Время: 2 часа.
Цель: Определить понятие деятельности в психологии. Дать анализ структуре личности. Установить значение психических явлений: процессов, состояний, свойств личности в юридической деятельности.
Учебные вопросы:
1. Структура личности.
2. Темперамент и характер в структуре личности.
3. Направленность личности.
4. Психологические явления и их классификация.
5. Ощущения и восприятия.
6. Мышление.
7. Память.
8. Внимание и его значение в деятельности юриста.
Темы рефератов:
1. Структура проблемной личности.
2. Мышление, его формы и виды.
Правовоспитательная подструктура. Психологическая структура личности, профессионально значимые качества юриста. Основные факторы профессиональной пригодности и соответствующие им социально-психологические качества личности (психограмма) сотрудников правоохранительных органов. Психолого-педагогические аспекты формирования личности правоведа.
Семинар № 3
Тема: Психология юридической деятельности.
Время: 2 часа.
Цель: Определить понятие юридической деятельности с точки зрения психологии, и уяснить психологические характеристики ее составляющих.
Учебные вопросы:
1. Общая психологическая характеристика юридической деятельности.
2. Социально-психологическая характеристика правоохранительной деятельности.
3. Когнитивная (познавательная), коммуникативная, право воспитательная подструктура.
4. Психологическая структура личности, профессионально значимые качества юриста.
5. Понятие и содержание профессиограммы:
- профессиограмма судьи;
- профессиограмма адвоката;
- профессиограмма прокурора;
- профессиограмма следователя;
- профессиограмма оперативного сотрудника;
- профессиограмма юристконсульта;
- профессиограмма нотариуса.
6. Психолого-педагогические аспекты формирования личности правоведа.
7. Содержание собеседования.
8. Роль внешних факторов в повышении эффективности юридического труда.
Темы рефератов:
1. Психологическая структура личности, профессионально значимые качества юриста.
Общая психологическая характеристика юридической деятельности. Предмет и задачи психологии юридической деятельности. Социально-психологическая характеристика правоохранительной деятельности. Профессиональная программа юридических профессий. Когнитивная (познавательная) подструктура. Коммуникативная подструктура. Психологические особенности решения юристом организационно-управленческих вопросов.
Содержание собеседования.
Роль внешних факторов в повышении эффективности юридического труда.
Семинар № 4
Тема: Психология общения и конфликта в юридической деятельности.
Время: 2 часа.
Цель: Представить значение языка для профессионального общения юриста. Научиться решать и предупреждать конфликтные ситуации в деятельности юриста.
Учебные вопросы:
1. Общение, его формы, цели, содержание.
2. Понятие и характеристика профессионального общения.
3. Психологические особенности решения юристом организационно управленческих вопросов.
4. Речевой этикет юриста.
5. Социальные роли и статус партнеров по общению.
6. Средства невербального общения.
7. Понятие конфликта и общие характеристики его проявлений.
8. Пути разрешения конфликтов и их предупреждение.
Темы рефератов:
1. Процессуальные и непроцессуальные формы профессионального общения.
2. Явление стереотипизации. Эмпатия. Рефлексия.
Общие социально-психологические особенности профессионального общения юриста. Процессуальные и непроцессуальные формы профессионального общения.
Язык в профессиональном общении юриста. Психологическая характеристика языка участников общения. Явления персеверации, вербальной ригидности. Нарушения речи, их психодиагностическое значение.
Речевое поведение юриста. Речевой этикет и его роль в установлении и поддержании психологического контакта. Требования, предъявляемые к речи юриста.
Социальные роли и статус партнеров по общению. Явление стереотипизации. Эмпатия. Рефлексия. Средства невербального общения.
Понятие конфликта и общие характеристики его проявлений. Характеристика причин возникновения и основных стадий конфликта. Пути разрешения конфликтов и их предупреждение.
Семинар № 5
Тема: Криминальная психология.
Время: 2 часа.
Цель: Дать определение предмета криминальной психологии.
Проанализировать психологические характеристики некоторых преступных проявление.
Учебные вопросы:
1. Предмет криминальной психологии.
2. Личность преступника. Биологические и социальные предпосылки формирования личности преступника.
3. Источники информации, обеспечивающих получение сведений о личности обвиняемого.
4. Психологические аспекты исследования личности в уголовном процессе.
5. Психология организованной преступности.
6. Психологические методы нейтрализации круговой поруки, борьба с групповой преступностью.
Темы рефератов:
7. Генезис личности преступника.
8. Психологическая характеристика потерпевшего.
Предмет и задачи криминальной психологии. Противоправные (преступные) проявления - разновидность антиобщественной деятельности.
Проступок, правонарушение, преступление.
Генезис личности преступника. Биологические и социальные предпосылки формирования личности преступника. Типология личности преступника. Психологический анализ преступного поведения при различных формах вины.
Психологические аспекты исследования личности в уголовном процессе. Комплекс задач, для решения которых изучаются психологические особенности личности обвиняемого.
Источники информации, обеспечивающих получение сведений о личности обвиняемого. Мотивы преступления. Понятие профессионального преступника.
Задача психологии потерпевшего. Психологическая характеристика потерпевшего. Поведение преступления, потерпевшего в момент совершения. Психологический анализ показаний потерпевшего.
Психология организованной преступности. Типы преступных формирований: случайная преступная группа; преступная группа, совершает преступления по предварительному сговору; организованная, устойчивая преступная группа; сплоченная организованная группа; преступное сообщество организованных преступных групп. Структура преступной группы, ее признаки. Характер интегральных отношений преступной группы. Психологический механизм организованной преступной группы. Круговая порука в преступной группе. Психологические методы нейтрализации круговой поруки, борьба с групповой преступностью.
Семинар № 6