2. А.А.Леонтьев в зависимости от того, какая сторона ситуации общения преобладает, выделяет: социально-ориентированное, предметно-ориентированное и личностно-ориентированное общение.
3. В.Н.Сагатовский по критерию отношения к партнеру выделяет:
- манипулирование;
- рефлексивная игра (один человек в проекте своей деятельности учитывает “контрпроект” другого, но не признает за ним самоценности и стремится к “выигрышу”, к реализации своего проекта;
- правовое общение;
- нравственное общение.
4. По предмету общения выделяют: деловое и светское общение.
Деловое - учитываются особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы.
Светское - суть в беспредметности, т.е. люди говорят то, что “положено” в подобном случае. Это закрытое общение, т.к. точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют значения и не определяются характером коммуникации.
Кодекс светского общения:
1) вежливость, такт - “соблюдай интересы другого”;
2) одобрение, согласие - “не порицай другого”;
3) симпатия - “будь доброжелателен, приветлив”.
Кодекс делового общения:
1) принцип кооперативности - “твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора”;
2) принцип достаточности информации - “говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент”;
3) принцип качества информации - “не ври”;
4) принцип целесообразности - “не отклоняйся от темы, сумей найти решение”;
5) “выражай мысль ясно и убедительно для собеседника”;
6) “умей слушать и понять чужую мысль”;
7) “умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела”.
5. Все возможные типы реагирования людей, находящихся в межличностном контакте, можно условно сгруппировать по параметру “эффективности-неэффективности” с точки зрения реализации целей общения. Т.е. ответить на вопрос:
какие приемы эффективны и когда их целесообразно использовать для установления и развития личных контактов и положительных взаимоотношений с партнером, а какие - для оказания прямого психологического воздействия.
В зависимости от целей специально организованного общения В.А.Соснин и П.А.Лунев выделяют:
А. Понимающее общение - целенаправленное взаимодействие, которое ориентировано на понимание и проявление уважения к личности собеседника. Понимающее общение состоит из неоценочных реакций на высказывания партнера и его эмоциональные состояния. Приемы понимающего общения способствуют установлению и развитию контакта, положительным межличностным отношениям, изучению личностных особенностей собеседника, выяснению его точки зрения по обсуждаемой проблеме и т.д. (синоним - рефлексивное общение): при общении я как “зеркало смотрю” в его мысли и чувства, стремясь обдумать и понять их его глазами безо всякого оценивания.
Б. Директивное общение - целенаправленное взаимодействие, которое ориентировано на оказание прямого психологического воздействия на другого человека для достижения своих целей. Директивное общение состоит из реакций, выражающих собственные оценки, взгляды, стремления и цели: достижение взаимовыгодных соглашений, психологическое воздействие на партнера, отстаивание своих интересов в условиях разногласий или конфликтов, собственная защита от агрессивных нападок и угроз.
Оба вида общения могут выступать также в своих неэффективных формах. Так, неэффективной формой понимающего общения является принижающе-уступчивое общение, а неэффективной формой директивного - защитно-агрессивное.
Принижающе-уступчивое общение - это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на понимание собеседника, но содержащее реакции неуместного принижения своих чувств, стремлений и целей, а также неоправданные уступки собеседнику.
Защитно-агрессивное общение - целенаправленное взаимодействие, ориентированное на оказание прямого психологического воздействия, но осуществляемое в такой форме, которая может унизить собеседника, игнорирует его потребности и интересы.
Важно в реальных взаимодействиях соединять директивное и понимающее общение. В целенаправленных взаимодействиях недостаточно быть просто директивным - просто занимать и отстаивать свою позицию, никогда ее не меняя; энергично “продавать” свои идеи; просто настойчиво или слишком настойчиво следовать к достижению цели. Если вы хотите, чтобы другие люди внесли больший вклад в нужное вам дело или были более склонны следовать за вами, как правило, необходимо учитывать их потребности и интересы, стремиться получить для этого определенную информацию; необходимо изменять свою точку зрения.
Любое реальное эффективное общение должно включать директивные и понимающие реакции и по возможности исключать защитно-агрессивные и принижающе-уступчивые.
Стиль общения - это образ действий, который извлекается из одного какого-то типа ситуаций и проявляется в сложных (с точки зрения определенного типа ситуации) случаях (Ю.С.Крижанская, В.П.Третьяков). Поскольку “образ” того или иного стиля связан с общением в одной из “базовых” ситуаций, то конкретное включение тех или иных механизмов социального восприятия, воздействия и защиты от него определяется этой “базовой” ситуацией.
Если считать, что стиль общения - это просто б о льшая готовность человека к той или иной ситуации, можно говорить о трех основных стилях: ритуальном (межгрупповая ситуация), манипулятивном (деловая ситуация), гуманистическом (межличностная).
А. Ритуальное общение. Партнер вообще не воспринимается как личность. Главная цель такого общения - не изменение партнера, а подтверждение себя, подкрепление своей связи с группой, своих установок, ценностей, мнений и т.д. Такое общение отличает ненаправленность на другого, неинформативность, бессодержательность, невовлеченность или малая вовлеченность партнеров в общение. Главное - следование определенной профессиональной или межличностной роли. Здесь важна коммуникативная компетентность, поскольку ритуалы обусловлены культурными нормами. Коммуникативная сторона диктуется особенностями конкретного ритуала.
В ритуальном общении никогда или почти никогда не стоит задача изменения мнения партнеров. С другой стороны, существуют сложные ритуалы, в которые включены приемы воздействия (например, защита диссертации).
Б. Манипулятивное общение. Партнер рассматривается как средство для достижения собственных целей, т.е. как совокупность функциональных качеств. Здесь прежде всего действуют стереотипизация и атрибуция.
Вместо образа себя подсовываем партнеру стереотип, который считаем наиболее выгодным в данный момент. И дело не в том, имеет он отношение к реальности или он ложен - главное, что в представлении о себе происходит как бы разъединение на составные части - роли, функции, качества, каждая из которых может быть использована как разменная монета в манипулятивном общении. Отсюда - происходит манипуляция не только партнером, но и собой.
Самоподача: фрагментарность, упор на стереотип, выдвижение ложных мотивов и причин действий.
Все приемы и методы воздействия приобретают важнейшее значение, поскольку задача - изменить собеседника.
В. Гуманистическое общение. Партнер выступает как уникальный, свободный, самоценный субъект. Главное здесь - конгруэнтность партнеров, их опыта, сознания и коммуникации.
“Если человек действительно конгруэнтен, то вся его коммуникация должна существовать в контексте его личного восприятия” (К.Роджерс).
Перцептивная сторона гуманистического общения включает эмпатию, идентификацию. Коммуникативная сторона - обоюдная суггестия, совместное изменение.
Интерактивная сторона: взаимопонимание, активное слушание, сопереживание.
6. Функции общения
В жизни человека общение выполняет различные функции. Так, Б.Ф.Ломов выделяет 3 класса функций общения:
а) информационно-коммуникативная функция (сюда относятся все те
процессы, которые могут быть описаны как передача-прием информации);
б) регуляционно-коммуникативная функция (регуляция поведения);
в) аффективно-коммуникативная функция (воздействие на эмоциональную сферу).
М.С.Каган считает, что можно выделить 4 функциональных ситуации, которыми исчерпываются заключенные в общении функциональные возможности:
1. Цель общения находится вне самого взаимодействия субъектов.
2. Цель общения заключается в нем самом.
3. Цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения.
4. Целью общения является приобщение его инициатора к ценностям партнера.
По мнению Б.Д.Парыгина общение может выступать как:
1) способ проявления человеческой сущности;
2) фактор становления человека, язык и сознание - продукты общения;
3) условие существования и органическая потребность человека;
4) фактор существования общности;
5) источник информации;
6) фактор, определяющий поведение и проявления психики индивида