Сказка про сестричек И и Й.




Рекомендации к разделу «Учим буквы»

Тема занятия:Знакомство с буквой Й

Как выглядит эта буква, легче всего объяснить ребенку с помощью картинок (пользуемся презентацией).

Создается визуальный ряд из слов: чай, йод, попугай, йогурт, йог. Все слова громко проговариваются вместе с детьми. Нужно обращать внимание на общий звук с помощью интонации. Ребята должны догадаться, в начале или в конце слова расположен Й.

Следующий этап — отдельное произношение Й. При этом нужно объяснить, как должен работать речевой аппарат: кончик языка прячется за нижними зубами, а спинка языка поднимается вверх и не дает воздуху выйти изо рта.

Что должны знать дети о звуке Й:(Правильный ответ выделен красным цветом).

· он гласный или согласный;

· звонкий или глухой;

· долгий или короткий.

Глядя на изображение Й, ребята угадывают, на какую другую букву он похож и узнают, чем они отличаются:

— Посмотрите, И и Й почти одинаковы, но звуки разные: И — гласный, а Й — согласный.

Материал закрепляется новыми примерами: чайка, Айболит, трамвай, красивый, зайка, добрый, герой, красный. Слова разбираются по слогам.

Постановка звука Й

Перед началом упражнений необходимо правильно поставить артикуляцию: выгнуть язык так, чтобы его кончик с напряжением уперся в нижние зубы. Верхняя часть, соприкоснувшись с небом, тоже должна быть твердой. Ребенок почувствует сжатую струю воздуха при произношении звука Й. Затем нужно ослабить напряжение языка, убрать выгиб.

Чтобы сделать занятие увлекательным, попросите ребят показать, как кошка сердится и выгибает спинку с помощью языка.

Правильной постановке речи способствуют еще несколько артикуляционных тренировок.

1. Задания на букву й.

Лопатка.
Открыть рот, обнажив зубы, положить напряженный язык в виде лопаточки на нижний зубной ряд так, чтобы края языка касались уголков рта.

2. Улыбка.
Улыбнуться несколько раз с сомкнутыми и разомкнутыми губами.

3. Накажем непослушный язычок.
Положить язык на нижнюю губу и легонько покусать его верхними зубами со звуком «та-та-та», затем пошлепать губами со звуком «пя-пя-пя».

 

 

Основные способы

Помимо прямого проговаривания звука Й существуют два вспомогательных способа:

1. Подражание:

быстрое произношение звука И с А, О, У с последующим йотированием (иа-йа, ио-йо, иу-йу);

2. Механическое воздействие. Применяется с помощью шпателя в трудных случаях. Во время произношения звука «зя» логопед нажимает на кончик языка и слегка отодвигает его вглубь, пока не получится звук «йа».

Задание для дошкольников: печатная буква Й

После наглядной демонстрации можно приступать к изучению буквы на бумаге. Перед этим дети с удовольствием повторяют за взрослым, как пишется Й в воздухе, а затем попробуют выполнить действие простым карандашом или ручкой.

 

 

Пропись печатной буквы й.

Для удобства лучше использовать тетрадный лист в клеточку. Начинать нужно с элементов: сначала показать, как вывести две вертикальные черточки, затем диагональную черту и верхнюю дужку. Когда ребенок выполнит эти задания, он легко справится со всей буквой. Если возникли трудности, предложите ему провести линии по опорным точкам или пунктирам.

Сказки про букву Й

Сказка про мышонка — йога.

Однажды мышонок гулял в саду и нашел там книжку. «Кто такие йоги», — прочитал он, а потом рассматривал дядю на обложке. Он расположился с закрытыми глазами на доске, покрытой острыми гвоздями. Мышонок раскрыл книжку и увидел, как этот же дяденька стоит на раскаленных углях и сидит в глыбе льда.

«Ай да йог!» — воскликнула мышка. — «Я тоже хочу так попробовать. Представляю, как мама удивится, когда увидит меня в холодильнике!»

Зверек решил начать с гвоздей, но только попробовал прилечь на колючую доску, как закричал на весь сад: «Ой, Ойеееей!».

Прибежал мышонок домой, нашел йод и стал им свои царапины мазать. А йод жжет. Мышонок ойкал-ойкал, а потом подумал: «Подкину-ка я эту книжку коту, пусть он теперь йогом будет!».

Сказка про сестричек И и Й.

Пошли как-то И и Й в кафе после прогулки. Подошел к ним официант и спросил:

— Что будете заказывать?

Буква Й ответила четко и быстро:

— Пожалуйста, салат из морской капусты -там много йода, чай и слойку с вишней. Все.

Тут начала заказывать И:

— А я хочу салат морковный с изюмом и салат из капусты, и оливье, и… и…

Бедная И никак не могла остановиться и все говорила, и говорила:

— И мороженое пломбир, и с вареньем, и со сгущенкой, и с клубникой….

Официант перестал записывать и с удивлением посмотрел на И. Тогда сестричка Й догадалась, сняла свою шляпку и надела ее на И, та стала И краткой и смогла остановиться.

Долго объедались они всего, что им принесли. С тех пор И одна в кафе не ходит, ведь только ее сестричка Й может все разделить (май-ка, слой-ка) и завершить, поэтому ее чаще можно встретить в конце слова — дай, лай, чем в начале — йод, йогурт.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: