совсем не так, как взрослые. Наряду с собаками и кошками они называют этими словами лошадей, коров, овец и разного рода других животных. Иногда в качестве признака, обусловливающего эту сверхгенерализацию слова, выступает способность к движению, и потому слово употребляется тогда, когда ребенок хочет привлечь внимание к любому движущемуся предмету. В других ситуациях ведущим признаком выступает форма (в данном случае нечто вроде «наличие четырех ног»), и тогда слово употребляется для обозначения любых четвероногих животных *.
* С точки зрения теории коммуникации сверхгенерализация — это следствие крайней ограниченности словаря ребенка. Таким образом, она может быть интерпретирована двумя способами, которые, впрочем, мало отличаются друг от друга. Первый из них состоит в том, что ребенок пользуется полной сверхгенерализацией, при которой значение приписывается слову на основе одного или двух ведущих признаков (Клар к 1973а). Согласно второй интерпретации, ребенок прибегает к частичной сверхгенерализации, при которой главные признаки, составляющие основу сверхгенерализации,— те, которые представляются ребенку психологически значимыми в данном контексте. Эти признаки могут получать минимальное лексическое оформление и, возможно, не исчерпывают всего значения, которое ребенок вкладывает в слово. Использованием частичной сверхгенерализации можпэ объяснить,
8* 227
Анализ сверхгенерализаций в речи ребенка позволяет узнать, какое именно значение придается первым усваиваемым словам. Если ребенок использует одно и то же слово для называния целого ряда непохожих (с точки зрения взрослого) предметов, то можно предположить, что он придает этому слову значение, которое включает но крайней мере один или несколько признаков, общих для данных предметов. Подробные описания сверхгенерализаций содержатся в дневниках наблюдений за развитием речи ребенка (см. Кларк 1973а; 1974). Сверхгенерализации чаще всего встречаются в возрасте от одного до двух с половиной лет. Отсутствие соответствующих данных для детей более старшего возраста может быть связано с существенными переменами, происходящими в возрасте от одного до двух с половиной лет, и в частности с тем, что в этом возрасте дети начинают задавать вопросы: что это'? — и, соответственно, резко увеличивается объем словаря ребенка. Сверхгенерализация отдельного слова может продолжаться от нескольких недель до нескольких месяцев, причем по мере роста словаря предметная соотнесенность слова, конечно, неуклонно сужается. Взрослые предоставляют в распоряжение ребенка все новые слова, корректируя тем самым употребление старых, а иногда прямо исправляют ошибки (ср. замечание: «Это не собачка, это лошадка!»).
Что же служит ребенку основанием для сверхгенерализации? Прежде всего, надо заметить, что большая часть сверхгенерализаций связана с сенсорным восприятием окружающего мира. При образовании многих, если не большинства, сверхгенерализаций ребенок использует зрительную информацию; кроме этого, он может опираться также на тактильную, обонятельную и слуховую информацию. В зависимости от того, что является основанием сверхгенерализаций, они могут быть разделены на несколько групп:
по форме, движению, размерам, материалу, звуку и вкусу. Во всех перечисленных случаях (кроме, пожалуй, звука и вкуса) в той или иной мере обязательно наличие зрительной информации о предмете. Наконец, некоторые сверхгенерализации могут иметь еще и функциональную основу *.
почему некоторые дети не прибегают к сверхгенерализации в ситуации, когда их понимание значения слова контролируется, и охотно пользуются ею в ситуации неконтролируемого словопроизводства (ср. Мур 1896; Кларк 1975).
* Некоторые исследователи полагают, что значения первых слов складываются у ребенка на основе его знаний о функциях соотвечст-
Если судить по опубликованным дневникам наблюдений, то наиболее обширный класс составляют сверхгенерализации, основанные на признаках формы. Характерные примеры таких генерализаций приведены в таблице I*. По-видимому, для детей раннего возраста одним из наиболее существенных является признак округлости (при относительно небольших размерах предмета); во всяком случае, именно сверхгенерализации, основанные на признаке округлости, имеют наиболее широкое распространение. Среди других признаков, на которых строятся сверхгенерализации, отметим еще продолговатость («как палка»), отсюда — наличие множества (вертикальных) палкообразных объектов, форма квадрата или куба, а также более сложные характеристики формы, например «наличие четырех ног».
В таблице 2 приводятся примеры сверхгенерализаций, в основе которых лежит размер предметов. Обычно дети с этой целью склонны выбирать относительно небольшие объекты — чаще всего предметы и людей своего размера. Выбор.ребенком размера как критерия употребления слова приводит иногда к дроблению привычной для взрослых категории. Например, Ш в а ч к и н (1948) сообщает о ребенке, который называл собак словом ва. Когда он овладел словом му для называния коров, то начал употреблять его применительно к большим собакам размером с овчарку, помещая их тем самым в одну категорию с коровами.
Таблица 3 содержит несколько примеров сверхгенерализаций, основанных на характере материала, из которого сделан предмет. В большинстве приведенных случаев материал можно определить как визуально, так и осязательно. (Из этих примеров видно, между прочим, что в процессе осознания значения первых слов ту или иную роль для ребенка могут играть самые разные признаки. Например, вначале он обращает внимание только на форму предмета, затем начинает учитывать материал, который может либо
вующих предметов, а не на основе воспринимаемых органами чувсть физических свойств (Нельсон 1973). Однако дети с легкостью сверх-генерализуют многие слова без всякой опоры на функциональность, но с явным использованием физических признаков предмета (см. Б а-У е р м а н 1975; Кларк 1975). Кроме того, знания о некоторых функциях предметов вообще приходят значительно позже, когда ребенок начинает постигать особенности той культурной среды, которая его окружает (Андерсен 1975).
* Эти примеры, как и следующие ниже данные таблиц 2—5, почерпнуты из работы Кларк 1973а.— Прим. перев.
Таблица 1