ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Навигация и лоция»
Тема: «Навигационный проект перехода судна типа «Днепр» по маршруту порт Херсон–порт Кальяри»
Специализация: «Судовождение на морских и внутренних водных путях»
Киев 2006 г.
ЗАДАНИЕ
по дисциплине: «НАВИГАЦИЯ и ЛОЦИЯ»
Тема: «Навигационный проект перехода судна типа «ДНЕПР», по маршруту порт Херсон – порт Кальяри».
Курсанта: Христич Роман Игоревич
Шифр: 038009 Курс: III
1. Исходные данные:
1) маршрут перехода: порт Херсон– порт Кальяри;
2) тип судна: «Днепр»; дата и время выхода: 06.05.2006года, в 07.00;
2) штурманское вооружение: штатное для данного типа судна; дополнительно на судне установлены приёмоиндикаторы ГНСС и РНС «Лоран – С»;
3) состояние судна – в грузу;
4) скорость на переходе: 9 узлов;
6) среднеквадратические погрешности измерения навигационных параметров из РШСУ – 98;
7) высота глаза наблюдателя: е = 9 метров;
2. Задание:
На основании исходных данных произвести расчёты по выбору безопасного и экономичного маршрута перехода, для чего:
1) изучить условия плавания по маршруту перехода;
2) подобрать и подготовить необходимые карты, руководства и пособия для плавания;
3) разработать графический план перехода;
4) выполнить предварительную навигационную прокладку и расчёты по маршруту перехода.
3. Отчётные материалы:
1) пояснительная записка;
2) графический план перехода на кальке или ксерокопии с генеральной карты;
3) графический план прохода проливов: Босфор или Дарданеллы (по указанию руководителя) на кальке или ксерокопии с карты;
4) план порта прихода на кальке или ксерокопии с карты.
Содержание
Задание
Содержание
Введение
Глава 1. Предварительная подготовка
1.1 Подбор карт, руководств и пособий для плавания по маршруту перехода
1.2 Пополнение, хранение, корректура и списание карт и книг
1.3 Гидрометеорологические условия
1.4 Навигационно-гидрографические условия
1.5 Сведения о портах
1.6 Выбор пути на морских участках
1.7 Подготовка технических средств навигации
Глава 2. Проектирование перехода
2.1 Подъем карт
2.2 Предварительная прокладка
2.3 Приливные явления
2.4 Оценка точности места
2.5 Графический план перехода
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В начальный период мореплавания передвижение судов происходило вблизи побережий с ориентировкой по предметам и использованием личного опыта и памяти судоводителя. Этот метод получил название лоцманского. Им пользуются до настоящего времени при плавании в узостях и на внутренних водных путях.
Политическое и экономическое развитие отдельных стран, освоение новых районов морей и океанов вызвали необходимость длительных морских переходов. Появились новые требования к судовождению, новые средства его обеспечения.
Первыми средствами, обеспечивающими мореплавание, были карты и лоции. Затем стали применяться приборы и инструменты-Лоты, компасы, лаги, секстаны, хронометры. Позднее возникли теоретически обоснованные способы проводки судов с использованием приборов для определения координат места судна в море по береговым объектам и небесным светилам, что в конечном итоге позволило для решения практических задач судовождения выработать расчётно-инструментальный метод, называемый штурманским. Современный штурманский метод судовождения основан на законах физики, механики и математики. Он предусматривает применение всех последних достижений современных прикладных наук в области метеорологии, астрономии с использованием искусственных спутников Земли, гидрографии, гидравлической механики, геодезии, радиотехники, автоматического управления системами и так далее. Развитие технических средств судовождения в последние десятилетия характеризуется широким внедрением вычислительной техники и исследованием новых принципов, повышающих эксплуатационные возможности приборов. Каждый день кадры всемирно известных судостроительных монополий разрабатывают новые планы, схемы, проекты, происходит компьютерная заготовка чертежей, создаются макеты, по которым в дальнейшем сооружаются приборы и системы будущего. Целью этого скачка науки и техники является уменьшение размеров навигационного оборудования, значительное увеличение срока эксплуатации и упрощение его использования судоводителем, а следовательно следует упомянуть такую вещь как борьба с конкуренцией между этими монополиями. Но несмотря на современные методы судовождения при помощи высоко технологичных приборов и систем, численность аварий, наносящих большой материальный ущерб, а в отдельных случаях, создающих реальную угрозу сохранению окружающей среды не снижается, а остаётся на прежнем уровне, что по статистике в среднем составляет приблизительно одно затонувшее транспортное судно в день во всём Мире. Настоящий курсовой проект по дисциплине «Навигация и лоция» составлен в соответствии с программой этого предмета для специальности «Судовождение на морских и внутренних водных путях» высших учебных заведений Министерства морского флота. В нём описывается один из переходов, по которому возможно когда-нибудь нынешнему студенту придётся проводить то судно, на котором он будет работать в офицерской должности. Этот переход прорабатывается студентом на протяжении многих дней для того, чтобы приобрести и закрепить важнейшие для себя навыки как в предварительной безопасной прокладке, так и в навигации в целом, в мореходной астрономии, лоции, а также морской гидрометеорологии, без которой безопасное плавание является практически невозможным. Если судоводитель не будет представлять себе хотя бы одной из вышеперечисленных наук, то такому судоводителю не место на транспортном судне. Этот судоводитель будет представлять собой реальную потенциальную угрозу для своего судна, перевозимого на нём груза, других судов, окружающих как береговых, так и водных объектов, не говоря уже о жизнях экипажа и других людей. Будущий судоводитель обязан совершенствовать свои знания, в том числе прорабатывая один из навигационных переходов, ведь опыт не приходит сам по себе.
Главные характеристики судна:
1. Название судна…………………………………….«Днепр 3»
2. Позывные…………………………………….…… URAD
3. Дедвейт ………………………………………….. 3152 тонны
4. Осадка максимальная…………………………….. 4,13 м
5. Грузоподъёмность……………………………… 2930 т
6. Длина наибольшая…………………………. …115,8 м
7. Ширина……………………………………… ….13,4 м
8. Водоизмещение………………………………….5025 т
9. Эксплуатационная скорость (в грузу)…………..9 миль/час (в балласте)………………………………11 миль/час
10. Тип двигателя…………………… ШКОДА 6-27,5 A2L 2 *700л с
11. Максимальная мощность…………………2000 л.с. / 760 кВт
12.Регистровая вместимость; Брутто/Нетто……….. 3086 р.т./ 925
13. Объём трюмов……………………………….. 4064 м3
14. Высота борта…………………………………. 6.0 м
15. Длина между перпендикулярами…………… 112,4 м
Таблица №1 – Инерционные характеристики судна
Вид манёвра | В балласте | В грузу | ||
Время, мин. | Расстояние, кб. | Время, мин. | Расстояние, кб. | |
ППХ – СТОП | ||||
ПСХ – СТОП | 6,5 | 7,5 | ||
ПМХ – СТОП | ||||
ПСМХ – СТОП | ||||
ППХ – ЗПХ | ||||
ПСХ – ЗПХ | 2,2 | |||
ПМХ – ЗПХ | 1,2 | |||
ПСМХ – ЗПХ | 0,5 | |||
СТОП – ППХ | 9,8 |
Таблица №2 – Манёвренные характеристики судна
Время циркуляции | |||||
В балласте | В грузу | ||||
∆ КК | 15° | 30° | ∆ КК | 15° | 30° |
10° | 10″ | 5″ | 10° | 15″ | 10″ |
20° | 15″ | 10″ | 20° | 20″ | 15″ |
30° | 20″ | 15″ | 30° | 25″ | 20″ |
40° | 25″ | 20″ | 40° | 33″ | 25″ |
50° | 30″ | 27″ | 50° | 42″ | 30″ |
60° | 40″ | 35″ | 60° | 50″ | 40″ |
70° | 50″ | 42″ | 70° | 1′00″ | 50″ |
80° | 1′00″ | 50″ | 80° | 1′10″ | 1′00″ |
90° | 1′10″ | 1′00″ | 90° | 1′20″ | 1′10″ |
120° | 1′40″ | 1′20″ | 120° | 2′00″ | 1′40″ |
150° | 2′20″ | 1′40″ | 150° | 2′50″ | 2′10″ |
180° | 3′00″ | 2′10″ | 180° | 3′40″ | 2′50″ |
270° | 3′50″ | 2′40″ | 270° | 4′30″ | 3′50″ |
360° | 4′40″ | 3′10″ | 360° | 5′20″ | 4′40″ |
Д ц | 1,6, кб | 1,1,кб | Д ц | 1,9, кб | 1,5, кб |
Опасная полоса движения ± 27,1 м от траектории движения.
Рисунок №1 Циркуляция судна в грузу
0 2 Дц, кб.
Рисунок: №2 Циркуляция судна в балласте
0 2 Дц, кб.
Навигационное оборудование
Сведения о технических средствах судовождения (ТСС) приведены в таблице №1.3
Таблица 3 – Технические средства навигации, имеющиеся на судне
Прибор, система | Тип, марка | К-во | Год выпуска | Место установки |
Магнитный компас (основной) | УКП М-3 | пеленгаторная палуба | ||
Магнитный компас (путевой) | УКП М-3 | ходовой мостик | ||
Гирокомпас | «Амур – 2М» | гирокомпасный пост | ||
Радиолокатор (основной) | «Донец – 2» | ходовой мостик | ||
Радиолокатор резервный | «Миус» | ходовой мостик | ||
Радиопеленгатор | «Рыбка М» | ходовой мостик | ||
Приемоиндикатор РНС «Лоран С» | КПИ-5ф | ходовой мостик | ||
Гидродинамический лаг | ЛГ – 2М | ходовой мостик | ||
Навигационный эхолот | НЭЛ – 5М | ходовой мостик | ||
Авторулевой | «Аист» | ходовой мостик | ||
Спутниковая навигационная система “GPS-ГЛОНАСС” | CН-3120 | ходовой мостик |
Таблица 4 – Девиация магнитного компаса
ККо | dо | ККо | dо |
0,0 | -0,8 | ||
+0,9 | -0,1 | ||
+1,8 | +0,8 | ||
+2,2 | +1,2 | ||
+2,2 | +1,4 | ||
+2,0 | +1,2 | ||
+1,3 | +0,7 | ||
+0,6 | -0,2 | ||
-0,2 | -1,6 | ||
-0,5 | -1,5 | ||
-0,8 | -1,5 | ||
-0,8 | -1,4 | ||
-0,8 | 0,0 |
Коэффициенты: А=+0,3о, В=+0,3о, С=+0,4 о, D=+0,35 о, Е=+0,67о.
Таблица 5 – Радио девиация радиопеленгатора «Рыбка – М»
ОРКУо | fо | ОРКУо | fо |
-0,8 | -0,6 | ||
-0,2 | 0,0 | ||
+0,2 | +0,1 | ||
+0,4 | +0,6 | ||
+0,7 | +0,8 | ||
+0,8 | +0,6 | ||
+0,6 | +0,5 | ||
+0,3 | +0,4 | ||
+0,1 | 0,0 | ||
-0,2 | -0,5 | ||
-0,6 | -0,8 | ||
-0,8 | -1,0 | ||
-1,0 | -1,1 | ||
-1,1 | -1,2 | ||
-1,1 | -1,2 | ||
-1,0 | -1,0 | ||
-0,4 | -0,9 | ||
-0,5 | -0,7 | ||
-0,6 | -0,8 |
Коэффициенты: A= +0,4º D= +0,9º E= +2,3º B= +1,0º C= - 0,9º λ=410 кГц
Рисунок 3- Принципиальная схема судна Днепр
РЛС «Донец - 2» РЛС «Миус»
|
| ||||
| ||||
|
| |||||
| |||||
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
Рисунок 4- Схема теневых секторов и мертвых зон РЛС
Глава1. Предварительная подготовка
1.1 Подбор карт, руководств и пособий для маршрута перехода
Согласно РШСУ-98, подбор навигационных морских карт, пособий, руководств на предстоящий переход (рейс) выполняется по каталогу карт и книг в соответствии с требованиями правил корректуры, комплектования и хранения карт и руководств, для плавания на судах гражданских ведомств 9038. Карты подбираются по откорректированному каталогу карт и книг следующим образом:
- в любой части каталога по листу «Нарезки частей каталога», который помещен в начале книги, определяет нужная часть каталога;
- в выбранной части каталога по сборному листу сборных листов карт, помещенных в начале раздела «Карты», выписываются номера сборных листов предстоящего района плавания;
- в том же разделе «Карты» по выписанным сборным листам, подбираются и выписываются номера необходимых карт по предстоящему маршруту плавания; первыми выписываются номера генеральных карт, на которых расположены пункты отхода и прихода, а затем номера планов, частных и путевых карт;
Для подбора лоций и других руководств для плавания пользуются разделом «Книги» каталога карт и книг. Границы лоций, описание огней и знаков и других руководств указаны на соответствующих сборных листах в разделе «Книги», а цифры на этих листах обозначают номера изданий.
Таблица 1.1.1 – Карты
№ | Адмиралтейский номер карты | Заголовок (название) карты | Масштаб Год издания | Год Корректуры |
Генеральные карты | ||||
Черное и Эгейское моря | 1:2000000 | 06.05.2006 | ||
Средняя часть Средиземного моря | 1:2000000 | 06.05.2006 | ||
Восточная часть Средиземного моря | 1:2000000 | 06.05.2006 | ||
Западная часть Черного моря | 1:750000 | 06.05.2006 | ||
Эгейское и Мраморное моря | 1:1000000 | 06.05.2006 | ||
Ионическое море | 1:1000000 | 06.05.2006 | ||
Тирренское море | 1:1000000 | 06.05.2006 | ||
От Балеарских островов до островов Сардиния | 1:1000000 | 06.05.2006 | ||
От Севастополя до Констанцы | 1:500000 | 06.05.2006 | ||
От порта Констанца до порта Амасра | 1:500000 | 06.05.2006 | ||
Северная часть Эгейского моря | 1:500000 | 06.05.2006 | ||
Южная часть Эгейского моря | 1:500000 | 06.05.2006 | ||
От мыса Тенарон (Матапан) до порта Бенгази | 1:500000 | 06.05.2006 | ||
Восточная часть Ионического моря | 1:500000 | 06.05.2006 | ||
Западная часть Ионического моря | 1:500000 | 06.05.2006 | ||
Восточная часть Тирренского моря | 1:500000 | 06.05.2006 | ||
От мыса Анцыо до порта Ницца с о.Корсика | 1:500000 | 06.05.2006 | ||
От о.Сардиния до о.Сицылия | 1:500000 | 06.05.2006 | ||
От о. Сардиния до о.Менорка | 1:500000 | 06.05.2006 | ||
От мыса Рас -Энгела до мыса Корбелен | 1:500000 | 06.05.2006 | ||
Путевые карты и планы | ||||
Порт Херсон | 1:50001983 | 06.05.2006 | ||
От мыса Станислав до селения Кызомыс | 1:25000 1983 | 06.05.2006 | ||
От Очакова до реки Южный Буг | 1:50000 1983 | 06.05.2006 | ||
От порта Южный до порта Очаков | 1:50000 1983 | 06.05.2006 | ||
От мыса Тарханкут до порта Одесса | 1:200000 1985 | 06.05.2006 | ||
От Одессы до Сулинского гирла | 1:200000 | 06.05.2006 | ||
От Георгиевского гирла до мыса Калиакра | 1:200000 | 06.05.2006 | ||
От мыса Мичурин до бухты Мичурин | 1:200000 | 06.05.2006 | ||
От бухты Мичурин до мыса Шиле | 1:200000 | 06.05.2006 | ||
От порта Инеболу до порта Зонгулдак | 1:200000 | 06.05.2006 | ||
Подходы к проливу Босфор | 1:50000 | 06.05.2006 | ||
Пролив Босфор | 1:25000 | 06.05.2006 | ||
Мраморное море | 1:200000 | 06.05.2006 | ||
Подходы к проливу Босфор | 1:50000 | 06.05.2006 | ||
Мраморное море. Восточная часть | 1:100000 | 06.05.2006 | ||
Мраморное море. Средняя часть | 1:100000 | 06.05.2006 | ||
Мраморное море. Западная часть | 1:100000 | 06.05.2006 | ||
От порта Александруполис до острова Лесбос с проливом Дарданеллы | 1:200000 | 06.05.2006 | ||
Пролив Дарданеллы | 1:100000 | 06.05.2006 | ||
Центральная часть пролива Дарданеллы | 1:50000 | 06.05.2006 | ||
Южная часть пролива Дарданеллы | 1:50000 | 06.05.2006 | ||
От пролива Дарданеллы до острова Скирос | 1:200000 | 06.05.2006 | ||
Подходы к проливу Дарданеллы | 1:100000 | 06.05.2006 | ||
От острова Скирос до острова Икария | 1:200000 | 06.05.2006 | ||
От пролива Кафирефс (Доро) до залива Арголикос | 1:200000 | 06.05.2006 | ||
Пролив Кафирефс (Доро) | 1:100000 | 06.05.2006 | ||
Проливы Кеос, Китнос и Серифос | 1:100000 | 06.05.2006 | ||
От залива Арголикос до острова Крит | 1:200000 | 06.05.2006 | ||
От острова Китира до острова Белопуло (Парапола) | 1:100000 | 06.05.2006 | ||
Залив Лаконикос с подходами | 1:100000 | 06.05.2006 | ||
От острова Андикитира до острова Сапьендза | 1:200000 | 06.05.2006 | ||
От острова Сапьендза до острова Закинф | 1:200000 | 06.05.2006 | ||
От острова Закинф до острова Лефакс | 1:200000 | 06.05.2006 | ||
От острова Лефакс до мыса Кефали | 1:200000 | 06.05.2006 | ||
Пролив Отранто | 1:200000 | 06.05.2006 | ||
Залив Таранто | 1:200000 | 06.05.2006 | ||
От мыса Аличе до мыса Спартивенто | 1:200000 | 06.05.2006 | ||
От Мессинского пролива до порта Сиракузы | 1:200000 | 06.05.2006 | ||
Мессинский залив | 1:100000 1980 | 06.05.2006 | ||
Cеверная часть Мессинского залива | 1:30000 1982 | 06.05.2006 | ||
Липарские острова с Мессинским заливом | 1:200000 1978 | 06.05.2006 | ||
От мыса Суверо до мыса Ликоза | 1:200000 1978 | 06.05.2006 | ||
От мыса Ликоза ло мыса Чирчео | 1:200000 1978 | 06.05.2006 | ||
Отмыса Чирчео до мыса Морелле | 1:200000 1978 | 06.05.2006 | ||
Корсианский пролив | 1:200000 1983 | 06.05.2006 | ||
Подзоды к проливу Бонифачо | 1:200000 1983 | 06.05.2006 | ||
От мыса Карбонара до мыса Комино | 1:200000 1978 | 06.05.2006 | ||
Южная часть о.Сардиния | 1:200000 1978 | 06.05.2006 | ||
Залив Кальяри | 1:50000 1984 | 06.05.2006 | ||
Порт Кальяри | 1:10000 1984 | 06.05.2006 |
Справочные карты | |||
31016-LC | Северная часть Эгейского моря 7990-X; 7990-Y; 7990-Z; | 500 000 | |
31017-LC | Южная часть Эгейского моря 7990-X; 7990-Y; 7990-Z; | 500 000 | |
31023-LC | От о. Крит до залива Анталья 7990-X; 7990-Y; 7990-Z; | 500 000 | |
31029-LC | От мыса Калеарды до порта Бейрут 7990-X; 7990-Y; 7990-Z; | 500 000 | |
31028-LC | Западная часть Ионического моря 7990-X; 7990-Y; 7990-Z; | 500 000 | |
31033-LC | Восточная часть Тирренского моря 7990-X; 7990-Y; 7990-Z; | 500 000 | |
31034-LC | От о.Сардиния до о.Сицылия 7990-X; 7990-Y; 7990-Z; | 500 000 | |
31035-LC | От мыса Анцыо до порта Ницца с о.Корсика 7990-X; 7990-Y; 7990-Z; | 500 000 | |
31038-LC | От о. Сардиния до о.Менорка 7990-X; 7990-Y; 7990-Z; | 500 000 | |
Вспомогательные карты | |||
Номограма для определения начального курса при плавании по ДБК | |||
Карти для прокладки ДБК | |||
Карта часовых поясов мира | 50 000 000 |
Таблица №1.1.2 – Руководства и пособия
Адмиралтейский № | Наименование пособия | Примеча-ния, Дата судовой корректуры | ||||
Руководства для плавания | ||||||
Лоция Чёрного моря | Лоции с дополнениями | 06.05.2006 | ||||
Лоция Мраморного моря и проливов Босфор и Дарданеллы | Лоции с дополнениями | |||||
Лоция Эгейского моря | Лоции с дополнениями | |||||
Лоция Тирренского моря | Лоции с дополнениями | 06.05.2006 | ||||
Огни и знаки Чёрного и Азовского морей | 06.05.2006 | |||||
Огни Средиземного моря Часть-1 | 06.05.2006 | |||||
Огни Средиземного моря Часть-2 | 06.05.2006 | |||||
NP-78 | Адмиралтейский список Огней и туманных сигналов. Часть-Е | 06.05.2006 | ||||
Радиотехнические средства навигационного оборудования (РТС НО) Чёрного и Средиземного морей | 06.05.2006 | |||||
Расписание факсимильных гидрометеорологических сводок | 06.05.2006 | |||||
Радиотехнические средства навигационного оборудования (РТС НО) | 06.05.2006 | |||||
3004- ДСП | Расписание передач навигационных и Гидрометеорологических сообщений для мореплавателей радиостанциями СССР | 06.05.2006 | ||||
3005-ДСП | Расписание передач навигационных и Гидрометеорологических сообщений для мореплавателей радиостанциями Северного ледовитого и Атлантичного океанов | 06.05.2006 | ||||
Рекомендации при плавании в проливах Босфор и Дарданеллы | 06.05.2006 | |||||
МППСС-72 | 06.05.2006 | |||||
МСС | 06.05.2006 | |||||
Сборник договоров и законодательных актов иностранных государств по вопросам мореплавания, Том-2 | 06.05.2006 | |||||
Руководства МАМС | 06.05.2006 | |||||
Справочные пособия | ||||||
Каталог карт и книг. Часть-3 | 06.05.2006 | |||||
Условные знаки морских карт и карт ВВП | 06.05.2006 | |||||
Таблицы приливов на 2006 г. Том-3 | 06.05.2006 | |||||
Атлас поверхностных течений Чёрного моря | 06.05.2006 | |||||
Атлас поверхностных течений Средиземного моря | 06.05.2006 | |||||
Атлас волнения и ветра Средиземного моря | 06.05.2006 | |||||
Справочник Порты Мира | 06.05.2006 | |||||
Вычислительные пособия | ||||||
МАЕ | ||||||
МТ-75 | ||||||
ВАС-58, Том-2 | ||||||
ВАС-58, Том-3 | ||||||
ТВА-57 | ||||||
Перед выходом в рейс на судне проверяется наличие основной штурманской документации согласно требованиям РШСУ-98, к ним относятся:
-судовой журнал;
-реестр судовых журналов;
-формуляры, технические паспорта и и/э на судовые ТСН;
-журнал поправок хронометра;
-журнал поправок компаса;
-журнал замеров воды в льялах и танках;
-таблица радиодевиации;
-таблица поправок лага;
-схемы теневых секторов и метровых зон РЛС;
-информация о маневренных характеристиках судна;
-каталоги карт и книг;
-подшивки извещений мореплавателям и корректурных калек;
-журналы ПРИП, НАВАРЕА, НАВТЕКС;
-журнал прогнозов погоды;
-приказ об объявлении перечня обязательной судовой коллекции.
1.2 Пополнение, хранение, корректура и списание карт и книг
Для обеспечения безопасности плавания на каждом судне должны постоянно быть в наличии необходимые карты и руководства для плавания, обязательный перечень которых для судна определяется службой мореплавания судовладельца с учётом типа судна, плана перевозок, закрепления судна на одной или иной судоходной линии, а также возможных вариантов изменения районов плавания.
Комплектование, подбор и корректура карт, руководств и пособий на предстоящий рейс выполняется в соответствии с требованиями действующих Правил корректуры.
Судовая коллекция карт должна постоянно поддерживаться на уровне совремённости.
Для получения необходимых карт и руководств, для плавания, третий помощник капитана составляет заявку по форме, в двух экземплярах, подписывает её у капитана и не позже чем за 10 суток до получения карт и руководств, сдаёт её в ЭРНК. В случае подачи заявки из другого порта должно быть учтено время, необходимое для пересылки. При подаче заявки с моря по радио, таковая должна быть послана не менее чем за 10 суток, с указанием даты и времени прибытия судна в порт. Пользование картами и руководствами разрешается только лицам, имеющим непосредственное отношение к этим документам, без выноса из специально отведённых служебных помещений.
Карты судовой коллекции должны храниться в ящиках штурманского стола, либо на специально приспособленных стеллажах или в пеналах, а руководства для плавания – в шкафах или на специальных полках. Штурманская рубка (или другое помещение, в котором хранятся карты и руководства) является служебным помещением, порядок доступа в которое определяется капитаном.
Получаемые судном карты и пособия заносят в Номерной указатель Каталога карт и книг. Количественный учет карт и пособий ведут в инвентарной книге по палубной части.
Периодически объявляются номера устаревших карт и руководств, которые подлежат изъятию из употребления. Как правило, такие объявления делаются после выпуска в свет новых изданий на те же районы. С получением объявления о выходе новых изданий третий помощник обязан проинформировать капитана судна и с его разрешения подать заявку на получение новых изданий.
Карты из судовой коллекции заменяются на новые:
- в случае обьявления в приложениях к ИМ ГУН и МО или во II отделе выпусков ИМ ГУН и МО о непригодности их для навигационных целей.
- В связи с физическим износом их вследствии постоянного употребления при плавании в том же рейсе.
Пришедшие в негодность карты и книги и руководства для плавания уничтожаются на судне сожжением или сдаются на механическую переработку установленным ЭРНК порядком. Уничтожение карт и руководств для плавания производится лишь после того как на судно поступят новые издания карт и руководств. Во всех случаях списания карт и руководств осуществляется по акту, в котором указываются номера списываемых изданий, общая сумма стоимости, основания или причина списания и примечания. Акт о списании, в двух экземплярах, подписывают члены команды во главе со старшим помощником капитана, утверждает акт капитан судна. После этого делают соответствующие изменения во всех документах по учёту судовых навигационных пособий. Списание карт происходит в том случае, когда помимо Извещения о списании той или иной карты на судно поступает новая карта, но уже с полиграфическими изменениями, не требующая корректировок В противном случае следует принимать за рабочую карту старую, имеющуюся в наличии карту и хранить её вместе с остальными пригодными для плавания картами до того момента, пока не будет получена новая карта, полностью заменяющая вышедшею из употребления согласно Извещениям Мореплавателям ИМ ГУНиО её, отработавший свой срок, устаревший аналог.
Карты и руководства периодически исправляют по корректурным документам.
Введены следующие виды корректуры карт:
- новое издание, осуществляемое в тех случаях, когда из-за большого числа
- исправлений требуется изготовление новых оригиналов;
- большая корректура: заключается в выпуске нового тиража без пере составления оригиналов, но с учётом всех изменений в навигационной обстановке;
- вклейка вновь отпечатанных отдельных участков с необходимыми
- исправлениями;
- малая корректура: выпуск дополнительного тиража карт, когда предыдущий
тираж израсходован;
- переиздание: осуществляется, когда объём исправлений, достигает 15% объёма тиража или текста руководства;
- дополнение: издаётся периодически, по мере пополнения исправлений;
- сводные корректуры: как правило, издаются ежегодно.
Руководство для плавания корректируют только по постоянным Извещениям Мореплавателям, которые выходят один раз в неделю. Корректура карт в порту и в море осуществляется третьим помощником капитана. Если судно в море, то корректура карт выполняется при помощи радиоизвещений или же факсимильных извещений, в которых излагается информация об изменениях навигационной обстановки, являющаяся срочной для мореплавателей до получения ими штатных Извещений Мореплавателям только простым карандашом, а после получения штатных в зависимости от информации Извещения простым карандашом либо шариковой ручкой с пастой красного цвета.
При получении на судне в порту извещений мореплавателям ИМ ГУНиО, если рядом с номером одного из извещений стоит дополнение «В»-Временно или «П»-Предварительно, тогда корректуру следует выполнять строго только простым карандашом, если рядом с номером извещения не имеется вовсе никаких обозначений, то изменение навигационной обстановки согласно такому извещению является постоянным и требует корректировки навсегда при помощи шариковой ручки с пастой в этой ручке красного цвета.
Начинать необходимо с последнего, принятого к корректировке извещения. Данные об изменениях навигационной обстановки, которые необходимо срочно довести до сведения мореплавателей до получения ими штатных Извещений Мореплавателям, передаются по радио.
В порту навигационные морские карты корректируются по извещениям ИМГУН и О, корректура производится красным цветом, а временная и предварительная корректура наносится простым карандашом. В море корректура производится только простым карандашом по ПРИП, НАВИП, НАВАРЕА и сообщениям NАVТЕХ.
Всемирная служба радионавигационных предупреждений (ВСРНП).
В рамках ВСРНП передаются три вида навигационных предупреждений – районные, прибрежные и местные.
1) Для координирования радиопередачи районных предупреждений Мировой океан разделён на 16 географических районов. Там, где необходимо, для сокращения обозначения района используют термин НАВАРЕА (NAVAREA) с последующим номером района. Районные предупреждения представляют собой
радионавигационные предупреждения дальнего радиуса действия, составленные районным координатором и переданные через мощную радиостанцию.
2) Прибрежные предупреждения (COASTAL WARNINGS) – это радионавигационные предуп