Целевой | Мотивационный | Содержательный | Процессуальный |
1. Точность и обоснованность поставленных целей | 1. Наличие ориентировки учащихся на предстоящую деятельность; постановка целей предстоящей деятельности | 1. Соответствие основным дидактическим принципам | 1. Усваивались ли знания в контексте определенной социальной функции личности |
2. Конструктивность (достижимость) целей | 2. Характер мотивации: -учения; - труда; - достижения; - общения | 2. Уровень усвоения материала (репродуктивный, продуктивный) | 2. Присутствовал ли совместный поиск решения |
3. Диагностичность целей: - выделение формируемого качества; - наличие диагностики этого качества; - наличие критериев для определения этого качества | 3. Формирование познавательных критериев (характер, степень успешности) | 3. Наличие вариантности в предлагаемом материале (по типу, уровню и т. д.) | 3. Было ли совместное переживание ценностей |
4. Оценивание действий и поступков, характер | 4. Участие учащихся в отборе содержания | 4. Существовало ли обучение, включенное в структуру игры, диалога, жизненной ситуации | |
5. Создание ситуаций успеха | 5. Право на усвоение (выбор) роли, статуса | 5. Было ли принятие решения с выражением личной ответственности и отношения | |
6. Итог деятельности, нацеленность на последействие | 6. Представлены ли в материале нравственные законы, гуманистические ценности или присутствует только научный компонент | 6. Признавались ли права на собственное мнение | |
7. Возможны ли альтернативные трактовки изучаемых явлений | 7. Наличие и характер сотрудничества учителя с учащимися при решении жизненных проблем | ||
8. Наличие межпредметных связей | |||
9. Характер рефлексии: - натуралистический; - социальный; - общечеловеческий |
Схема анализа урока развивающего обучения.
Вид наблюдения | Основные критерии | Проявленные критерии на уроке | ||
Всегда | Иногда | Нет | ||
А. Использование субъектного опыта ученика | 1. Выявление этого опыта путем постановки вопросов. 2. Организация обмена содержанием субъектного опыта между учениками. | |||
3. Поддержка учителем наиболее правильных версий учеников по обсуждаемой проблеме. 4. Выстраивание на их основе изучения нового материала (понятия, приема). 5. Обобщение и систематизация субъектного опыта учеников на уроке | ||||
Б. Применение учителем на уроке разнообразного дидактического материала | 1. Использование учителем разных источников сообщения информации. 2. Инициирование выполнения учениками заданий проблемных, внутренне неоднородных. 3. Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы. 4. Стимулирование учащихся к выбору такого материала в соответствии с их личными предпочтениями. 5. Применение карточек с описанием основных учебных действий, последовательности их выполнения | |||
В. Характер педагогического общения на уроке | 1. Уважительное и внимательное выслушивание отвечающего, независимо от уровня его успеваемости. 2. Обращение к ученикам по имени. 3. Беседа с детьми не «свысока», а «глаза в глаза». 4. Поддержка учеников улыбкой, прикосновениями и т. д. (невербально). 5. Поощрение в школьнике чувства независимости, уверенности в себе при ответе | |||
Г. Активизация способов учебной работы | 1. Стимулирование учеников к применению разнообразных способов учебной работы. 2. Анализ всех предлагаемых способов (учитель не навязывает своего мнения). 3. Обсуждение наиболее рациональных способов. 4. Выявление наиболее личностно-значимых способов, сложившихся у учеников. 5. Оценивание не только результата, но и процесса выполнения задания | |||
Д. Проявление гибкости учителя в работе на уроке | 1. Организация атмосферы включенности каждого ученика в работу класса. 2. Предоставление детям возможности проявить избирательность к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения заданий на уроке. 3. Создание условий, позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным (не боясь ошибиться, получить плохую отметку). 4. Проявление отзывчивости учителя к эмоциям ученика (не прерывает радостные восклицания, спокойный разговор по поводу обсуждаемой темы, снимает негативные реакции). 5. Оказание помощи детям, не успевающим за темпом работы класса, испытывающим неудовлетворенность оценкой их работы, и т. п. |
Фамилия, имя, отчество инспектирующего
Подпись инспектирующего