Технологическая карта урока по литературному чтению (УМК РО Эльконина-Давыдова)
Класс
Учитель: Моисеева Юлия Викторовна
Раздел: «Когда рождаются настоящие герои и выдумщики…» (5 часов)
Тема: Урок – встреча с красноярским писателем Еленой Шумкиной (5й урок раздела)
Межпредметные связи:
- литературное чтение (чтение и анализ произведения, анализ характера и поступков героев, работа на выразительными средствами);
- русский язык (обогащение словарного запаса, моделирование устных и письменных высказываний, составление вопросов, освоение диалоговых форм);
- краеведение (знакомство с архитектурными и историческими объектами города Красноярска, памятниками, историческими личностями проживавших или посещавших город);
- изобразительное искусство (макет открытки);
- информатика (работа в программе CANVA, Microsoft Word).
Этапы изучения темы:
Подготовительный этап: 3 часа. Форма организации: внеурочная деятельность в МОАУ Лицей №11.
Основной этап: 1 час. Форма организации: урок в Детской библиотеке им.В.Ю.Драгунского.
Подготовительный этап (3 часа)
Тема: Знакомство с произведением Елены Шумкиной. (1 час из 3 часов)
Тип урока: Постановка учебной задачи
Оборудование: книга Е.Шумкиной «Сказка о городе К», проектор, компьютер.
Цель: формировать представление учащихся о современных красноярских авторахи их произведений через первичное знакомство с произведением Е.Шумкиной «Сказка о городе К».
Планируемые результаты:
Предметные: имеют представление о жанровых признаках авторской сказки; в ходе коллективного обсуждения прочитанного отрывка, выделяют некоторые элементы сюжета произведения, дают первоначальную характеристику персонажей.
Личностные: интересуются литературой, историей, культурой Красноярска; понимают нравственные ценности автора, отраженные в произведении; следуют этическим нормам поведения при слушании, просмотре и обсуждении произведения.
Метапредметные: создают устные высказывания в единстве логических законов построения собственной речи; выступают с рассуждением по предложенной теме; анализируют прочитанный отрывок с точки зрения его эстетической ценности; строят модель ключевого понятия, доказывают свою точку зрения, опираясь на модель; планируют собственную деятельность.
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приёмы | Содержание педагогического взаимодействия | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||
1. Мотивация к деятельности | Фронтальная работа/ беседа | - Ребята, произведения какого жанра вы любите читать больше всего? | Дети называют жанры (сказки, фэнтэзи, фантастика, детективы. |
2. Актуализация знаний | Фронтальная работа/ беседа, моделирование с помощью «Паук-карты» | - Люди всех возрастов любят сказки. А что такое сказка? По каким признакам вы отличаете сказку от других жанров? Какие бывают сказки? А каких сказочных персонажей вы помните? - А знаете ли вы сказки, в которых главный персонаж – дом? | Дети называют признаки данного жанра и фиксируют с помощью «паук-карты». Отмечают на модели признаки народной и авторской сказки. Дети называют героев сказок Дети предлагают: Теремок, Баба Яга (избушка на курьих ножках). |
3. Постановка учебной задачи. | Коллективная работа, фронтальная работа/дискуссия | - А хотите познакомиться с ещё одним сказочным домом, который существует в реальном мире, да ещё и в нашем городе? - Сегодня я хочу представить вам произведение Елены Шумкиной, нашей красноярской писательницы которое называется «Сказка о городе К». Ну что, начнём читать. Учитель читает начало сказки. - Поделитесь своими впечатлениями об услышанном. - Произведение называется «Сказка о городе К». Вы согласны, что это авторская сказка? Докажите своё мнение с помощью нашей модели. - Какие герои встретились в сказке? Какой герой вас больше заинтересовал? Почему? - Дом Пахом действительно необычный персонаж. А хотите познакомиться с ним лично? Тогда внимание на экран. Учитель демонстрирует презентацию с фотографией и адресом дома. Рассказывает исторические сведения о здании. -Такова реальная история этого сказочного персонажа. | Учащиеся выражают согласие. Учащиеся слушают. Дети высказываются. Дети высказывают своё мнение. Аргументируют его опираясь на модель «Паук-карта» . Ученики отвечают, объясняют своё мнение. Учащиеся слушают, смотрят презентацию, задают уточняющие вопросы. |
4. Рефлексия | Фронтальная работа | Наше занятие подошло к концу. -Что для вас было новым на уроке? - О чём бы вы могли рассказать родителям дома после нашего урока? А у кого появилось желание узнать продолжение сказки? - А дома, я предлагаю вам взять эту книгу в библиотеке, дочитать произведение и заполнить читательский дневник по сказке. | Учащиеся отвечают на вопросы, записывают домашнее задание. |
Тема: Читательская конференция по произведению Е. Шумкиной «Сказка о городе К». (2 час из 3 часов)
Тип урока: Решение частных задач
Оборудование: книги Е.Шумкиной, листы заданий для групп.
Цель: формировать умение анализировать содержание самостоятельно прочитанного произведения; формировать умение характеризовать персонажей, опираясь на их поступки и авторскую позицию.
Планируемые результаты:
Предметные: в ходе коллективного (группового) обсуждения прочитанного самостоятельно произведения, выделяют некоторые элементы сюжета, анализируют и противопоставляют характеристики персонажей; выделяют поступки, способы отражения внутреннего мира персонажа, авторского отношения к ним; выборочно (в соответствие с заданием) пересказывают сюжет произведения.
Личностные: способны отзываться на авторскую точку зрения, обосновывая своё мнение о персонаже, поступках; ощущают потребность в сопереживании художественному персонажу, автору; следуют этическим нормам поведения при слушании, просмотре и обсуждении произведения.
Метапредметные: дают развёрнутый ответ на вопрос по самостоятельно прочитанному произведению, с указанием фактов, на основании которых он сделан, и причинно следственныхсвязей; создают устные высказывания в единстве логических законов построения собственной речи; выступают с рассуждением по предложенной теме; выступают с сообщением перед аудиторией класса, применяя приёмы привлечения внимания слушателей во время выступления.
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приёмы | Содержание педагогического взаимодействия | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||
1. Мотивация к деятельности | - Ребята, в течении недели вы читали произведение Елены Шумкиной «Сказка о городе К». Сегодня я предлагаю обсудить это произведение в форме «Читательской конференции». Предлагаю объединится в группы. | Учащиеся объединяются в группы по 5-6 человек по привычной для них схеме. | |
2. Актуализация знаний | Фронтальная работа/ беседа | - Дайте краткую характеристику этому произведению? - Что вам особо понравилось в этом произведении? Показалось необычным? | Дети рассказывают о том, что это авторская сказка, написала которую красноярская писательница Елена Шумкина. Отмечают, что персонажи сказки, это реальные архитектурные объекты и памятники нашего города Красноярска. Учащиеся высказывают своё мнение, делятся впечатлениями. |
3. Постановка и решение учебной задачи. | Фронтальная работа, групповая работ | - На прошлом занятие мы познакомились только с тремя героями: Домом Похомом, Полиной, домовым Иннокентием. А каких героев вы ещё встретили? - Распределите в группе персонажей сказки и согласно плану представьте своего литературного героя в группе. Время работы 15 минут. Учитель выполняет роль тьютора, Наблюдает, отвечает на вопросы и т.д. | Учащиеся называют персонажей (тополь Корней, леший Иван Иваныч и т.д., записывают их имена на доске) Учащиеся получают индивидуальные листы с планом характеристики литературного героя и лист оценки каждого члена группы. План: 1. Описание внешности (портрет) 2. Поведение, поступки героя 3. О чём и как говорит герой. 4. Отношение героя к людям, окружающему, своему делу. 5. Отношение к герою других действующих лиц. Учащиеся готовят характеристику своего персонажа по плану. Защищают свою работу в группе, аргументируя текстом из книги. Группа определяет удачное, по их мнению, представление литературного героя, согласно листу оценки, который включает Ф.И участника группы, критерии представления: полнота характеристики, соответствие плану, наличие примеров из текста. Фиксируют в оценочном листе. |
4. Представление результатов | Публичное выступление/ приём «Два вопроса» | -Давайте знакомые книжки откроем И снова пройдем от страницы к странице. Всегда ведь приятно с любимым героем Опять повстречаться, узнать, подружиться… - Итак, кто готов всему классу представить одного из главных героев произведения – Полину? - Спасибо. Переходим к следующему герою. Таким образом учащиеся характеризуют каждого персонажа. | Группа, в которой этот персонаж был представлен лучше всего, высказывает желание. Выступающий представляет персонажа по плану. После выступления учащиеся других групп дополняют, или опровергают мнение выступающего. Каждая группа задает два вопроса выступающему. |
5. Рефлексия | Фронтальная работа/ Приём «Рефлексивный экран» | - Наша читательская конференция подошла к концу. Прошу вас сдать оценочные листы каждой группы. - С помощью экрана выскажите своё мнение об этом уроке. - Ребята, спасибо за активную и интересную работу на читательской конференции. И у меня для вас приятная новость. Я рассказала в библиотеке им.В.Ю,Драгунского, о том что мы читаем книги Елены Шумкиной. Лорина Александровна, заведующая библиотеки, обещала организовать встречу с писательницей. Подумайте, что нам нужно подготовить к встрече с Еленой Шумкиной.К следующему уроку жду ваших предложений. | Дети с помощью экрана формулируют своё мнение. Например: «Меня удивило, что в этой сказке нет злых героев». «Мне захотелось посетить те места, о которых говорится в сказке» «Было интересно услышать мнение одноклассников о героях сказки» «Я попробую найти все книги Елены Шумкиной и прочитать их» «Мне захотелось познакомится с этой писательницей» |
Тема: Урок – проект «Интервью с писателем» (3 час из 3 часов)
Тип урока: Решение частных задач
Оборудование: книги Е.Шумкиной, листы А3, стикеры, компьютер, проектор.
Цель: развивать общеучебные компетенции младших школьников в условиях проектной деятельности на основе литературоведческого материала.
Планируемые результаты:
Предметные: самостоятельно работают с информационными источниками, составляют вопросы, опираясь на самостоятельно прочитанное произведение и информацию из интернет-ресурсов.
Личностные: понимают нравственные ценности автора произведения, демонстрируют уважительное отношение и взаимопомощь при работе в группе, проявляют выраженный интерес к произведению и автору своего края.
Метапредметные: запрашивают у учителя необходимую дляработы справочную информацию, выступают с рассуждением по предложенной теме; подбирают иллюстративный материал в соответствии с поставленной задачей; выступают с сообщением перед аудиторией класса, применяя приёмы привлечения внимания слушателей во время выступления.
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приёмы | Содержание педагогического взаимодействия | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||
1. Мотивация к деятельности | Фронтальная работа/беседа | - Ребята, ровно через неделю Детская библиотека им. В.Ю.Драгунского приглашает нас на встречу с красноярской писательницей, нашей землячкой Еленой Шумкиной. - Как вы готовитесь к встрече с гостями, значимыми для вас людьми? | Учащиеся отвечают, приводят примеры. |
2. Актуализация знаний | Фронтальная работа/ беседа, составление плана | - А если это известный, знаменитый человек? Что можно у него узнать, о чём спросить? Учитель на доске фиксирует ответы детей. В результате обсуждения появляется план подготовки к встрече. План: 1. Знать содержание произведений автора, его творческие проекты. 2. Знать биографические сведения об авторе. 3. Составить вопросы к автору (интервью). 4. Взять автограф автора (подготовить открытку) | Дети предлагают свои варианты. |
3. Постановка и решение учебной задачи. | Фронтальная работа, групповая работа/ разработка и создание продукта, модель Фраера | - Какие пункты нашего плана мы уже выполнили? - Как нам подготовится по второму пункту? Ваши предложения? - Где обычно мы получаем биографические сведения о знаменитых людях? - Почему нет сведений о Елене Шумкиной? - Тогда предлагаю посмотреть соцсети Вконтакте и Instagram. - Итак, с помощью соцсетей мы вычислили возраст Елены Шумкиной, школу, образование, и можем предположить, что у неё есть семья и ребёнок. Учитель выносит сведения на доску. - Достаточно ли мы узнали о писателе? Какие ещё сведения вам были бы интересны? - На какие группы можно поделить все вопросы к писателю? - Итак, мы получили краткую биографическую информацию о Елене Шумкиной, определились с направление вопросов для интервью. Осталось подготовить открытку для автографа. -Как вы думаете, что на ней будет изображено? Учитель фиксирует предложения детей с помощью модели Фраера. - Чтобы выполнить сразу две задачи. Предлагаю разделится на 4 группы. Две группы будут художники-дизайнеры. Они работают над открыткой. Две группы – журналистами. Они готовят вопросы для интервью. Наши составленные модели будут вашими помощниками. Учитель выполняет роль тьютора | Дети отвечают, что работали 2 урока и самостоятельно дома над первым пунктом. Дети говорят о том, что в книге нет биографии автора, и обращаются за помощью к учителю. Учащиеся предлагают обратиться к энциклопедиям, Википедии. Дети отвечают, что писательница современная, а энциклопедии изданы очень давно. В Википедии нет, так как она не очень знаменита и неизвестна за пределами края. Дети с помощью гаджетов отыскивают страницы в соцсетях. Находят информацию. Учащиеся вносят предложения Дети выделяют группы вопросов и фиксируют информацию с помощью модели Фраера. Группы вопросов: 1. о детстве 2. о личной жизни, семье 3.о профессиональной сфере 4. о хобби и увлечениях 5. о написанных книгах Учащиеся предлагают свои идеи: герои книги, обложка книги, символы нашего города, портрет писателя и т.д. Учащиеся распределились на группы. Распределили обязанности и приступили к созданию продукта |
4. Представление результатов | Фронтальная, коллективная, групповая работа/ публичное выступление, дискуссия | Учитель выполняет функции модератора, наравне с учениками включается в обсуждение. | Группы представляют свои продукты. Идёт их обсуждение. Учащиеся задают вопросы, вносят предложения. |
5. Рефлексия | Фронтальная работа | Подсчитывает голоса. Объявляет работу – победителя. - Ребята, вы можете к основному интервью составить свои вопросы, спросить, что интересует именно вас. - Группы, чьи работы получили большее количество голосов, оформляют свои продукты с помощью компьютерных программ Microsoft Word, CANVA. Можете обратится за помощью к участникам других групп. - Спасибо за работу! | Работы групп размещаются на доску. Учащиеся голосуют стикерами за понравившийся продукт. Учащиеся в течении недели в группе продлённого дня работают над созданием открытки и листа вопросов. |
Основной этап (1 час)
Тема: Урок – встреча с красноярским писателем Еленой Шумкиной (1 час)
Тип урока: Решение конкретно-практических задач.
Оборудование: листы с вопросами интервью, открытки для автографа
Цель: скоординировать встречу учащихся и писателя на территории Детской библиотеке им.В.Ю.Драгунского
Планируемые результаты:
Предметные: создают в устной форме высказывания на заданную тему по прочитанному и обсуждаемому в классе произведению, способны поддерживать диалог, обсуждение на определённую тему.
Личностные: понимают нравственные ценности автора произведения, проявляют выраженный интерес к произведению и автору своего края, способны отзываться на авторскую точку зрения, обосновывая своё мнение о персонаже, поступках, следуют этическим нормам поведения при просмотре, слушание и обсуждении художественных произведений и заданной темы вне школы.
Метапредметные: анализируют текст с точки зрения его эстетической ценности, сравнивают с другими видами искусства, создают отзыв на заданную тему, принимают правила и нормы установленные организатором мероприятия.
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приёмы | Содержание педагогического взаимодействия | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||
1. Мотивация к деятельности | Фронтальная работа | Учитель на данном уроке выполняет роль тьютора. Учащихся в библиотеке встречает заведующая Поважнюк Лорина Александровна. Предлагает пройти в гардероб. Собирает ребят в холле библиотеке. Лорина Александровна: - Ребята, Сейчас мы пройдём в конференц-зал где вас ждёт автор книги «Сказка о городе К». Вы готовы к встрече? | Учащиеся в сопровождении учителя приходят в библиотеку, проходят в гардероб и собираются в холле. Ребята выражают согласие и в сопровождении учителя проходят в конференц-зал. |
2.Актуализация знаний. Решение практических задач | Фронтальная работа/слушание, беседа | Елена Шумкина рассказывает о себе, своём детстве, творчестве. | Учащиеся слушают, задают заранее подготовленные вопросы, обсуждают произведение и литературных героев. |
3. Контроль и оценка | Фронтальная работа/викторина | Поважнюк Л.А. (заведующая библиотекой) и Елена Шумкина проводят викторину по произведениям писателя. Учитель вместе с учащимися подсчитывает количество жетонов. Елена Шумкина вручает победителям призы. | Дети за правильные ответы получают жетоны. Ученики считают жетоны, выявляются 3 победителя. |
4.Рефлексия | Фотосессия с писателем, получение автографа | Учитель фотографирует учащихся Учитель предлагает учащимся написать отзыв о встрече с писателем в качестве домашнего задания. | Ученики фотографируются, берут автограф на заранее приготовленных открытках, выражают благодарность писателю за интересную творческую встречу. |