Очень важно не просто дать детям игру, а помогать детям и участвовать в ее проведении.
Руководство игрой включает в себя: начало игры, ведение игры, судейство, дозировка игры, окончание игры и подведение итогов.
Начало игры: необходимо начать игру организованно и своевременно. Задержка снижает предигровое состояние участников, уменьшает готовность детей к игре.
Ведение игры: руководитель внимательно следит за ходом игры, за поведением играющих и направляет их действия. Руководитель делает поправки в ходе игры, не останавливая ее. В процессе игры следует способствовать развитию творческой инициативе детей. Руководитель должен заинтересовать, увлечь игрой детей, для этого надо подбирать игры в соответствии с интересами и возможностями детей, с учетом их желания и настроения. Важно, чтобы игра вызывала положительные эмоции, благотворно влияющую на нервную систему, самочувствие и поведение занимающихся.
Руководитель должен учитывать наиболее опасные моменты в игре (перепрыгивание через сложное препятствие, спрягивание вниз с высоты и т.п.) и быть готовым к страховке.
Судейство: каждая игра требует объективного и беспристрастного судейства. Игра теряет свою педагогическую ценность, если не соблюдать правила. Судья должен найти место, удобное для наблюдения, чтобы видеть всех игроков и не мешать им. Заметив нарушение правил, судья своевременно и отчетливо подает сигнал, корректно делает замечания, не вступая в споры с играющими.
Дозировка игры: организуя игру, трудно заранее учесть физическое состояние и возможности каждого играющего в процессе игры, поэтому не рекомендуется начинать игры с чрезмерным мышечным напряжением, которые требуют задержки дыхания, вызывают быстрое утомление.
Необходимо помнить о возрастных особенностях, подготовленности и состояния здоровья занимающихся.
Нагрузку увеличивать постепенно, интенсивные нагрузки следует чередовать с отдыхом.
Надо учитывать, что с повышением эмоционального состояния нагрузка возрастает. Дети, увлеченные игрой, теряют чувство меры, желая превзойти друг друга, не рассчитывают своих возможностей и перенапрягаются. Иногда следует прервать игру для отдыха и использовать его для разбора ошибок, подсчета очков, уточнения правил.
При проведении игры на воздухе следует учитывать погодные условия. В зимних условиях дети должны выполнять движения без перерывов, нельзя давать играющим кратковременные физические нагрузки с последующим отдыхом, чтобы не вызвать испарину, а затем быстрое охлаждение. Зимние игры должны быть кратковременными.
Способы регулирования нагрузки в подвижных играх:
1. Размерами площадки (уменьшение или увеличение) или длиной дистанции.
2. Длительностью времени, отведенного на игру.
3. Количеством играющих.
4. Характером отдыха в паузах игры или между играми (отдых может быть активным и пассивным).
5. Характером движений, используемых в игре (сложные или простые).
6. Использование дополнительных предметов в игре (препятствия, скакалки и т.п.).
Окончание игры: важно заканчивать игру своевременно, преждевременное окончание игры так же нежелательно, как и ее затягивание.
Продолжительность игры зависит от:
- количества участников (чем меньше их, тем короче игра);
- их возраста (у детей мл. школьного возраста игры короче);
- содержания игры (все переловлены или осалены, чем напряженнее игра, тем она должна быть короче);
- от места проведения;
- от темпа игры;
- от опытности руководителя (у начинающего игры, как правило короче).
Подведение итогов игры: по окончании игры руководитель должен объявить результаты игры. При определении результатов игры надо учитывать не только быстроту, но и качество выполнения задания, о чем участники должны быть предупреждены заранее. Объявлять результат надо лаконично, никому не делая скидок, чтобы приучать детей к правильной оценке их действий и поступков.
После объявления результатов необходимо разобрать игру, указав на ошибки, допущенные участниками в технике и тактике.
Контрольные вопросы:
1. Расскажите об отличие подвижных игр от спортивных.
2. Какие задачи решаются в процессе подвижных игр, и их значение.
3. Что включает в себя подготовка к проведению игры?
4. Какова последовательность объяснения игры?
5. Назовите способы выбора водящих?
6. Назовите способы деления на команды.
7. Что входит в руководство процессом игры?