МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Челябинский государственный университет"
Факультет заочного и дистанционного обучения
УТВЕРЖДАЮ: Декан факультета заочного и дистанционного обучения ____________ Ягафаров Ш.Ш. (подпись) "___" _______________ 2013 г. |
ПРОГРАММА
учебной практики
Ознакомительная
Направление подготовки
080200 Менеджмент
Профили подготовки
Производственный менеджмент
Управление малым бизнесом
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Челябинск 2013
Цели учебной практики
Целями учебной практики является закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося и приобретение им практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности.
Задачи учебной практики
Задачами учебной практики являются:
- закрепление, углубление и расширение теоретических знаний, умений и навыков,
полученных студентами в процессе теоретического обучения;
- овладение профессионально-практическими умениями и навыками;
- овладение нормами профессии в мотивационной сфере: осознание мотивов и духовных
ценностей в избранной профессии
– изучение на практике целей и функций организации;
– изучение организационной структуры организации и ее коммуникаций;
– изучение кадрового, информационного и технического потенциала организации (предприятия);
– изучение основных технико-экономических показателей организации (предприятия);
– изучение производственного и технологического процесса в зависимости от типа и характера производства организации (предприятия).
Место учебной практики в структуре ООП бакалавриата
Для успешного прохождения практики студенту необходимы знания таких дисциплин, как «Теория менеджмента», «Маркетинг», «Организация и оплата труда», «Документационное обеспечение управления»
Выходя на практику, студенты должны знать: принципы развития и закономерности функционирования организации, роли, функции и задачи менеджера в современной организации, типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования, сущность и принципы маркетинга, принципы маркетинговой деятельности, виды и типы маркетинга, виды оплаты труда на предприятии, виды документов, использующихся в управлении организацией.
Уметь: анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию, анализировать коммуникационные процессы в организации, качественны и количественный состав персонала предприятия, анализировать маркетинговую среду организации, проводить маркетинговые исследования, знать общие принципы документационного обеспечения деятельности предприятия.
Формы проведения учебной практики
Студенты проходят практику на предприятии, в организации любой формы собственности.
Место и время проведения учебной практики
Основными базами практики студентов являются:
− Организации корпоративной формы собственности;
− Организации частной формы собственности (АОО, ООО и т.д.);
− Государственное предприятие (организация);
Проектные, конструкторские и научные организации.
Учебная практика проводится в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в течении 2 недель в конце 4 семестра.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики
В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические знания, навыки, умения:
- знать основные положения о предприятии;
- изучить практику организации и функционирования предприятий в современных условиях хозяйствования;
- применять на практике теорию мотивации;
- уметь анализировать технико-экономические показатели предприятия;
- уметь управлять временем;
- навыки проведения переговоров;
- уметь слушать других, принимать обратную связь;
- уметь убеждать, отстаивать мнение;
- уметь работать в команде;
- владеть информацией о нормативно- правовых актах, регулирующих деятельность предприятия
Универсальные и профессиональные компетенции:
- владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
- умение логически верно аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);
- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13);
- способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);
- способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8).
7. Структура и содержание учебной практики
Отчет по практике включает:
− титульный лист (приложение 1);
− оглавление;
− введение;
− аналитическую часть с разбивкой на главы и разделы;
− заключение;
− перечень использованной литературы;
− приложение;
− характеристика с места прохождения практики с печатью и подписью руководителя практики от предприятия;
− дневник прохождения практики (приложение 2).
Оглавление помещается сразу за титульным листом.
Во введении рассматриваются современные проблемы экономики и задачи, стоящие перед управлением на этом этапе. Особенности и проблемы управления организацией (предприятием). Сущность производственного управления, принципы, задачи.
Аналитическая часть.
Содержит ответы на сформулированные задания в соответствующем разделе согласно объекту практики.
1. Общая характеристика на базе практики.
На данном этапе практики независимо от спецификации организации (предприятия) студент должен собрать следующие сведения:
- Название организации (предприятия). Цели создания. Краткая история предприятия с момента организации. Изменение форм собственности за это время. Устав предприятия и его отличие от типового. Состав учредителей. Стартовый и уставной капитал.
- Сфера деятельности. Занимаемый сегмент рынка. Специализация, характеристика выпускаемой продукции, услуг или результатов деятельности.
- Виды услуг и их характеристики.
- Место и роль организации (предприятия) в социально-экономической системе народного хозяйства.
- Экономическая и социальная значимость, полезность деятельности для организации (предприятия).
- Внешние (отечественные и зарубежные) взаимосвязи организации (предприятия) с другими организациями (предприятиями), учреждениями и т.д.
2. Организация управления.
После выяснения целей и особенностей организации приступают к изучению организационной структуры, определяют задачи каждого ее элемента в достижении поставленных целей. Для этого используют схему организационной структуры управления, положение о структурных подразделениях, должностные инструкции, штатное расписание. На этом этапе студент должен выполнить следующие задания:
- Построить структуру управления организации (предприятия).
- Охарактеризовать ее тип.
- Представить численность и наименование всех структурных подразделений организации (предприятия).
- Проанализировать взаимосвязи подразделений и распределение полномочий в системе управления организацией (предприятием).
3. Организация производственного и технологического процесса.
На этом этапе практики выполняются задания, связанные с изучением следующих вопросов:
- Описание производственного процесса или процесса оказания услуги;
- Организация производственного процесса;
- Тип производства (единичный, серийный, массовый) и его особенности;
- Факторы, влияющие на выбор метода организации производства;
- Потребители продукции и источники сырья.
- Организация маркетинговой деятельности предприятия.
4. Количественный и качественный состав работающих в организации (предприятии).
На этом этапе практики выполняются задания с изучением следующих вопросов:
- Профессиональная квалификационная характеристика состава сотрудников организации (предприятия) (образование, специальность и др.);
- Количественный состав работающих по возрасту, по стажу;
-Уровень образования и повышения квалификации работников, занимающих должности руководителей;
- Система подбора кадров в организации (предприятии);
- Сведения о культуре организации.
5. Система оплаты и мотивация труда.
Система и формы оплаты труда, применяемые в организации (предприятии). Материальное и нематериальное стимулирование труда работников организации (предприятия). Аттестация персонала организации (предприятия).
6. Информационное и техническое обеспечение организации.
Основные виды документов, используемые в деятельности организации. Виды входящих, исходящих и внутренних документов. Технология обработки информации и используемые технические средства.
7. Технико-экономические показатели и динамика их развития в организации.
- Объем валовой продукции;
- Численность работающих, в т.ч. ИТР, служащих;
- Объем основных производственных фондов;
- Изменение цен на основной вид продукции или услуг;
- Возможные другие показатели (выборочно);
- Основные статистические (план и отчетные формы предприятия);
- Стратегический план предприятия (в области технологических инноваций по созданию системы сбыта, системы обучения персонала и т.д.)
Собранная информация должна быть проанализирована.
Заключение
Указываются наиболее важные достоинства и недостатки в деятельности организации (предприятия). Дается оценка общего состояния организации (предприятия) и предлагаются направления по улучшению работы организации (предприятия) в целом.
В перечне литературы указывается использованные при написании работы источники в алфавитном порядке. По каждому источнику литературы указывается фамилия И.О. авторов, название, место издания, название издательства и год издания.
Приложение
Содержит необходимые заполненные или чистые бланки документов, методические материалы, должностные инструкции, маршрутные и операционные карты.
Общий объем отчета по практике составляет 25-30 страниц формата А4 подшитых в папку с прозрачной обложкой.
Отчет по практике сдается на ФЗДО по окончании практики.
Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Порядок организации практики:
· Назначение руководителей практики – сентябрь
· Формирование перечня мест практики – сентябрь-январь
· Согласование и заключение договоров на практику – сентябрь-январь
· Ознакомление студентов с целями и задачами предстоящей практики – апрель, май
· Издание приказа по университету о направлении студентов на практику – последняя неделя мая – первая неделя июня.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в зачетных единицах (в часах) | Формы текущего контроля |
Подготовительный этап, включающий инструктаж по технике безопасности. | Знакомство с местом прохождения практики с целью изучения системы управления, масштабов и организационно-правовой формы организации, истории организации. 0,5 з.е. (20 часов). | Собеседование | |
Экспериментальный этап, включающий изучение документов организации и ее деятельности, а также личные наблюдения практиканта. | Изучение организационной структуры, производственного процесса или процесса оказания услуг предприятия. Изучение персонала организации. Изучение информационного и технического обеспечения организации, документации. 0,8 з.е. (28 часов). | Собеседование | |
Обработка и анализ полученной информации. | Построение схемы организационной структуры предприятия. Описание и анализ производственного процесса или процесса оказания услуг. Качественный и количественный анализ персонала. Система подбора персонала организации. Анализ информационного и технического обеспечения организации. Формулировка предложений по совершенствованию деятельности организации. Выполнение индивидуального задания. 1 з.е. (36 часов). | Собеседование | |
Подготовка отчета по практике. | Написание и оформление результатов полученных за период практики. 0.7 з.е. (24 часа). | Дифференцированный зачет |