ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ИСКУССТВ
МУЗЫКАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ
Всероссийская Олимпиада для учащихся ДМШ и ДШИ, обучающихся по программе 5-летнего и 7-летнего курсов
2017 – 2018
Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие во Всероссийской Олимпиаде
по сольфеджио.
Воспитание профессионального музыкального слуха музыканта является ключевой задачей сольфеджио. В начале третьего тысячелетия в развитии сольфеджио наблюдается новый этап. Для него характерно введение инновационных технологий, использование разнообразных обучающих пособий, интересных авторских методик. Всё это делает современный процесс обучения ребёнка в школе интересным и увлекательным, активизирует его музыкальную деятельность, побуждает к творчеству.
Особая востребованность программ раннего музыкального развития свидетельствует о нарастающем с каждым годом интересе к данной дисциплине, поскольку уже на начальном этапе пробуждает у ребёнка интерес к музыке, формирует способность анализировать, закладывает основы музыкального вкуса. Сделать этот интерес устойчивым на протяжении всего курса сольфеджио – одна из главных задач преподавателя. Олимпиада по сольфеджио даёт учащимся возможность проявить свои умения и навыки в области музыкально-теоретических дисциплин. А процесс подготовки к ней способствует развитию мышления, выводит на новый уровень постижения языка музыки, даёт возможность свободного артистического самовыражения юному исполнителю. Разрабатывая требования, мы стремились привлечь к участию в Олимпиаде не только учеников старших классов, но и младших школьников. Пробудить интерес к данному музыкальному соревнованию – одна их существенных целевых установок нашей Олимпиады. Для нас очень важно создать доброжелательную атмосферу, которая позволит учащемуся максимально раскрыть свои возможности в данной области знаний и проявить творческую фантазию!
Методист секции «Сольфеджио» Учебно-Методического Комитета
Общероссийской федерации искусств, кандидат искусствоведения,
преподаватель ДМШ им.А.Петрова
Пинтверене Наталья Витальевна
тел: 8-952-667-0-776, 8-(812)-747-33-50
e-mail: natvit369@yandex.ru
Примерные требования
(7-летний и 5-летний сроки обучения)
Класс (7- летняя программа), 2 класс (5-летняя программа)
1. Записать нотами и римскими цифрами ступени в данной тональности за 5-6 проигрываний (8 тактов по две ступени в каждом такте), устойчивые ступени не закрашиваются, неустойчивые закрашиваются.
2. Записать одноголосный диктант за 8-10 проигрываний. Примерная трудность:
3. Определить на слух и записать принятыми обозначениями интервалы вне тональности. Каждый интервал исполняется два раза, в гармоническом и мелодическом видах (6-10 интервалов).
4. Определить данные аккорды в тональности и подписать название принятыми обозначениями. Используются главные трезвучия и обращения (5-6 аккордов).
5. Сочинить ритм к данному стихотворению.
6. Сочинить секвенцию, используя данный мотив.
В 1, 2, 4,6 заданиях используются мажорные и минорные тональности до 3-х ключевых знаков.
класс (7-летняя программа), 3 класс (5-летняя программа)
1. Записать нотами и римскими цифрами ступени в данной тональности за 5-6 проигрываний (8 тактов по две ступени в каждом такте), устойчивые ступени не закрашиваются, неустойчивые закрашиваются.
2. Записать одноголосный диктант за 8-10 проигрываний. Примерная трудность:
3. Ритмический диктант (период, 8 тактов, размеры: 2/4,3/4,4/4, 3/8). Записать ритм данной мелодии, используя предложенные ритмические варианты двутактов за 3-4 проигрывания.
4. Записать принятыми обозначениями аккорды и интервалы вне тональности (3-4 аккорда и 3-4 интервала). Каждый аккорд (или интервал) исполняется два раза, в гармоническом и мелодическом видах. Используются мажорные и минорные трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды.
5. Построить гармоническую последовательность (4 такта, по два аккорда в каждом такте). Указать ступени, на которых они построены. Используются трезвучия главных ступеней и обращения.
6. Сочинить ритмический аккомпанемент к данной мелодии (период, 8 тактов, полька, вальс, мазурка).
В 1,2, 5 заданиях используются мажорные и минорные тональности до 4-х ключевых знаков
5 класс (7 – летняя программа), 4 класс (5-летняя программа)
1. Записать одноголосный диктант за 8 проигрываний. Примерная трудность:
2. Записать последовательность интервалов за 4 проигрывания (4 такта по два интервала в каждом такте). Подписать названия, указать ступени, на которых они построены. Используются ув.4 и ум.5 в мажоре и миноре. Устойчивые ступени не закрашиваются, неустойчивые закрашиваются.
3. Вписать недостающие аккорды в данную гармоническую последовательность за 3-4 проигрывания (четыре такта по два аккорда в каждом такте). Подписать названия и ступени, на которых они построены. Используются главные трезвучия и обращения, доминантсептаккорд.
4. Ритмический диктант (период, 8 тактов, размеры 2/4, 3/4,4/4, 3/8, 6/8). Записать ритм данной мелодии, используя предложенные ритмические варианты двутактов за 3-4 проигрывания.
5. Записать от звука смешанную последовательность за 4-5 проигрываний (интервалы-аккорды) вверх и вниз (так называемая запись «челноком») Подписать названия принятыми обозначениями. Общее количество интервалов и аккордов от 6 до 8. Исходный звук последовательности называется в начале записи. Используются все интервалы, мажорные и минорные трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды, доминантсептаккорд.
6. Записать звукоряд пентатоники (мажорной и минорной) вверх от данного звука. Сочинить мелодию в одном из данных пятиступенных ладов.
В 1, 2, 3 заданиях используются мажорные и минорные тональности до 5-х ключевых знаков