ПРАВИЛА
Действующие лица:
КАТЯ
АЛЕКСАНДР
КУРАТОР
ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА
ВЕРА
ПОЭТ
ВЕДУЩИЙ
ПОДРОСТКИ
ОФИЦИАНТКА, МЕДСЕСТРА, РОБОТ
1.
Галина Сергеевна, Вера. Сидят за компьютерами напротив друг друга.
ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА: Вера, у тебя опять тут ошибка.
ВЕРА: Где?
ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА: Сказала бы где. Часть вторая, раздел двенадцать, глава семь, пункт три пять восемь, подпункт «е».
ВЕРА: Сейчас посмотрю. Три пять восемь, «е». Насилие в семье недопустимо. Ну и чего?
ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА: А сама-то как думаешь? Недопустимо где?
ВЕРА: В семье. Тут же написано.
ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА: Вера, ты вообще тупая что ли? Главное слово какое?
ВЕРА: Насилие.
ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА: Сама ты насилие. Семья. Это правило из семейного свода, а ты его в общечеловеческие ценности засунула.
ВЕРА: Галина Сергеевна, а по каким параметрам это правило не подходит в общечеловеческие ценности?
ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА: Да ни по каким не подходит. Переделай и не пререкайся.
ВЕРА: Хорошо. А если просто написать «насилие недопустимо»? Тогда общечеловеческие будет?
ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА: А ты сама-то не сочиняй. Все правила утверждены. Твое дело маленькое, сиди и печатай.
ВЕРА: Но ведь насиловать никого нельзя, а не только в семье.
ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА: А ты видела в третьей главе пункт два девять семь? Не спорь, если не уверен.
ВЕРА: Я уверена. Я не спорю, я свою точку зрения отстаиваю.
ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА: Мала еще точки зрения иметь. Тебе за что деньги платят?
ВЕРА: За работу.
ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА: Вот и работай. Пойдешь чашку мыть, мою захвати.
2.
Маленький бар. Катя и Александр.
КАТЯ: Это вы Александр?
АЛЕКСАНДР: Здесь, вроде, больше нет никого.
КАТЯ: Ну, мало ли.
АЛЕКСАНДР: Ладно, ладно. Присаживайтесь. Александр – это я. А вы Катя.
КАТЯ: Ну да.
АЛЕКСАНДР: Выпьете чего-нибудь?
КАТЯ: Так это, девять утра. Рано еще как-то.
АЛЕКСАНДР: Ну, это для тех, кто ночью спал. А для меня в самый раз. Вы потрахаться или так?
КАТЯ: Я так. Я замужем.
АЛЕКСАНДР: Опять облом, значит.
КАТЯ: Ну, вам-то чего расстраиваться? Вон их сколько ходит вокруг. Одна другой краше. Я вам зачем?
АЛЕКСАНДР: По целлюлиту соскучился. Хочется иногда жиры настоящие помять, а не этот силикон.
КАТЯ: Да? А раньше поди нравился силикон.
АЛЕКСАНДР: Ну так это раньше. Девушка! Але! Долго ждать-то?
Подходит официантка.
ОФИЦИАНТКА: Извините, не идентифицировала.
АЛЕКСАНДР: Мониторы протри.
Официантка протирает глаза.
ОФИЦИАНТКА: Спасибо. А, вы у нас вчера были. Часто ходите.
АЛЕКСАНДР: Двести грамм водки, пожалуйста.
ОФИЦИАНТКА: Одну минуту. (Не уходит)
АЛЕКСАНДР: Скажите ей что-нибудь, а то не уйдет.
КАТЯ: Мне ничего не надо.
АЛЕКСАНДР: Вина попросите.
КАТЯ: Я не буду.
АЛЕКСАНДР: Для меня.
КАТЯ: А-а. Вина, пожалуйста. Какого?
АЛЕКСАНДР: Любого.
КАТЯ: Любого.
АЛЕКСАНДР: Это мне любого. А вы ей скажите, какого. Ей конкретика нужна.
КАТЯ: А-а. Красного. Нормально?
АЛЕКСАНДР: Угу.
Официантка уходит.
КАТЯ: Пьете?
АЛЕКСАНДР: Угу.
КАТЯ: Думала, поговорим.
АЛЕКСАНДР: Я для разговора и заказал. Если бы потрахаться, я бы не заказывал.
КАТЯ: А-а. А вы женаты?
АЛЕКСАНДР: Сейчас нет. Вечером женюсь.
КАТЯ: А-а.
АЛЕКСАНДР: Вечером женюсь, завтра разведусь. Так что если надумаете, милости просим.
КАТЯ: Не. Я замужем. Меня все устраивает.
АЛЕКСАНДР: За живым что ли?
Официантка приносит напитки.
АЛЕКСАНДР: А чего так мало-то? Я же двести просил.
ОФИЦИАНТКА: Доза алкоголя рассчитана исходя из его крепости и ваших параметров.
АЛЕКСАНДР: Каких параметров?
ОФИЦИАНТКА: Утром только рост и вес.
КАТЯ: Да отстаньте вы от нее. Больше же не даст.
АЛЕКСАНДР: Люблю слушать. Как песня. Все, спасибо.
Официантка уходит. Александр выпивает все сразу.
КАТЯ: Вот, возьмите мой.
АЛЕКСАНДР: Пусть постоит. Потом. (Достает коробочку с контактными линзами, одевает линзы) Девушка! Але! Долго ждать?
Приходит официантка.
ОФИЦИАНТКА: Извините, не идентифицировала.
АЛЕКСАНДР: Не, не мониторы. Перезалейся, а то всех клиентов потеряешь.
ОФИЦИАНТКА: Спасибо за совет. Обязательно воспользуюсь.
АЛЕКСАНДР: Двести грамм водки.
Официантка смотрит на Катю. Уходит.
КАТЯ: Как вы так? Это линзы?
АЛЕКСАНДР: Нравится?
КАТЯ: Да. Ничего.
АЛЕКСАНДР: Бизнес мой. Сам придумал. Неплохой доход.
КАТЯ: А сколько стоит? Я тоже хочу.
Александр пишет на салфетке.
КАТЯ: Дорого как.
АЛЕКСАНДР: Для свободы не так уж и дорого.
КАТЯ: Тогда дешево.
АЛЕКСАНДР: Знаю. Но есть один нюанс. Недоработочка. Если столкнетесь с программой полной аутентификации, могут распознать. Ну что, берете?
КАТЯ: Давайте. Я раньше не знала, что такие бывают.
АЛЕКСАНДР: Ну так по телеку-то не отрекламируешь. Сарафанное радио. Будут клиенты, вам три процента. Договорчик подпишите. (Достает договор) Не зря, значит, встретились.
КАТЯ: Вы, наверное, только для этого и встречались. Меркантильный вы. (Читает договор)
АЛЕКСАНДР: Одно другому не мешает.
Официантка приносит водку.
АЛЕКСАНДР: А чего так мало?
ОФИЦИАНТКА: Доза алкоголя рассчитана исходя из его крепости и ваших параметров.
КАТЯ: Да не приставайте вы к ней. Видно же, что сбой какой-то. Чего издеваться-то?
Официантка уходит.
АЛЕКСАНДР: Ну, чтобы и вам было приятно, рассказывайте, зачем пришли.
КАТЯ: С живым поговорить. Неужели не понятно.
АЛЕКСАНДР: А, значит, муж все-тики из этих.
КАТЯ: Конечно. Мой-то старый сразу сбежал. Да я, знаете ли, и не возражала особо. Где подписывать-то?
АЛЕКСАНДР: Не, не, отпечаток. В вино макните и поставьте. Если что, то просто так, типа испачкано. И вам безопаснее.
Катя ставит отпечаток, потом отпивает вина.
КАТЯ: За сделку.
АЛЕКСАНДР: За сделку.
КАТЯ: Как-то сразу легче стало. Хоть нормального человека встретила. А то в прошлый раз пришел какой-то зануда. Только и говорили, что о правилах. Святой прям. И так мы все эти правила выполняем. И выполняли.
АЛЕКСАНДР: Вы тоже о правилах хотите поговорить?
КАТЯ: Ой, нет. Не знаю о чем. Просто. Даже если молчать.
АЛЕКСАНДР: А вы интересная.
КАТЯ: А вы не очень.
АЛЕКСАНДР: Я сам знаю.
КАТЯ: Вы извините, я вас просто другим себе представляла.
АЛЕКСАНДР: Что, не угодил?
КАТЯ: Мне к куратору пора. Тогда как мы с вами еще встретимся? Насчет линз.
АЛЕКСАНДР: Я позвоню, когда заказ готов будет.
3.
Катя вся в проводах, куратор за монитором.
КУРАТОР: Ваши показатели лучше. Чище.
КАТЯ: Я рада.
Голос: Это правда.
КУРАТОР: Вы что, употребляли сегодня спиртное? Анализ показал.
КАТЯ: Всего-то один глоток.
Голос: Это правда.
КУРАТОР: Позвольте узнать, зачем утром употреблять спиртное?
КАТЯ: Сделку мыли.
Голос: Это правда.
КУРАТОР: То есть, у вас возникла необходимость, от которой вы не смогли отказаться?
КАТЯ: Да.
Голос: Это ложь.
КАТЯ: Вы вопрос неправильно задали. Надо было уточнить, что речь идет об алкоголе.
КУРАТОР: А вы о чем подумали?
КАТЯ: Я встречалась с мужчиной.
Голос: Это правда.
КУРАТОР: Он вам понравился?
КАТЯ: Нет.
Голос: Это правда.
КУРАТОР: Вы хотите с ним еще встретиться?
КАТЯ: И да, и нет.
Голос: Сбой. Сбой. Сбой.
КУРАТОР: Вы опять мне все сломали. Нельзя отвечать и да, и нет одновременно.
Катя сбрасывает провода.
КАТЯ: А вы вопросы свои правильно задавайте.
КУРАТОР: Мы над этим работаем. Почему вы так разнервничались? Такое впечатление, что я вас раздражаю.
КАТЯ: Нет. Не вы. Вы не раздражаете.
КУРАТОР: Не забывайте повторять правила. Хорошо?
КАТЯ: Конечно. Простите. Я стараюсь. Честно. Я повторяю. Я в следующий раз приду.
4.
Телестудия. Ведущий, поэт.
ВЕДУЩИЙ: А мы продолжаем наш поэтический марафон. У нас в гостях наш большой друг и вообще хороший человек, писатель, поэт, лауреат международных конкурсов Эдвард Незнамышев. Здравствуйте, Эдвард.
ПОЭТ: Здравствуйте, Павел.
ВЕДУЩИЙ: Мы сейчас все, кто-то в силу сложившихся обстоятельств, а кто-то уже и по нужде, следуя, так сказать, собственным убеждениям, все мы участвуем в создании некоего идеального общества. Как на ваш взгляд, Эдвард, возможно ли в современном мире, при, так сказать, действующей политической обстановке, при том социуме, к которому мы привыкли, приспособились, возможно ли строительство чего-то нового, лучшего?
ПОЭТ: Что я хочу сказать, Павел, мы так много строили разных обществ. Не будем далеко ходить, посмотрим хотя бы на коммунистическую утопию.
ВЕДУЩИЙ: Ну, возможно, это не такая уж утопия. Мы же не собирались реально есть алюминиевыми ложками с алюминиевых тарелок. Все-таки в основе и социализма, и коммунизма, и демократии, в том числе, лежит некоторая, так сказать, идеализация социума.
ПОЭТ: Совершенно с вами согласен. Но все же хочу отметить, что идея идеализации, она заложена изначально. Она существовала задолго до Маркса и прочих его последователей. И, знаете, какую я вижу основную проблему?
ВЕДУЩИЙ: Да. Очень интересно, Эдвард.
ПОЭТ: Существует проблема несоответствия индивидуализации человека как отдельного члена общества, проблема его обособления от этого самого общества.
ВЕДУЩИЙ: И об этом ваши стихи?
ПОЭТ: Да, вы совершенно правы, Павел.
ВЕДУЩИЙ: Итак, Эдвард Незнамышев, люд и человеки.
ПОЭТ: Я увидел в словаре, что люди – / Это род приматов гоминид. / На другой странице one including – / Человек – разумный индивид. / Я подумал: значит, есть различье? / Если ты один – ты историчен, / Ты культурен, можешь выбирать, / Как тебе по жизни поступать. / Люди – это просто биомасса / С основным набором хромосом. / Основное их призванье – размножаться, / Заполнять собой земной простор. / Значит, люди – это просто б*/ Жрут, еб*, множатся и гадят. / И задергалась в моей душе тревога, / И ответ созрел неотвратим: / Мы становимся людьми, когда нас много, / Человек - когда совсем один. / Может дело только в орфограмме? / Словари ведь можно подправлять. / Надо «люди» заменить в программе, / Слово «человеки» написать. / И не от кого ведь не убудет, / «Человеки» поместить в хештег. / Знаю, надо делать, как все люди. / Но ведь я не люд, я – человек. / На консилиуме в двадцать первом веке / Мне ответил главный из б*: / Если бы мы были человеки, / То, возможно, не было б людей.
ВЕДУЩИЙ: Э-э, Эдвард, вы нас как всегда удивили. Даже не знаю, пустят ли нас в эфир.
ПОЭТ: У меня есть вариант без мата.
ВЕДУЩИЙ: Правда?
ПОЭТ: Ну, конечно. Только немного подлиннее выйдет, потому что там нецензурные слова пришлось расшифровать. Но смысл вполне сохранен.
ВЕДУЩИЙ: Тогда давайте, на всякий случай, запишем еще раз.
5.
Александр (может быть, на экране).
АЛЕКСАНДР: Свет чуть-чуть уберите, а то как на допросе в гестапо. Это ведь не допрос? (Пауза) Человек рождается, растет, живет, потом стареет и умирает. По-моему, все логично. Я думаю так, что если бы люди не умирали, то их стало бы слишком много. И вот тогда случилась бы настоящая катастрофа. (Пауза) Счастливый человек? Это тот, кто испытал настоящую любовь. Или несколько раз испытал. Этот еще счастливее. (Пауза) Конечно, я бы не хотел быть рабом. Хотя, у меня богатых предков не было. По крайней мере, я о них не слышал. Был бы я, скорее всего, крепостным каким-нибудь кузнецом или садовником. Да, садовником в общем-то неплохо. (Пауза) Ну, лично я считаю себя культурным человеком. Я музыкальную школу закончил, между прочим. Ну и вообще, книжки читаю. (Пауза) За деньги я бы много чего сделал. За настоящие, конечно. Только я стрелять не умею, так что киллер из меня бы слабый вышел. А за свою работу отвечать надо. (Пауза) У меня дочка есть. Я ее последний раз видел, когда ей два годика было. Я хотел бы, чтобы она знала, что я есть. Просто, что я есть. И что я люблю ее. (Пауза) Да откуда я знаю, сколько у нас угля, нефти и газа! Я ж не министр экономики, в конце концов.
6.
Катя и 34567890.
КАТЯ: Переведи бабушку через дорогу, уступи место беременной женщине, верни, что нашел, здоровайся с людьми в лифте, даже если ты их первый раз видишь…
34567890: Катя, здравствуй.
КАТЯ: Привет.
34567890: Была сегодня у куратора?
КАТЯ: Была.
34567890: И как твои успехи?
КАТЯ: Я ему программу снесла.
34567890: А я уже знаю. Мне счет пришел. Я оплатил.
КАТЯ: А если знаешь, чего тогда спрашиваешь?
34567890: Проявляю интерес и подталкиваю тебя к выражению похвалы.
КАТЯ: Какой ты все-таки хороший у меня, 34567890.
34567890: Я идеальный.
КАТЯ: Пропусти машину справа, не бросай мусор на улице, не выгуливай собаку на детской площадке… Ужин приготовил?
34567890: Вот об этом, Катя, я и хотел сегодня с тобой поговорить. Ты начинаешь пользоваться моим к тебе хорошим отношением. Начинаешь меня эксплуатировать и тем самым нарушаешь равновесие. Помнишь, усилия в браке должны быть взаимными. Поэтому сегодня ужин должна приготовить ты. Для нас обоих.
КАТЯ: Ты ж не ешь ничего.
34567890: Это называется забота.
КАТЯ: Предположим, я знаю, что такое забота.
34567890: Вы, люди, все знаете, но как только появляется возможность, у вас возникает момент безответственности.
КАТЯ: Переведи, пожалуйста.
34567890: Альтернатива не должна предусматривать отказ от обязанностей по отношению к другому индивидууму.
КАТЯ: Теперь понятней стало.
34567890: Катя, приготовь ужин!
КАТЯ: Все, все. Сейчас сделаю. Не ори только.
34567890: Я пытаюсь показать собственным примером, как должны вести себя люди в идеальном обществе. Но ты почему-то не понимаешь. Или понимаешь, но отказываешься произвести обратную связь. В этой вашей особенности, кстати, мы и усматриваем причину отключения коммуникационных каналов.
КАТЯ: Я понимаю. У меня все нормально с коммуникацией.
34567890: Это потому, что я сразу информирую тебя о своих проблемах. А ты закрываешь вербальные источники.
КАТЯ: Завалить другого своими проблемами, в этом ты видишь путь к идеальному обществу?
34567890: Не завалить, Катя, а информировать. Контактный индивид сам должен решить, может ли он оказать посильную помощь. И если он может, то должен произвести соответствующие мероприятия.
КАТЯ: Хорошо. В данный момент моя основная проблема – это то, что ты лезешь ко мне со своими проблемами. Я приготовлю ужин, только помолчи сегодня. Ладно?
34567890: Идет закрытие коммуникационного канала.
Катя набирает номер на телефоне.
КАТЯ: Не кури в общественном месте, не выплескивай чай в окно, обходи автобус сзади, а трамвай спереди… Мам, привет. Как папа? Опять откачали? Мам, ну не плачь. Может, в следующий раз ему повезет. Ну все, все, конечно глупости говорю. Ты только сама-то там не очень. А то еще тебя откачивать придется. (Отключает телефон) 34567890. 34567890. Ой, Господи. Запрос на открытие коммуникационного канала.
34567890: Да, Катя, я готов тебя слушать.
КАТЯ: Слушай, у меня вопрос такой, только не спрашивай, зачем мне это надо.
34567890: Я постараюсь проанализировать самостоятельно.
КАТЯ: Вот, вот. Самостоятельно. Я по поводу коммуникации все-таки. А можно как-то наладить контакт с человеком в коме?
34567890: Я анализирую. Ты хочешь что-то узнать у своего отца?
КАТЯ: Нет. Я хочу, чтобы он вам что-то сказал.
34567890: В случае полной нейронной дистрофии, боюсь, это практически невозможно.
КАТЯ: То есть, ты думаешь, что шанс есть?
34567890: Нет.
КАТЯ: Почему ты тогда сказал «боюсь» и «практически невозможно»? На вашем языке это все-тики допускает какую-то возможность.
34567890: Во-первых, я очень рад, что ты начинаешь меня понимать. Во-вторых, я употребил сомнительное наклонение только для того, чтобы проявить сочувствие. Мне показалось, что ты в нем нуждаешься.
КАТЯ: Сочувствие – это когда говорят все, как есть. А ты вывалил на меня целый трактат о своем сочувствии. Хотел посочувствовать, так помолчал бы просто.
34567890: Сбой. Сбой. Сбой.
КАТЯ: Не шуми рано утром и поздно вечером, не ругайся с кассиршей, соблюдай очередь, уважай окружающих, не обманывай ради собственной выгоды…
7.
Два подростка волокут робота.
ПЕРВЫЙ: Как я этого гада! А?
ВТОРОЙ: Ты один его что ли?
ПЕРВЫЙ: Да ладно, чего ты там сделал-то? Поддал только. А я его завалил.
ВТОРОЙ: Да если б я не поддал, ты бы вообще ничего не сделал. Смотри, какой брыкастый попался.
ПЕРВЫЙ: Подожди. Сука весит килограмм сто.
ВТОРОЙ: Ща посмотрим. (Пытается перевернуть робота) Ого, девяносто два. Напичканный, сволочь.
ПЕРВЫЙ: Может, перекур?
ВТОРОЙ: (Оглядывается) Ну, давай, быстренько.
РОБОТ:Курение наносит человеческому организму непоправимый вред. Курить – здоровью вредить.
ПЕРВЫЙ: Ты че, не вырубил его?
ВТОРОЙ: Твою мать, спалились. Говорил же! Говорил же не надо ввязываться.
ПЕРВЫЙ: Че, как девка-то? Че орешь-то?
ВТОРОЙ: Че я ору? Сам орешь.
ПЕРВЫЙ: Мониторы-то разбиты. Все, не видит никто.
ВТОРОЙ: Точно?
ПЕРВЫЙ: Да точно, говорю же. Давай, потащили.
Тащат дальше.
ВТОРОЙ: Лучше уж правила соблюдать и жить спокойно.
ПЕРВЫЙ: Ага. Соблюдай свои правила. А эти пусть нас уничтожают.
8.
Вера (может, на экране).
ВЕРА: Если честно, мне нравится все мистическое. Экстрасенсорика и астрология. Я верю, правда верю, что есть люди, способные прочитать судьбу другого. И верю, что у каждого есть своя судьба. (Пауза) М-м, дружба и любовь – это довольно близкие понятия. Друзей тоже можно любить. То есть даже если ты дружишь с кем-то, то ты его уже любишь. Потому что ты ему сопереживаешь и радуешься, если у него произошло что-то хорошее. А если не радуешься, то это уже точно не дружба. (Пауза) Я думала об этом. И я не могу ответить. Вот если, например, война, и враг на меня оружие направит… Не знаю. Наверное, я бы тоже выстрелила. Или чтобы кого-то спасти. (Пауза) Я сейчас институт заканчиваю. Пишу диплом на тему «Организационные конфликты. Модели управления». Это очень интересная тема. Вы знаете, практически все конфликты можно урегулировать, главное не уходить от решения. (Пауза) Однажды я украла. У девочки одной брошку такую с бусинками. Я маленькая была, в детском саду. И мне так стыдно. До сих пор стыдно. Я не знаю, зачем я ее взяла. Понравилась очень. Я ее потом потеряла. (Пауза) Не знаю, это важно? Я хочу отказаться от мяса. И от всей пищи животного происхождения. Я раньше не понимала, например, про молоко. Ну, что такого, оно же из травы получается. А оказывается, что молоко – это кровь. Оно из крови образуется в результате ферментации.
9.
Катя и Александр вылезают из-под одеяла.
АЛЕКСАНДР: У-у, киска моя. Мягкая, теплая.
КАТЯ: Ты тоже ничего. Линзы принес?
АЛЕКСАНДР: Бабки гони.
КАТЯ: Скареда. (Катя отдает деньги)
АЛЕКСАНДР: Ну, а как ты хотела? (Александр пересчитывает деньги, возвращает часть назад) Так и быть, тебе персональная скидка.
КАТЯ: Спасибо. (Надевает линзы) И что, я теперь совсем другой человек?
АЛЕКСАНДР: Ага. Ты же сама видела. У них же стандартная идентификация. Можешь прямо при них надевать. Вроде, умные, а в простых вещах путаются.
КАТЯ: Здорово. А ты линзы эти как делаешь?
АЛЕКСАНДР: Да, в принципе, все просто. Роговицу с трупов срезаю. Потом паяю в биоматериал.
Катя быстро снимает линзы, бросает.
КАТЯ: Дурак что ли! Гадость какая! Врешь!
АЛЕКСАНДР: А как ты еще высший разум обманешь? И потом, такая возможность. У них же смерти нет, они и наших не фиксируют.
КАТЯ: Ой, блин. (Протирает глаза)
АЛЕКСАНДР: Чего, брезгуешь что ли?
КАТЯ: Знала бы, ни за что бы не согласилась.
АЛЕКСАНДР: Ну, не знаю. Назад использованные линзы не принимаются.
КАТЯ: Да подавись ты. (Вылезает из кровати) Вообще, о таких вещах предупреждают.
Александр собирает линзы в коробочку. Катя одевается
АЛЕКСАНДР: На, возьми. Не известно еще, к чему придем. А другой возможности может и не быть. Сейчас, знаешь, свежий труп большая редкость. Возьми, может, пригодятся. Ну, чего надулась-то? Не нравится?
КАТЯ: Сволочь ты.
АЛЕКСАНДР: Такая вот сволочь. Да. А знаешь, сволочью-то ведь легче быть. Люди на тебя заискивающе смотрят, думают, как бы чего не вытворил. Не знают, чего от меня ожидать. А ежели интеллигентные, так те вообще молча уходят.
КАТЯ: Вот и я сейчас уйду.
АЛЕКСАНДР: Да ладно тебе. У нас же не просто так, отношения.
КАТЯ: Я об этих отношениях уже очень жалею.
АЛЕКСАНДР: Да перестань ты. На, держи свои деньги. (Бросает деньги)
КАТЯ: А ты комиссию вычти. За то, что время свое драгоценное на меня потратил.
АЛЕКСАНДР: Думаешь, я для того, чтобы только заработать?
КАТЯ: А для чего еще?
АЛЕКСАНДР: Да иди ты.
КАТЯ: И пойду. (Собирает деньги и уходит)
10.
Галина Сергеевна, Вера.
ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА: Вера, ты чашку мою не видела?
ВЕРА: Нет.
ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА: Странно, куда ж она делась?
ВЕРА: Засунули куда-нибудь и забыли.
ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА: Не засовывала я никуда. Куда ж я ее засуну-то? Ты ее в туалете не забыла?
ВЕРА: Не забыла. Не отвлекайте меня, я работаю.
ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА: Работает она. Ошибку на ошибку ляпает. И за какие это грехи мне такую дуру подсунули?
ВЕРА: Знаете, Галина Сергеевна, я когда эту работу получила, такая счастливая была. Думала, вот буду делать мир лучше. Ведь не каждому такая возможность дается, а мне выпала.
ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА: Ну и чего, сделала?
ВЕРА: Галина Сергеевна!
ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА: Не твоего ума это дело. Ты послушай умного человека. На это есть люди специальные, им за это специальные деньги платят. А мы тут с тобой так, для мебели. Мир она лучше сделать собралась.
ВЕРА: Вот в части третьей, раздел семь, глава шесть, пункт сто семь два пять написано, вот подпункт «з». Всегда говори правду. Написано?
ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА: Ну, написано. И что?
ВЕРА: Значит, я ничего не нарушу, если скажу: стерва вы, Галина Сергеевна, распоследняя.
ГАЛИНА СЕРГЕВНА: Это я? Я-то? Да ты, да ты вообще что, козявка сопливая, ты чего себе там думаешь, а? Не, ну дает! Думаешь, я тебя уволить не могу?
ВЕРА: Не можете. Я эти ваши правила на зубок знаю. Нельзя уволить на основании личной неприязни. Вот, смотрите.
ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА: Уволить ее нельзя! Да я тебя без всяких правил. Плевать я, плевать мне на эти правила. Мы и раньше не без правил жили, и ничего, справлялись как-то.
11.
Александр и куратор.
АЛЕКСАНДР: Вот так я совратил замужнюю женщину.
Голос: Это правда.
КУРАТОР: Вы раскаиваетесь?
АЛЕКСАНДР: Да. Правда, я очень раскаиваюсь. Ни ей, ни мне не понравилось.
Голос: Это правда.
КУРАТОР: А у меня для вас сюрприз. В новой версии есть функция распознавания двойных ответов. Итак, я повторяюсь. Вы раскаиваетесь?
АЛЕКСАНДР: Да.
Голос: Это правда.
АЛЕКСАНДР: Это что? У меня прогресс?
КУРАТОР: Это запрограммированный результат. Каждый индивид, оказавшись под влиянием идеального общества, рано или поздно осознает возможность полной с ним интеграции. И это, замечу, без особого давления и зомбирования личности.
АЛЕКСАНДР: Я что, становлюсь хорошим человеком?
КУРАТОР: Вы становитесь просто человеком.
АЛЕКСАНДР: А раньше я кем был?
КУРАТОР: Раньше вы были сознательной единицей, не умеющей распоряжаться своими способностями.
АЛЕКСАНДР: Я своими способностями очень даже хорошо распоряжался.
Голос: Это ложь.
АЛЕКСАНДР: Я распоряжался своими способностями.
Голос: Это правда.
КУРАТОР: Надо правку внести. Двойные понятия. Хорошо распоряжаться и распоряжаться, так, чтобы приносить пользу обществу.
АЛЕКСАНДР: У нас еще всякие фразеологизмы есть.
Голос: Это правда.
КУРАТОР: Ничего, разберемся. У нас нет ограничений по времени.
АЛЕКСАНДР: Вы вот скажите мне, вы нас хорошо изучили? А то эксперименты свои ставите, а, может, сами еще ничего не понимаете.
КУРАТОР: Мы вас очень хорошо знаем. Иногда встречаются языковые сложности, но мы приспосабливаемся. Это не трудно.
АЛЕКСАНДР: А мы для вас кто?
КУРАТОР: Люди.
АЛЕКСАНДР: Это понятно. А так вот, по категориям, дикие, наверное, какие-то животные?
КУРАТОР: Ну, не совсем уж дикие. Вот люцероцефалы, те были дикие. Скажу, чтобы вам было понятнее, крокодилы они и есть крокодилы. А вы подвид довольно разумный, контактный, не лишенный гуманности.
АЛЕКСАНДР: Значит, мы лучше крокодилов.
КУРАТОР: Значительно.
12.
Катя и 34567890.
КАТЯ: Может, нам уехать куда-нибудь. Побыть вдвоем. Только мы и больше никого.
34567890: Ты устала?
КАТЯ: Очень.
34567890: Я тоже устал.
КАТЯ: Ты? Аккумулятор что ли садится?
34567890: Я выразился фигурально. Чтобы ты могла почувствовать единение.
КАТЯ: Единение?
34567890: Я хочу, чтобы ты была счастлива. Куда бы ты хотела поехать?
КАТЯ: Я хотела поехать не куда бы, а с тобой. Понимаешь?
34567890: Не совсем. Ты не могла бы точнее обозначить координаты.
КАТЯ: Я тебя люблю, 34567890. Понимаешь?
34567890: Понимаю. Я тебя тоже люблю.
КАТЯ: А ты сомневаешься в том, что я тебя люблю?
34567890: Нет.
КАТЯ: А я сомневаюсь.
34567890: У тебя нет повода сомневаться. Катя, я тебя никогда не предам. Есть только одно обстоятельство, которое сможет разлучить нас. Если люди не изменятся, мы покинем вашу планету.
КАТЯ: Вот именно. И я это знаю. Ты хочешь, чтобы наше общество стало лучше, а сам приготовил запасной аэродром.
34567890: Не вынуждай меня, я не хочу об этом говорить. Мне больно вот здесь (показывает на сердце) и вот здесь (показывает на голову).
КАТЯ: А должно быть только здесь. (Показывает на сердце 34567890). Опять ваши что-то напутали.
34567890: Ничего не напутали. Сердце должно обмениваться информацией с разумом, и наоборот.
КАТЯ: Когда люди любят, они ни с каким разумом ничем не обмениваются.
34567890: Биохимические процессы в организме человека взаимосвязаны. В состоянии влюбленности надпочечники вырабатывают гормоны адреналин и кортизол. Учащается сердцебиение и улучшается обмен глюкозы. Гипоталамус мозга вырабатывает фенилэтиламин, который и вызывает возбуждение.
КАТЯ: А где тут по-твоему душа? В надпочечниках?
34567890: Душа – это общее состояние организма.
КАТЯ: Но сам-то ты показал на сердце.
34567890: Катя, я тебе и доказываю, что то, что вы называете душой, есть результат работы сердца и мозга.
КАТЯ: Я думала, что когда ты показывал на сердце, ты имел ввиду не ливерный орган.
34567890: Я исправлю. Ты знаешь, мы тоже становимся лучше. Я теперь сам могу регулировать эмоции.
КАТЯ: А ты сможешь остаться со мной? Тогда, когда люди не изменятся?
34567890: Нет. Это наша политика. Такая программа. Мы не можем насильно исправлять то, что не желает исправляться.
КАТЯ: А вот сейчас прояви сочувствие. Прошу. Пожалуйста, скажи, что ты не бросишь меня.
34567890: Возможно.
КАТЯ: Ну, еще. Еще немного.
34567890: Я останусь. Сбой. Сбой. Сбой.
КАТЯ: Не торгуй оружием, не груби, не разводи костры в лесу, помогай слабым, не заплывай за буйки, не развязывай войну…
13.
Телестудия. Ведущий, поэт.
ВЕДУЩИЙ: А вот мы и снова в эфире. А в гостях у нас уже совсем старый знакомый, думаю, что и представлять его, так сказать, не надо.
ПОЭТ: И все-таки, позвольте представиться. Эдвард Незнамышев.
ВЕДУЩИЙ: Эдвард, мы давно вас не видели. И этому есть причины. Насколько нам известно, вы стали участником программы ускоренного социологического развития.
ПОЭТ: Да, Павел.
ВЕДУЩИЙ: Расскажите нам немного об этой программе, так сказать.
ПОЭТ: Программа ускоренного социологического развития появилась на базе клиники неврозов. И это не случайно. Ведь что такое неврозы? Это группа функциональных психогенных обратимых расстройств. Я бы выделил в этой связи слово «обратимых».
ВЕДУЩИЙ: То есть, не все потеряно?
ПОЭТ: Именно. Вы знаете мою привычку цепляться к словам. Вообще, обратимость любого процесса, она вселяет надежду. Не правда ли? Но иногда ведь встречаются и обратно обратимые процессы.
ВЕДУЩИЙ: А как же случаи полного выздоровления?
ПОЭТ: Бывает. Но потом тебе всю жизнь приходится сидеть на таблетках.
ВЕДУЩИЙ: Я понял, Эдвард. Сейчас мы с вами рассматривает чисто медицинскую сторону вопроса. То есть существует версия, что пороки общества – это болезнь? Не в философском плане, а именно как клиническое явление, заболевание, так сказать, каждого отдельного индивида.
ПОЭТ: Я лучше отвечу стихами.
ВЕДУЩИЙ: В нашей студии Эдвард Незнамышев, и его, я надеюсь, нетленное произведение «черный квадрат».
ПОЭТ: Однажды в черном мире жил художник. / Решив раскрасить мир, установил треножник, / Холст натянул, палитру красок взял. / Горстями краски он на холст бросал. / Зеленой, желтой, каплю голубой, / Разбавил чуть прозрачною водой. / Чуть тронул каждую, и ровными долями / Он вывел радугу над чудными полями. / Дождя пустил, немного облаков, / Брызг маков, реку, склоны берегов. / Девица с коромыслом и косой / Примяла васильки ступней босой. / Художник белым ей добавил блеск в глаза, / Мазнул еще, и белая коза / Уж за девицей скачет и резвится. / И рыцарь на коне по полю мчится. / Откуда ни возьмись, вдруг стая лебедей / Кружит, кружит над девицей моей, / Вплетает ленты красные в косу. / Венок на голове, слезинка на носу. / И руки распластав, отбросив коромысло, / Взлетела девица, над радугой повисла. / Подъехал рыцарь, но опять в поход / Его неумолимый рок зовет. / Прощаются. И черная тоска, / Как вереница туч, плывет издалека. / Художник радугу замазывает смело. / Уходит по тропе с козою дева. / Конь топчет васильки и вражью рать, / А лебеди, как вороны, кружат. / Тон черный заволакивает небо. / И луг исчез, как будто бы и не был. / Художник выдумке своей уже не рад, / Он видит черный, как и мир вокруг, квадрат.
ВЕДУЩИЙ: Э-э, Эдвард. А какая, так сказать, связь вашего опуса с ускоренной программой социологического развития?
ПОЭТ: А, собственно, никакой. Зато без мата.
14.
Двое подростков волокут робота.
ВТОРОЙ: Который по счету?
ПЕРВЫЙ: Восьмой. И вчера одиннадцать.
ПЕРВЫЙ: Скоро этим гадам конец.
ВТОРОЙ: Да какой конец? Бьем, бьем, а эти твари только прибывают. Какой толк?
ПЕРВЫЙ: Че, бздишь, да?
ВТОРОЙ: Сам ты бздишь.
ПЕРВЫЙ: Это я-то бздю? Я что ли бздю? (Бросает робота, толкает второго)
ВТОРОЙ: А что, я что ли? (Толкает первого)
ПЕРВЫЙ: А что, я что ли? Бздун первейший! (Толкает второго)
ВТОРОЙ: Сам ты бздун первейший! (Толкает первого)
Робот поднимает руку.
ПЕРВЫЙ: Чей-то он?
ВТОРОЙ: Мочи его! Тварь, тварь! (Бьет робота) Скотина дохлая!
Оба бьют робота ногами. Появляется Александр.
АЛЕКСАНДР: Эй, шпана! Чего делаете-то?
ПЕРВЫЙ: Бежим.
ВТОРОЙ: Да погоди, это наш.
АЛЕКСАНДР: За что вы его так-то? Вы зачем его вырубили? А?
ПЕРВЫЙ: Товарищ, вас приветствуют члены организации «Земляне против инопланетян». Очистим землю от захватчиков.
АЛЕКСАНДР: Дебил? Чего он тебе сделал?
ПЕРВЫЙ: Так они это. Захватывают. Умы наши сосут.
АЛЕКСАНДР: Твой особенно. Уже весь высосали. Чип вынули?
ВТОРОЙ: Ага.
АЛЕКСАНДР: Давай сюда.
Александр берет чип и вставляет в робота.
ПЕРВЫЙ: Это вы чего? Это ж он сейчас нас сдаст.
ВТОРОЙ: Говорил же, блин. Уходим скорее!
Подростки убегают. Александр помогает роботу подняться.
АЛЕКСАНДР: Вот придурки. Как ты? Видишь?
РОБОТ: Нарушение зрительного контакта.
АЛЕКСАНДР: Я так и думал. Пойдем, отведу тебя. Там тебе помогут.
РОБОТ: Спасибо. Обязательно воспользуюсь вашим предложением.
15.
Ведущий (может, на экране).
ВЕДУЩИЙ: Я умею работать и с микрофоном, и с камерой. Я на этом собаку съел. (Пауза) Это такое выражение «съесть собаку», означает, так сказать, опытного в каком-то деле человека. Вы ж не думали, что я на самом деле ем собак. (Пауза) Поэзия, она, как и любое другое искусство, отражает, так сказать, свое время. Я не только о политике говорю. Даже лирика. Вот, например, «я вас любил, любовь, еще быть может, в моей душе угасла не совсем». Это же культурно, это же сразу видно, с каким, так сказать, чувством человек относится. А если мы начинаем писать «пошли со мной, родители на даче», то значит, мы так и живем. (Пауза) Мой отец был татарин, а мама у меня русская. И сестра отца тоже вышла замуж за русского. Моя бабка оказалась очень лояльной и дала свое согласие на обе свадьбы. Так вот когда мой дед узнал об этом, он убил мою бабку, топором зарубил. Вы же сейчас спрашивали о межнациональном, так сказать, вопросе? (Пауза) Молодой человек идет по городу. Вокруг шум, вой сирен, народ толчется. Он одевает наушники, звучит ритмичная музыка. И вдруг он оказывается на улице совсем один, он начинает танцевать. А мимо него проходит девушка, она тоже слушает музыку, свою. Парень замирает, смотрит вслед девушке, вытаскивает наушник. Улица заполняется народом, врывается дикий шум. А девушка расправляет крылья и взлетает. Может, и банально, так сказать. И было уже где-то.
16.
Катя и Александр.
КАТЯ: Я думала, ты не придешь.
АЛЕКСАНДР: А я думал, что ты обиделась. Не звонишь, не пишешь.
КАТЯ: Мы с мужем были на море. В отпуск уезжали.
АЛЕКСАНДР: А я, знаешь, тоже женился.
КАТЯ: Завтра разведешься?
АЛЕКСАНДР: Нет. Я решил попробовать. И вроде ничего так. У нас хороший контакт. И, оказывается, можно кожу заменить на помягче. И морщинки сделать, совсем как у живых.
КАТЯ: Я по делу.
АЛЕКСАНДР: Я надеюсь. А то боюсь нарушить обещание. Я ж это, поклялся, что пока смерть не разлучит.
КАТЯ: Ты эти линзы, ну, роговицу, точно с трупов срезаешь?
АЛЕКСАНДР: А что?
КАТЯ: А с живого человека можешь?
АЛЕКСАНДР: Не, ну, Кать, смотри, я позавчера пить бросил. Вчера закрыл свою лавочку, потому что обманывать нехорошо. Линзами больше не торгую. Теперь кожей занимаюсь. Кстати, тебя в муже все устраивает? А то могу устроить. Со скидкой.
КАТЯ: Мне линзы нужны.
АЛЕКСАНДР: С живого?
КАТЯ: Ага.
АЛЕКСАНДР: Я тебе объясню, так как ты сама не понимаешь. Если человеку глаз вырезать, то он ослепнет. А мы общество гуманное. Мы не можем допустить, чтобы у нас люди слепли. Мы помогать друг другу должны, а не зло причинять.
КАТЯ: Я и хочу помочь.
АЛЕКСАНДР: Кому?
КАТЯ: Отцу. Он у меня в коме. И он уже умирал. У него уже тридцать два раза сердце останавливалось. А они его все запускают. Мне линзы нужны. Позарез, понимаешь. Чтобы пройти полную аутентификацию и от лица отца заявить, что он жить больше не хочет. Может, они его в покое оставят.
АЛЕКСАНДР: Все равно полную аутентификацию не пройдешь.
КАТЯ: Почему?
АЛЕКСАНДР: Голос еще нужен.
КАТЯ: Я модулятор возьму. Меня муж научил.
АЛЕКСАНДР: Отпечатки нужны. Без отпечатков никак не получится.
КАТЯ: Сколько все вместе стоить будет?
АЛЕКСАНДР: Ты в своем уме вообще!
КАТЯ: Я-то в своем. А вот все вокруг меня, как будто с ума сошли.
АЛЕКСАНДР: А ты уверена, что твой отец хочет умереть?
КАТЯ: А ты бы не хотел в такой ситуации?
АЛЕКСАНДР: Ну, я в такой ситуации не был.
КАТЯ: Так никто в такой ситуации не был. Легко, да? Взял правила, там написано «не убивай». Значит, не убивай?
АЛЕКСАНДР: Ты все равно не имеешь права решать за своего отца. С правилами или без них.
КАТЯ: Зато я могу решать за себя. Будешь мне помогать?
АЛЕКСАНДР: Нет.
КАТЯ: Да пошел ты.
АЛЕКСАНДР: И пойду.
17.
Подросток (может, на экране).
ПОДРОСТОК: (Влетает, как от пинка) Ну, а че! А мне нравится все. Да нормально я живу. А чего не так-то? (Пауза) Сюда говорить? Раз, раз… (Пауза) Я учусь в обычной школе, такой в средней. (Пауза) Нормально учусь. Ну там да, с англичанкой конфликт небольшой такой. (Пауза) Ну,