Ход урока.
Подготовительный (до урока)
Учащиеся готовятся к уроку по плану.
1.Найти книги А.Гайдара.
2. Самостоятельное чтение повести «Тимур и его команда».
3.Подготовить короткую характеристику книги (автор, название; о чём она?Что в ней?).
4.Научиться читать выразительно один фрагмент (отрывок).
5.Принести книгу на выставку.
6.Инсцинировка отрывка из понравившегося произведения.
2.Организационный момент:
-Ребята, сегодня у нас состоится встреча с книгой, из которой мы узнаем что-то новое, интересное.
Актуализация знаний.
-Начнем урок с эпиграфа:
Ты всегда помнил о людях, и они отплатят тебе тем же. (показ эпиграфа на слайде) А.Гайдар.
- Как вы думаете, почему я начала урок с этих слов? (ответы учеников)
-Начнём мы с вами с игры.
- Встаньте те, у кого сегодня есть книги А.Гайдара?
- У кого хорошее настроение?
- У кого светлые волосы?
- У кого есть младшая сестра?
- Старший брат?
- Кто занимается спортом?
- Музыкой?
Ни для кого не секрет, что все люди разные. Каждый человек - это целый мир, познавать который - одна из целей жизни. Но в то же время всех людей можно объединить по различным признакам. Например, мужчины и женщины, взрослые и дети, грамотные и неграмотные, образованные и необразованные, предпочитающие спорт компьютеру и наоборот.
Итак, мы видим, что всегда можно найти общее между разными, казалось бы, людьми. Если вы заметили, одно из оснований для объединения людей - это возраст: взрослые - дети. К какой группе вы отнесете себя? (не взрослые и уже не дети)
- Получается, что вы уже не дети, но еще и не взрослые. Вашему возрасту есть отдельное определение, объединяющее людей примерно от 10 до 15 лет - отрочество.
- Ваш возраст еще называют переходным. Это действительно переход из детства к взрослой жизни, и у каждого он очень труден, как любое изменение, любое новое состояние.
4.Задания проблемной ситуации.
- Как вы считаете, имеет ли значение время, в которое живет человек?
- Отличаются ли дети, жившие 50-60 лет назад от сегодняшних? Есть ли между ними общее?
- Что же изменилось? Стали люди умнее, добрее, сильнее, образованнее, красивее?
- Литература позволяет нам не только совершать подобные путешествия в пространстве и во времени, но и перевоплощаться в героев книг, ставить себя на их место, примерять на себя их жизнь.
- Понятно, что героем литературного произведения может стать человек любого возраста. Нас интересует сейчас герой - ваш ровесник. Подростковый возраст - пожалуй, самый ответственный в жизни человека: он во многом определяет, как и зачем будет жить человек дальше, каким он будет взрослым.
- Сегодня мы будем говорить с вами о писателе, который в памяти читателей всегда остается молодым, потому что его герои, юные, отважные мальчишки и девчонки со своими жизненными проблемами, убеждениями, верой, искренностью. Мы будем говорить о произведении Аркадия Петровича Гайдара. Призентацию о биографии автора нам приготовила Осипенкова Виолетта. Давайте её внимательно послушаем.
5.Работа с выставкой отобранных и прочитанных детьми книг.
-Ребята, сегодня вы помогли организовать выставку книг произведений А.Гайдара.
- А какие произведения А.Гайдара вы читали? (обращение к выставке).
1)Представление книги ребёнком: правильное называние (автор, название);
2)Систематизация книг на выставке по содержательным признакам (повести, рассказ).
Обмен читательским опытом.
- Я вам предлагаю более подробно остановиться на произведении «Тимур и его команда».
- Можете ли вы найти сходство вашей жизни и жизни героев?
- Повесть «Тимур и его команда»- уникальная книга, в мировой литературе трудно найти произведение, которое бы дало начало массовому детскому движению, каким стали тимуровские команды. Литературный герой шагнул в жизнь. Миллионы мальчишек стали подражать Тимуру, миллионы девочек – Жене. С сентября 1940 года повесть начала печататься в газете «Пионерская правда» и сразу же приобрела огромную популярность, а главный герой повести Тимур стал образцом для подражания многих мальчишек и девчонок.
-Ребята, а каких ещё действующих лиц повести А.Гайдара «Тимур и его команда вы знаете?» (Ответы: Тимур, Женя, Ольга, Нюрка, Квакин, Ладыгин, рита, коза, молочница, Гейка, Алёшка, Коля, Фигура, Симаков).
- Как вы думаете, кто главный герой произведения? (Тимур) Почему?
- Почему Тимур решил помогать семьям военных, как вы думаете?
- Ребята с радостью выполняли поручения? Почему? Приведите примеры из текста (Выразительное чтение 1-2 отрывков).
- Чем отличается Тимур от всех остальных? (рассказ ученика о Тимуре)
- Как вы думаете, легко ли быть участником добрых дел друзей Тимура?
Члены команды - такие же дети, как и они, для которых помощь нуждающимся – важный элемент жизни, это их служение Родине. А дела Тимура и его команды благородны и достойны подражания).
- Как сами герои относятся к своим заданиям? (Инсценировка отрывка повести).
- А вы бы согласились быть членами команды Тимура? Почему?
-А теперь давайте рассмотрим иллюстрации которые вы нарисовали к произведениям А.Гайдара.
- Какие иллюстрации вам нравятся и почему?
- Совпадают ли ваши представления о героях с изображенным на рисунках? (пересказ учеником эпизода который изображён на рисунке).
-Ребята, у меня для вас осталось одно интересное задание «Викторина по произведения» (вопросы с вариантами ответов на слайдах).
Вопросы викторины:
Найдите правильный вариант ответа
1. Кто из тимуровцев вручил ультиматум Квакину и его шайке?
А) Симка Симаков и Коля Колокольчиков;
Б) Женя и Таня;
В) Гайка и Коля Колокольчиков.
2. Кем был полковник Александров?
А) командиром;
Б) артистом;
В) доктором.
3. Кто отвёз Женю в Москву на встречу с отцом?
А) Гейка;
Б) Квакин;
В) Тимур.
4. Гейка и Коля Колокольчиков вручили что?
А) письмо;
Б) ультиматум;
В) телеграмму.
5. Кто закрыл Фигуру в часовне?
А) хулиганы;
Б) Нюрка;
В) тимуровцы.
6. Кем был Тимур Георгию Гараеву?
А) братом;
Б) племянником;
В) сыном.
7. Как называли отряд детей из повести А.Гайдара «Тимур и его команда»?
А) тимуровцы;
Б) гагаринцы.
7.Заключительное слово.
- Ребята, чем вам понравилась повесть Аркадия Петровича Гайдара "Тимур и его команда"?
- Какие слова сказала Оля Тимуру в конце повести?
"Будь спокоен! Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же".(на слайде)
Герой книги Тимур придумал чудесную форму помощи нашей армии. Он со сверстниками окружал большой заботой тех кого должны были оставить отцы и братья ушедшие в армию. Смелый, отзывчивый, решительный, благородный в побуждениях, неугомонный и хитроумный в достижении задуманного, обаятельный мальчуган. Тимур стал образцом, по которому хотели равняться, которому решили подражать миллионы ребят, как только познакомились с повестью "Тимур и его команда". Мне очень хочется ребята, чтобы вы росли такими же добрыми и отзывчивыми как Тимур и его друзья.
Вскоре после выхода повести "Тимур и его команда" появилось новое слово тимуровцы. Оно осталось в языке нашего народа и хранится как пример чудесного выражения любви к Родине и деятельной заботе о ней молодых патриотов.
8.Домашнее задание (по выбору учащегося)
Вспомните произведения, в которых героями являются подростки. Составьте небольшую викторину по этим произведениям.
Или
Напишите сочинение-эссе на тему: «Чему учат нас произведения А.П.Гайдара».