Общество и культура. Понятие культуры. Культура как базис общества. Базисные элементы культуры. Традиции и ценности.




Понятие и теория социальной стратификации. Стратификационные модели развитого западного общества. Стратификация в СССР и в современной России. Бедность и неравенство. Депривация. Социальная мобильность: понятие, виды и типы. «Лифты» социальной мобильности (П.А. Сорокин). Социальная мобильность в современной России. Маргинальность.

1) Социальная стратификация — одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии.

Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними — основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления.

Например, выделение социальных слоёв может осуществляться по уровням доходов, знания, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нём по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций.

Теории:
1.Особенность марксистского определения социального класса заключается в том, что оно акцентирует внимание не только на стратификационную роль владения/невладения средствами производства, но и на фактор общественного разделения труда, на функцию и место в экономике, а так же на способах распределения общественного богатства и его доли, которая тем или иным способом достается разным классам.Дифференциация общества на основе отношения к средствам производства (по формам и видам собственности) расслаивает население на неравные классы по критерию богатства и бедности, по доминирующей роли в экономике и политике, по ресурсам жизнеобеспечения, потребления. Потенциальная конфликтогенность такого расслоения при определенных условиях актуализируется в острой классовой борьбе. Классовое расслоение охватывает не только социально-политическое положение, но и является основой формирования и развития классового сознания.

2. Теория социальной стратификации М. Вебера. В начале ХХ века немецкий социолог Макс Вебер выдвинул свою теорию стратификации, получившую широкое признание и развитие в Западной социологии второй половины двадцатого столетия. Ее основные понятия: страта, стратификация, социальное неравенство, распределение доходов, социальный престиж, власть. М. Вебер считал, что общество дифференцируется на страты, отличающиеся друг от друга не только по экономическому положению (на что акцентировал внимание К. Маркс), но и по другим признакам: социальному престижу, властным ресурсам. Экономическое положение, статус, характеристики той или иной страты определяются богатством и доходами, которыми располагают люди, в нее так или иначе включенные. Неравномерность распределения богатства и доходов является источником и основой имущественного неравенства.

3.Репутационная теория. В некоторых англосаксонских и других странах довольно широко распространена репутационная парадигма стратификации. Ее основоположник американский социолог Уильям Ллойд Уорнер (1898 – 1970). Основные понятия: репутация, класс, родовое происхождение, богатство, образование, интеллектуальный труд, физический труд, бедность.

2) Стратификационная модель развитого западного общества представляет собой ранжированные определенным образом социальные группы. Среди них: высший класс (те, кто владеет производственными ресурсами или непосредственно их контролирует - крупные промышленники, высшее руководство); средний класс (профессионалы и "белые воротнички"); рабочий класс ("синие воротнички"); низший класс (малоквалифицированные работники, занятые в массовом производстве). Самым многочисленным является средний класс, составляющий более 2/3 самодеятельного населения.Что представляет собой средний класс? Из самого термина следует, что ему принадлежит срединное положение в обществе, но важны его другие характеристики, прежде всего качественные. В нем выделяют такие слои, как высший средний класс (в него входят имеющие в массе своей высокий престиж и большой доход менеджеры, юристы, врачи, представители среднего бизнеса), средний средний класс (владельцы мелкого бизнеса, фермеры), низший средний класс (конторский персонал, учителя, медсестры, продавцы).

3) В 1989 году Р.В.Рывкина в статье “Советская социология и теория социальной стратификации” опубликовала данные исследований стратификационной системы, которые доказывали, что в СССР сложились совершенно иные социальные слои, чем те, что провозглашались официально. Это были: 1) высшая политическая элита разной природы; 2)средние слои правящего аппарата; 3) низовые работники этого аппарата; 4) ведущие хозяйственные руководители среднего ранга; 5) низовые начальники; 6) специалисты, служащие разных уровней и профилей; 7) рабочие разной квалификации; 8) члены колхозов и т.д.

Обобщая 70-летний опыт строительства социализма, Т.И.Заславская в 1991 году обнаружила в его социальной структуре три группы: высший класс, низший класс и разделяющую их прослойку. Основу высшего класса составляла номенклатура. Низший класс включал наемных работников государства: рабочих, крестьян, интеллигенцию. Социальную прослойку между ними составляли те социальные группы, которые обслуживали номенклатуру: руководители, журналисты, пропагандисты, преподаватели, медперсонал спецполиклинник и другие категории обслуги элиты.

Таким образом, советское общество никогда не было социально однородным и в нем всегда существовала социальная стратификация. Поскольку отсутствовала частная собственность, то не было базы для возникновения классов в западном понимании. Однако в нем реально существовали классоподобные и сословноподобные группы.

Современную Россию можно отнести к смешанной стратификационной системе. Начиная с конца 80-х годов был официально провозглашен курс на рыночные реформы. В течение пяти лет был искусственно сформирован высший класс собственников, составляющий около 3% населения. Этот социальный слой образовала все та же номенклатура, успевшая занять ключевые посты в экономике и политике. Возникли социальные низы, уровень жизни которых находится за чертой бедности. В настоящее время их численность превышает 70% населения. Середину социальной пирамиды практически не занимает никто. Среднего слоя, который бы мог обеспечить социальную стабильность, нет. Этот слой может быть создан только при условии бурного роста производства и повышения уровня жизни населения.

4)Неравенство и бедность - понятия, тесно связанные с социаль­ной стратификацией. Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества - денег, власти, образования и престижа - между различными стратами, или слоями населения. Основным измерителем неравенства выступает количество ликвидных ценностей. Эту функцию обычно выпол­няют деньги (в примитивных обществах неравенство выражалось в количестве мелкого и крупного рогатого скота, ракушек и т. д.).

Если неравенство представить в виде шкалы, то на одном ее полюсе окажутся те, кто владеет наибольшим (богатые), а на дру­гом - наименьшим (бедные) количеством благ. Таким образом, бедность - это экономическое и социокультурное состояние лю­дей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам. Самый распростра­ненный и легкий в расчетах способ измерения неравенства - срав­нение величин самого низкого и самого высокого доходов в дан­ной стране. Питирим Сорокин сравнивал таким образом различ­ные страны и различные исторические эпохи. Например, в сред­невековой Германии соотношение высшего и низшего доходов составляло 10000:1, а в средневековой Англии - 600:1. Другой способ - анализ доли семейного дохода, затрачиваемого на пита­ние. Оказывается, богатые тратят на продовольствие всего 5-7% своего семейного бюджета, а бедные - 50-70%. Чем беднее инди­вид, тем больше у него тратится на питание, и наоборот.

5) Социальная депривация — снижение или отсутствие у индивида возможности общаться с другими людьми, — жить, функционально и культурно взаимодействуя с социумом. Нарушение контактов личности с обществом может спровоцировать характерное психическое состояние, служащее патогенным фактором развития ряда болезненных явлений, в том числе и некоторых психотических расстройств (например, при длительном заключении в одиночную тюремную камеру)[1]. Такие нарушения сопряжены с фактором социальной изоляции, степень жёсткости которой может быть различной, что в свою очередь определяет меру жёсткости депривационной ситуации.

Формы социальной депривации различны не только по степени её жёсткости, но и по тому, кто является её инициатором: кто именно задает депривационный характер отношений личности (группы) с широким социумом — она сама или же общество, целенаправленно создавая для решения определённых задач в той или иной мере закрытое от других человеческих сообществ объединение людей.

 

6) Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различают восходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) и нисходящую мобильность (социальное падение).

Горизонтальная мобильность — это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус.

По видам мобильности социологи выделяют межпоколенную и внутрипоколенную. Межпоколенная мобильность предполагает характер изменений социального статуса между поколениями и позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются но социальной лестнице по сравнению со своими родителями. Внутрипоколенная мобильность связана с социальной карьерой,, означающей изменение статуса в рамках одного поколения.

В соответствии с изменением индивидом своей социальной позиции в обществе выделяют две формы мобильности: групповую и индивидуальную. Групповая мобильность имеет место в случае, когда перемещения совершаются коллективно, и целые классы, социальные слои изменяют свой статус. Чаще всего это случается в периоды кардинальных изменений в обществе, например социальных революций, гражданских или межгосударственных войн, военных переворотов, смены политических режимов и т.п. Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека и связана прежде всего с достигаемыми статусами, вто время как групповая — с предписанными, аскриптивными.

7) Выбор лифта(канала) социальной мобильности имеет большое значение при выборе профессии и при подборе персонала. Сорокин назвал восемь лифтов вертикальной мобильности, по которым люди перемещаются вверх или вниз по ступеням социальной лестницы в процессе своей персональной карьеры:

· Армия.

· Религиозные организации.

· Школа и научные организации

· Политический лифт

· Искусство.

· Пресса, телевидение, радио.

· Экономические организации.

· Семья и брак.

8) Слой предпринимателей фактически не растет, во многом это обусловлено налоговым прессом, невыгодностью и незаинтересованностью предпринимателей вкладывать средства в развитие производства, криминогенной обстановкой в России.В целом в современном российском обществе преобладает нисходящая мобильность, понижение социальных статусов индивидов и некоторых социальных групп. Такими социальными группами стали, например, работники оборонных предприятий, научные работники и др. Данная ситуация не может не сказаться отрицательно на ходе преобразований, поскольку возникает почва для появления противоречий между различными социальными группами, для усиления социальной напряженности, протестного выступления отдельных групп. Довольно часто причиной ряда протестных выступлений энергетиков, шахтеров, учителей, медиков являлась невыплата заработной платы в течение длительного времени.

9) Маргинальность - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.

Маргинализация — социологическое явление, понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами.

Общество и культура. Понятие культуры. Культура как базис общества. Базисные элементы культуры. Традиции и ценности.

1)Понимание общества и его соотношения с культурой лучше достигается из системного анализа бытия. Человеческое общество – это реальная и конкретная среда функционирования и развития культуры.Общество и культура активно взаимодействуют друг с другом. Общество предъявляет к культуре определенные требования, культура в свою очередь влияет на жизнь общества и направление его развития.Долгое время взаимоотношения между обществом и культурой строились так, что общество выступало доминирующей стороной. Характер культуры непосредственно зависел от общественного строя, который управлял ею (императивно, репрессивно либо либерально, но не менее решительно).Многие исследователи считают, что культура возникла прежде всего под воздействием общественных потребностей.Именно общество создает возможности для использования ценностей культуры, способствует процессам воспроизводства культуры. Вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны.

2) Культура — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

3) Культура есть опыт деятельности людей, имеющий в конечном счете жизненное значение для всей данной конкретной их общности в целом. Этот социально значимый, или общезначимый опыт жизнедеятельности людей закрепляется в словарном фонде, грамматике и вообще системе языка, в структурах и образах мышления, произведениях словесности (пословицах, поговорках, сказках, повестях, романах и т.п.), различного рода приемах и способах действий, нормах поведения, наконец, в различного вида созданных человеком материальных вещах (орудиях, сооружениях и т.п.). Нормы поведения, приемы и способы действия, правила мыслительной деятельности, правила грамматики - все это различные формы практограмм.Все явления, в которых воплощается общезначимый опыт, носят название явлений культуры. В силу того, что культура как опыт всегда воплощается в явлениях культуры, существует в них, совокупность последних тоже может быть охарактеризована и обычно характеризуется как культура.

4) К базисным элементам духовной культуры относят: обычаи, нравы, законы, ценности.Первые три являются разновидностями культурных норм и поэтому образуют нормативную систему культуры. Она предписывает членам общества, что надо делать, как это надо делать и в каких ситуациях следует так поступать. Манеры, этикет и кодекс также входят в нормативную систему культуры, но в качестве не основных, а дополнительных ее элементов. Обычаи, нравы, законы – именно в таком порядке должны выстраиваться базисные элементы нормативной системы, так как от первого к третьему нарастает степень строгости тех санкций, которые использует общество по отношению к нарушителям.

5) Традиции являются одной из важных категорий теории культуры. Всеобщность и универсальность этой категории определяется тем, что традиции присутствуют во всех сферах – в материальной, политической, художественной, нравственной, бытовой, физической культуре.

Культурные традиции – социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах и являются необходимым условием их существования. Традиции присущи самым разным областям культуры, хотя их значение в каждой из этих областей различно, наиболее важное место они занимают в религии.

Культурные ценности – это материальные предметы или духовные принципы, которые имеют определенное значение для данного социального субъекта с позиции удовлетворения его потребностей и интересов.

Ценности возникают в результате осмысления человеком значимости для него тех или иных объектов (материальных или духовных). Каждая сфера культурной деятельности человека приобретает свойственное ей ценностное измерение. Существуют ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии. В каждом типе культуры возникает своя иерархия ценностей и ценностных измерений.

Материальная и духовная культура. Формы и разновидности культуры. Этноцентризм и культурный релятивизм. Образ жизни и стандарты культуры. Особенности потребления и воспроизводства культуры социальными общностями.

1) Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.

Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках

Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия — не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.

Соединение духовного и материального формирует общее пространство культуры как сложной взаимосвязанной системы элементов, постоянно переходящих друг в друга. Так, духовная культура — идеи, замыслы художника — может воплощаться в материальных вещах — книгах или скульптурах, а чтение книг или наблюдение предметов искусства сопровождается обратным переходом — от материальных вещей к знаниям, эмоциям, чувствам.

2) Многообразие культур можно классифицировать по-разному:

1)Национальные

2)Мировая

3)Светская

4)Религиозная

5)Западная

6)Восточная

7)Элитарная

8)Народная

9)Массовая.

 

Элитарная (высокая) культура:

Создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она трудна для понимания неподготовленного человека, требует специальных интеллектуальных усилий и исходного культурного багажа для восприятия.

 

Массовая культура:

Специфическая разновидность духовной культуры, ориентированной на среднего потребителя и предполагающая возможность широкого тиражирования оригинального продукта. Выражает иллюзии, надежды и проблемы эпохи на языке своего времени. Иначе массовую культуру называют поп-культурой или ки(т)чем. Появилась она в середине ХХ века.

 

Субкультура:

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Отличается от господствующей культуры, или же враждебна ей (иначе именуется контр культурой).

 

Молодежная субкультура:

Молодежь создает собственную субкультуру: жаргонный язык (сленг), моды, музыка, нравственный климат. Ее особенность от прочих объясняется избытком жизненной энергии, богатством воображения, отсутствием у большинства ее создателей экономической и социальной самостоятельности

Народная культура:

Создается анонимными творцами. Это мифы, легенды, эпос, песни, танцы и пр.

 

3) Этноцентризм - механизм межэтнического восприятия, заключающийся в склонности оценивать явления окружающего мира сквозь призму традиций и норм своей этнической группы, рассматриваемой в качестве всеобщего эталона. Этноцентризм заключается в том, что представители одной культуры считают свою культуру центральной, а остальные культуры сравнивает со своей культурой. Уже то, что своя культура ставится в центр, говорит о том, что индивид ценит в основном собственную культуру и будет пытаться сохранять и развивать ее преимущественным образом.

Культурный релятивизм - концепция, согласно которой каждая культура может быть оценена только на основе ее собственных принципов, а не универсальных критериев. Доведенный до крайности культурный релятивизм, суть которого — полное игнорирование других культур, проявляется в крайне негативном отношении к другим нациям или обществам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: