Существующие типологии государств в теории по различным критериям.




Рассмотрим различные критерии типологии государств. Разберемся с типологией государств с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного. Формационный подход исходит из того, что все государства развиваются по определённому сценарию, и в итоге все придут к одной форме общественно-политического устройства. Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. К.Маркс (рис.1) считал, что основа классификации - это производственно- экономические отношения, всё остальные факторы- надстройка, а тип производственных отношений еще при этом формирует тип государства. Исторический тип государства - это государство определённой общественно-экономической формации. Марксистская типология рассматривает четыре типа экономического базиса, которым соответствуют четыре типа государства[1]:. -первобытно-общинное общество (отсутствие классов и отсутствие собственности на средства производства);.. -рабовладельческое государство (эксплуатируемые-рабы, эксплуататоры-рабовладельцы, которые охраняют свою собственность и свои права, являющихся орудием их классового превосходства);. -феодальное государство(феодал с собственностью на землю-эксплуататор, эксплуатируемый – зависимый безземельный крестьянин);. -буржуазное государство (эксплуататорский класс-буржуазия, эксплуатируемый- пролетариат).. Смена одного исторического типа другим – процесс объективный, с естественно историческим развитием, реализующийся в результате революций. Изменения в социально – экономических формациях и смена типов государств должны происходить синхронно. К.Маркс считал, что каждый последующий тип государства должен быть более прогрессивным, чем предыдущий. Логическим завершением смены одного исторического типа государства другим должна была стать такая общественно-экономическая формация, как коммунистическое общество, в котором будет превалировать социальная справедливость, обобществление собственности и прекращение товаро-денежных отношений. Но время показало, что данная типология не безупречна, она страдает схематизмом, однолинейностью и утопичностью.Однако, взаимоотношения буржуазии и пролетариата, разумное содействие этих двух классов, балансирование на грани конфликта и возможность мирного урегулирования споров между работником и работодателем также нашло отражение в трудах К.Маркса по типологии государств.

Цивилизационный подход, в отличие от формационного, или универсализма, утверждает, что государства развиваются по-разному, только им свойственному пути развития. Основным критерием здесь выступает культурный фактор: религия, миропонимание, мировоззрение, историческое развитие, особенности ландшафта и географического местоположения, обычаи, легенды и прочее.

Арнольд Дж.Тойнби (рис.2) дал следующее определение: Цивилизация - это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. Социально-экономические условия функционирования общества, этнос и религия, а также уровень политической, экономической, духовной и социальной свободы личности входят в социокультурную систему, называемую цивилизацией. Всемирная история- это «мозаичное панно» из различных суверенных культур цивилизаций, расположенных параллельно во времени и сосуществующих рядом.

Изначально А.Дж.Тойнби выделил около 100 состоявшихся цивилизаций, но затем сократил этот список до двадцати одной, а затем до тринадцати, а чуть позже- до пяти цивилизаций. Найдя некую общность в их развитии, ученый выделил следующие этапы:

-I этап - локальные цивилизации (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и другие.) А.Дж.Тойнби разработал концепцию круговорота локальных цивилизаций. По его мнению, локальная цивилизация- это устойчивое единство людей в отдельных регионах и базирующееся на общих духовных ценностях и традициях, включая государство.

-II этап - особенные цивилизации с соответствующими типами государств.(индийская, китайская, западно-христианская, восточно-христианские -две православные (византийская и русская), исламская (арабская)). Остальные цивилизации были отнесены к цивилизациям-спутникам, то есть родившихся, но не развившихся цивилизаций (например, скандинавская).

-III этап -современная цивилизация с её государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

В развитии каждой цивилизации А.Дж.Тойнби выделил четыре базовых цикла развития[2]:... 1) возникновение- общество находится в постоянном движении, развитии, что приводит культуру к становлению цивилизации. Общество в своем стремлении создать блага в агрессивной окружающей среде провоцирует творческое меньшинство к рождению цивилизации.

2) рост - это процесс самовыражения цивилизации и определения ее ценностей. Например, античная цивилизация была сконцентрирована на эстетических ценностях, индийская цивилизация делает акцент на религиозные ценности, а западно-христианская - на научно-механические ценности... 3) надлом и разложение цивилизации. Некоторые цивилизации являются мертворожденными, некоторые уже прекратили свое существование, некоторые остаются под угрозой ассимиляции с западной цивилизацией. Разложение или смерть цивилизации начинается на стадии надлома. Надлом характеризуется тремя моментами:. · недостатком созидательной силы у творческого меньшинства;. · отказ большинства от подражания меньшинству;. · утрата обществом социального единства. Наример: Римская империя в I в н.э. переживает кризис цивилизации. Создается новый духовный стержень - христианство,которое станет основой для новой цивилизации;. 4) гибель и упадок цивилизации; старая цивилизация уступает место другой. После надлома происходит гибель цивилизации, а между надломом и гибелью проходят столетия, а иногда тысячелетия. Например, Египетская цивилизация (надлом в XVI в. до н.э., а гибель в V в. н.э.).

А.Дж.Тойнби утверждал, что все народы проходили идентичные циклы или этапы развития цивилизации, где движущей силой была творческая элита, которая имеет творческий потенциал и ведет за собой пассивную массу. Цивилизации погибают не вследствие убийства, а вследствие самоубийства. Ярким примером может послужить цивилизация Майя, которая в своем расцвете была довольно высокоразвитой, но религиозный фанатизм, отрицание творчества, нежелание большинства следовать за творческой элитой погубило эту легендарную цивилизацию.

Сторонником Арнольда Тойнби был Самюэль Хантингтон, (рис.3) который рассматривал цивилизацию как культурную целостность. Он разработал теорию "столкновения цивилизаций", согласно которой существует 8 цивилизаций, состоящих из нескольких государств и существующих на протяжении тысячелетий[3]. Этими цивилизациями являются:

· Западная цивилизация

· Исламская цивилизация

· Индуистская цивилизация

· Синская (китайская) цивилизация

· Японская цивилизация

· Латиноамериканская цивилизация

· Православная цивилизация

· Африканская цивилизация

С. Хантингтон настаивал, что по мере усиления контактов между этими цивилизациями будут нарастать и культурные конфликты. В 1996 году историко-философский трактат С.Хантингтона был посвящён миру после холодной войны. Американский политолог утверждал, что будущие войны будут вестись не между странами, а между культурами, и что исламский экстремизм станет самой большой угрозой миру во всем мире. Ранее мировая история была связана с борьбой между монархами, нациями и идеологиями, например, в западной цивилизации. Но после окончания «холодной войны» мировая политика перешла в новую фазу, в которой незападные цивилизации больше не являются донорами западной цивилизации. Сейчас это важные субъекты, которые присоединяются к Западу для формирования и перемещения мировой истории, передела сфер влияний.

В данной главе я рассмотрел существующие типологии государств. Эти три теории являются самыми распространенными, а теория С. Хантингтона- предмет спора политологов мира и по сей день. Мной приведен довольно краткий обзор этих теорий, но и он позволяет составить свое мнение о бытовавших ранее концепциях и о сегодняшних конфликтах между государствами и культурами.

 

 


[1] ru.wikipedia.org Типы государства — Википедия

[2]

studopedia.su Концепция цивилизации Арнольда ДжозефаТойнби

[3] studopedia.ru Теория «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: