Справочные и методические материалы по выполнению задания:
Портфолио представляет собой пакет документов (в бумажном и электронном формате), которые отражают основные достижения человека. В данный пакет могут входить личные сведения о человеке, рекомендации, данные об обучении и успеваемости, достижения и успешные проекты, реализованные в процессе учебы, профессиональные цели и планы, идеи и мысли по поводу будущего, результаты тестирований и прохождений карьерных консультаций.
Данное портфолио может быть использовано как с целью рекомендаций для потенциальных работодателей, так и для использования в личных целях, накоплении ценной информации и т.д..
В «портфолио» должны быть, прежде всего, диагностические методики, использующихся для консультационных целей по вопросам сопровождения профессиональной деятельности сотрудников, для определения их профессиональной пригодности и проведения профотбора: «Якоря карьеры» (Э. Шейн), тест «Профкарьера», шкала ценностей (D. Super, D. Nevill), «Инвентарь ценностей» (T. Staunfenbiel, I. B. Borg), «Опросник мотивации к карьере» (A. Noe, R. Noe, J. Maddux), Биографических опросник (Bottscher, Jager, Lischer), тест Самомониторинга М. Снайдера и другие.
Название методики | Автор методики | Цель методики | Возрастной диапазон методики | Источник |
Задание 2.«Личностные качества успешных работников»
Справочные и методические материалы по выполнению задания:
1. Подберите несколько примеров известных вам (по жизненному опыту, литературе, иным источникам) представителей одной профессии, успешных в своем деле, хотя и разных по личным качествам (т. е. разных, но равноценных). Сделайте предположения, за счет каких личных качеств эти люди успешны в работе.
2. Анализ видов деятельности:
Шаг 1. Выпишите столько видов деятельности, которыми вы действительно занимались последние 5 — 10 лет, вы можете вспомнить (как связанных, так и не связанных с работой).
Не имеет значения, доставляли ли вам удовлетворение указанные действия. Если вы имеете ограниченный опыт профессиональной работы, выпишите, чем вы занимались на досуге, или укажите конкретные задачи, которые вы выполняли для себя по собственной инициативе или в какой-либо общественной организации, членом которой вы являлись. Например:
—распространение лотерейных билетов;
—участие в волейбольной команде;
—коллекционирование почтовых марок;
— работа волонтером в геронтологическом центре.
Очень важно занести в этот список как можно больше видов деятельности (хорошо бы не менее 25), которыми вам приходилось заниматься.
Шаг 2. Теперь сделайте напротив каждого вида деятельности отметку «удовлетворяет/не удовлетворяет», отвечая на вопрос: «В какой мере удовлетворяла (или не удовлетворяла) меня эта деятельность?».
Можно использовать шкалу оценок (от —10 до + 10). Если какой-то вид деятельности доставлял вам истинное удовольствие, оцените его 9 или даже 10 баллов. Если же к какой-то деятельности вы испытывали отвращение, выставьте ей —9 или — 10 баллов.
Перечень видов деятельности
№п/п | Вид деятельности | Оценки удовлетворенности видом деятельности |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
… |
Шаг З. Выделите те виды деятельности, которые характеризуются очень высокими оценками (например, не ниже 7), и те, которые характеризуются очень низкими оценками (например, от —7 до — 10). Составьте для этих видов деятельности отдельные списки.
Виды деятельности, приносящие вамудовлетворение и успех | Способности и умения, послужившие этому | Виды деятельности, не приносящие вам удовлетворения и успеха | Причины отсутствия удовлетворения и успеха |
Шаг 4. Проанализируйте каждый из элементов «положительного» и «отрицательного» списков и спросите себя: «Что именно в этой деятельности так нравилось (или не нравилось) мне?».
Шаг 5. Сопоставьте содержание «положительного» списка с результатами вашей работы по дифференциально-диагностическому опроснику Е.А. Климова.
Шаг 6. Проанализируйте еще раз свои ответ на поставленные в этом задании вопросы. Не просматриваются ли в них какие-то закономерности?
Если окажется, например, что тем общим, что объединяет все виды деятельности, приносившие вам удовлетворение, являются люди, то вас будет устраивать только работа, связанная с общением. Но затем постарайтесь более четко определить критерий, который можно условно назвать «люди». Как именно вам нравится работать с людьми: в коллективе, управлять людьми или обучать их?
Затем попробуйте отыскать другие закономерности. Какие качества требуются для видов деятельности, приносивших вам удовлетворение (или наоборот, доставлявших вам неудовольствие)?
Какой принцип — состязаниеили сотрудничество — преобладал в этих видах деятельности?
Прогнозируемый результат. Разобраться в себе, т. е. подтвердить то, о чем, возможно, вы уже догадывались, но у вас просто не было времени как следует обдумать это.