При реализации различных видов учебной работы учебная дисциплина предусматривает использование различных образовательных технологий, основанных на активных и интерактивных формах проведения занятий, нацеленных не только на запоминание информации, но и на ее усвоение и формирование профессиональных навыков использования полученных знаний и выполнения профессиональной деятельности в сфере судебной системы, прокурорского надзора, правоохранительной и правозащитной деятельности.
1. Лекции с элементами дискуссии (темы «Формирование судейского корпуса. Квалификационные требования к кандидатам на должность судьи», «Охрана прав и законных интересов в деятельности судебных органов»);
2. Практические занятия с применением
– круглого стола (темы «Формирование судейского корпуса. Квалификационные требования к кандидатам на должность судьи» «Охрана прав и законных интересов в деятельности судебных органов»);
– работа в малых группах (тема «Судопроизводство, правосудие, судебный контроль, судебный надзор»);
В числе указанных форм применяются:
– изучение и анализ правовых документов, в том числе правоприменительного характера, материалов реальных судебных дел;
– дискуссия на заданную тему;
– выполнение тестовых заданий;
– составление юридических документов;
– комментирование норм права, научной позиции, сформулированных в науке точек зрения;
– подготовка обзора научной литературы по заданной теме.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости
И промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств для проведения текущей аттестации
Тема 1. Понятие, значение, основные характеристики
Судебной власти
Вопросы для опроса
Дайте понятие теории разделения властей и ее основное предназначение.
2. В каких законодательных актах РФ закреплена теория разделения властей?
3. Дайте понятие власти и назовите виды судебной власти.
4. Охарактеризуйте основные признаки (компоненты) судебной власти.
5. Назовите орган, который осуществляет судебную власть и определите свойства этого органа.
6. Назовите виды судопроизводства в РФ.
7. Дайте определение судебной системы РФ и назовите законы судебной системы.
8. Опишите подсистему судов общей юрисдикции.
9. Как устроена подсистема арбитражных судов?
10. Какие суды могут быть образованы в субъектах РФ?
11. Дайте понятие судебного звена.
12. Дайте понятие судебной инстанции и назовите разновидности судебных инстанций.
13. Чем отличается компетенция судов первой, кассационной, апелляционной и надзорной инстанции?
Тема 2. Нормативное регулирование организации
судебной системы в РФ
Вопросы для опроса
1. Какие нормативные акты определят построение судебной системы в Российской Федерации?
2. Назовите тип судебной системы в Российской Федерации. Чем он обусловлен?
3. Перечислите органы, обеспечивающие деятельность судебной системы.
4. Определите нормативную процедуру назначения на должность председателя районного суда. Какие нормативные акты определяют его правовой статус и должностные обязанности?
5. Какие органы обеспечивают деятельность мировых судей?
6. В чьем ведении находится финансирование судебной системы? Каким нормативным актом определяется размер финансирования?
7. Назовите судебные инстанции в судах общей юрисдикции. Какими нормативными актами определяются их полномочия?
Тема 3. Формирование судейского корпуса
Вопросы для опроса
1. Законодательство о требованиях, предъявляемых к кандидатам на должность судьи.
2. Порядок привлечения судьи к различным видам установленной законодательством РФ ответственности.
3. Ограничения правового статуса гражданина в связи с назначением на должность судьи.
4. Кодекс профессиональной этики судьи.
5. Выборность и назначаемость судей: проблемы поиска оптимального пути формирования судейского корпуса.
«Круглый стол».
1. Выборность и назначаемость судей.
2. Ограничительный характер статуса судьи.
3. Различия в формировании федеральной и региональной юстиции
Тема 4. Судопроизводство, правосудие, судебный контроль,
Судебный надзор
Вопросы для опроса
1. Понятие судопроизводства, правосудия и судебного контроля, их отличительные признаки черты и свойства.
2. Виды судопроизводства, правосудия, судебного контроля, проблемы выделения и определения. Основания для классификации
3. Основные правила осуществления судопроизводства.
4. Основные правила осуществления правосудия. Коллективность в осуществлении правосудия. Народный элемент при осуществлении правосудия.
5. Основные правила осуществления судебного контроля.
6. Судебный надзор, его основные свойства, черты, признаки, условия и правила осуществления
Темы для собеседования
Понятие правосудия.
Соотношение правосудия и судебного контроля.
Признаки правосудия.
Отличия отдельных форм судопроизводства.
Принципы судопроизводства.
Особенности системы принципы в отдельных формах судопроизводства.
Участники судопроизводства
Полномочия судьи по поддержанию порядка в зале суда.
Работа в малых группах
На основании положений УПК РФ, приказа Генеральной прокуратуры РФ от 15 марта 2010 г. № 107 «Об организации работы по реализации полномочий прокурора при заключении с подозреваемыми (обвиняемыми) досудебных соглашений о сотрудничестве по уголовным делам» установите:
группа 1 – права подозреваемого, обвиняемого при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве;
группа 2 – права потерпевшего при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве;
группа 3 – полномочия следователя при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве;
группа 4 – полномочия прокурора при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве;
группа 5 – полномочия руководителя следственного органа при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве;
группа 6 – полномочия судьи при наличии заключенного с обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве.
Практические задания.
1. Подготовьтесь к обсуждению вопроса «Процессуальная экономия: хорошо ли это?».
2. На основании сравнительного анализа УПК РФ и ГПК РФ, сделайте вывод о совокупности принципов, определяющих порядок соответствующего вида судопроизводства.
3. Проведите сравнительный анализ уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и стран СНГ (одной, по собственному выбору). Сделайте выводы относительно тождества/отличия принципиальной основы уголовного судопроизводства. Подготовьте краткое сообщение.