Ученический проект
«Как вырастить рассаду цветов»
Автор проекта:Зайцева Елизавета ученица 7 класса
Руководитель: Майорова Татьяна Николаевна
Учитель биологии
Павловск 2018г
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий.
Тема проекта: «Как вырастить рассаду цветов».
Учебный предмет: биология
Участники: учащиеся 5-9 классов
Выполнение проекта будет проводиться в форме коллективной трудовой деятельности классов, педагогов, волонтеров.
Продолжительность: краткосрочный
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения в рамках проекта:
Необходимость благоустройства пришкольного участка является бесспорной. Как вырастить хорошую и здоровую рассаду для клумб с наименьшими финансовыми затратами? Организованная посильная работа учащихся с педагогами позволит освоить элементы проектной деятельности, формировать жизненные и социально значимые компетенции. В ходе проекта учащиеся ищут пути решения проблемы выращивания рассады цветов для озеленения территории школы. Участие в проекте исключительно на добровольной основе.
Актуальность проекта для учащихся:
Желание участвовать в акции «Доброе дело», совместно с одноклассниками украсить школьный двор цветами, чтобы на 1 сентября прийти в школу и порадоваться результатам своего труда.Цветочные клумбы придадут новый вид школьному двору и предоставят неограниченную возможность для дальнейшего творчества.
Целью проекта является выращивание качественной цветочной рассады.
Задачи проекта:
- Формировать навык поиска информации (самостоятельно, совместно с взрослыми);
- Развивать навыки проектной деятельности: самостоятельность, умение планировать, анализировать, сравнивать, делать выводы, применять знания на практике;
- Развивать коммуникативные навыки при работе в классе, в группе;
- Организовать социально значимую деятельность учащихся, волонтеров и педагогов как «доброе дело» для школы;
- Эстетическое и нравственное воспитание.
Для обучающихся проектная задача состоит в следующем:
Освоить процесс выращивания рассады цветочно-декоративных культур
Для этого:
- Выбрать из многообразия цветочно-декоративных культур сорта цветов, устойчивых к нашим климатическим условиям;
- Рассчитать необходимое количество семян и приобрести их;
- Заготовить почву для рассады;
- Приготовить ящики для посева рассады, полиэтиленовую пленку, пульверизаторы;
- Провести посев семян;
- Соблюдать технологию выращивания рассады (полив, пикирование, поддержание светового и температурного режима, подкормка);
- Регулярно обсуждать результаты выращивания рассады с целью уточнения задач и исправления ошибок.
- Провести фенологические наблюдения за ростом и развитием рассады, оформить их в письменном виде;
- Подготовить презентацию проекта.
Предполагаемый результат:
- Научимся самостоятельно находить информацию (об однолетних цветочных культурах, устойчивых к нашим условиям местности) в печатных изданиях, интернете;
- обращаться к опыту взрослых, занимающихся цветоводством;
- планировать работу по выращиванию садовых цветов с соблюдением технологии выращивания.
Межпредметные связи:
Естествознание – используется знание о разнообразии растений для цветоводства, об условиях содержания и инвентаре для ухода за комнатными растениями; умения и навыки работы по уходу за комнатными цветами;
трудовое обучение – используется умение организовывать свое рабочее место, изготавливать несложный инвентарь для ухода за растениями (палочки для рыхления почвы, колышки для подвязывания стеблей растений);
русский язык и развитие речи – используется умение работать с печатной информацией, кратко записывать главное, составлять краткие пересказы прочитанного материала;
математика – используется умение решать задачи экономического содержания;
рисование – используется умение делать зарисовки цветными карандашами
Для реализации своего проекта мы использовали следующие методы: • Изучение литературы, где освящается данная тематика; • Использование сети Интернет; • Составление плана работы по оформлению школьного цветника; • Фотографирование.
Реализация проекта:
Подготовительный этап
- выбор названия проекта, формулирование целей проекта (через проблемную ситуацию и анкетирование);
-определение количества участников проекта, формирование групп;
-выяснение начальной подготовки учащихся в области проекта;
Основной этап
- сбор научной информации о видах цветочных растений, которые сажают в нашем посёлке на клумбах. Составление ведомости цветочных растений клумб посёлка;
- беседы, интервью со специалистами о правилах посадки и ухода за рассадой;
-определение видов цветов для посева на рассаду;
-подготовка необходимого оборудования к посеву семян;
-посев семян;
-наблюдение за ростом и развитием растений;
-уход за рассадой;
Заключительный этап
-оформление папки-отчета о проекте;
-представление итогов работы - передача рассады старшеклассникам.
-подведение итогов обучения (общее оценивание работы учеников, самооценка деятельности учащегося в проекте, рефлексия, анкетирование родителей,)
Ожидаемые результаты:
Краткосрочные результаты:
Учащиеся познакомятся с основами цветоводства, овладеют агротехническими приёмами выращивания растений.
Сумеют проводить простейшие эксперименты- наблюдения за ростом и развитием растений
Выразят свои творческие способности при составлении эскизов клумб;
Долгосрочные результаты:
1. Повышение социальной активности учащихся и родителей.
2. Повышение уровня общей культуры.
3. Формирование экологического сознания и ответственности у школьников и родителей.
4. У участников проекта формируются навыки коллективной работы, навыки исследовательской деятельности.
5. Улучшение экологического состояния пришкольной территории.
6. Формирование личностных качеств учащихся: целеустремлённости, трудолюбия.
7. Повышение мотивации и самооценки учащихся, формирование умения делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности.
Использование результатов:
Рассада, выращенная участниками проекта, будет использована при озеленении территории школы учащимися старших классов.
№ | Этапы проекта | Действия | Ответственные за выполнение | сроки |
1. | Подгото-вительный | Стартовое занятие «Цветы для клумбы»
| Учитель, учащиеся, волонтеры | 01.02-10.03 |
2. | Основной Работа с разными источниками информации | 1.Сбор и изучение литературы по растениям для клумбы и выращиванию рассады;
| Учащиеся, библиотекарь, учитель биологии | 01.02-10.03 |
Опрос (анкетирование родителей и работников школы) о растениях, которые хорошо адаптируются к местным климатическим условиям. • Составление вопросов, что бы мы хотели узнать у взрослых; • Проведение анкетирования; • Изучение информации на пакетиках с семенами, сопоставление информации с нашими климатическими условиями; • Анализ ответов, оформление общей таблицы и подбор семян для рассады, установление сроков посева. | учащиеся | 01.02-10.03. | ||
Практическая работа № 1 | Влияние света на формирование рассады 1) посев семян астр, бархатцев, цинний в отдельные лоточки (у каждой группы одно наименование); оформление этикеток для лотков, с указанием эксперимента и даты; 2) лотки поставили на подоконник в кабинете 3) ведение журнала наблюдений по следующим показателям: • Дата посадки и дата всходов; • Цвет первых листочков; • Толщина и высота стебля; 4) подготовка доклада и оформление сводной таблицы по всем группам. | Учитель, учащиеся | 10.03-24.05 | |
Практическая работа № 2 | Влияние поливочного и температурного режима: тёплая и холодная вода, скудный полив и достаточный полив 1) Оформление этикеток для горшочков для эксперимента, с указанием эксперимента и даты; 2) посев семян; 3) наблюдение за всхожестью, внешним видом рассады; 4) запись наблюдений в журнал; 5) подготовка доклада и оформление сводной таблицы | Учитель, учащиеся | 10.03-24.05 | |
Практическая работа № 3 | Влияние состава почвы на рассаду: 1) оформление этикеток для лотков под рассаду с указанием эксперимента и даты; 2) посев семян; 3) наблюдение за всхожестью, внешним видом рассады; 4) запись наблюдений в журнал; 5) подготовка доклада и оформление сводной таблицы; | Учитель, учащиеся | 10.03-24.05 | |
Практическая работа № 4 | Временной фактор: 1) оформление этикеток для лотков под рассаду с указанием эксперимента и даты; 2) посев семян; 3) наблюдение за всхожестью, внешним видом рассады; 4) запись наблюдений в журнал; 5) подготовка доклада и оформлениесводной таблицы по всем группам рассады; | Учитель, учащиеся | 10.03-24.05 | |
Заключительный. Представление результатов | 1.оформление презентаций; 2.представление презентаций 3.уход за рассадой | учитель, учащиеся, волонтеры | 21.03-24.05 | |
Оценка результатов работы | 1.Подведение итогов. Анализ проекта. 2.Планы на будущее. 3.Оформление клумб на пришкольном участке, высадка рассады | учитель, учащиеся, волонтеры | 25.05- начало июня |
Самооценка проекта.
- Достигнут конечный результат. Мы освоили первые простейшие навыки в искусстве выращивания цветов
- Создана дружная активная команда участников проекта готовая продолжать осуществлять новые идеи по созданию клумбы.
- Результат нашего проекта может быть использован другим коллективом.
- Мы получили удовольствие от самой работы.
В результате работы над проектом мы научились:
- выполнять коллективное общее дело, и решать возникающие проблемы
- правильно сеять семена и выращивать рассаду растений
- проводить простейшие эксперименты, наблюдать за ростом и развитием растений;
- фантазировать в составлении моделей эскизов клумб;
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Многолетней практикой установлен видовой состав цветочных культур на клумбах пришкольного участка. Есть свои традиционные культуры: петунии, астры, однолетние георгины и флоксы, цинии, сальвии, агератумы, шафраны, бархатцы и другие растения.
Астры
Астра китайская. Однолетнее травянистое растение. Стебли высотой 20 -90 см, соцветия – корзинка, состоящая из трубчатых и язычковых цветков самой разнообразной окраски. Название цветка астра переводится как "звезда". Легенды приписывают астре родство со звёздами: выросшие из упавшей с неба звездной пыли, астры ночью перешёптываются с небесными сёстрами. Цветок имеет богатую цветовую окраску: белую, розовую, красную, бордовую, синюю, желтую или фиолетовую. Астра - "королева осеннего цветника". Она радует нас своим цветением до самого снега.
Астры лучше выращивать рассадным методом – это ускоряет и удлиняет их цветение. Для получения рассады астры высевают в комнате в конце марта в ящик с огородной землей. Сверху засыпают тонким слоем земли (1 см), осторожно поливают и накрывают пленкой или стеклом. У семян астры плотная оболочка, но прорастают они быстро – на 3-5 день после посева при температуре воздуха 18-20 градусов. Лучше всего брать семена урожая прошлого года.
Сеянцы умеренно поливают, а с появлением двух настоящих листочков пикируют (рассаживают) в ящик с высотой 8 см и с расстоянием между растениями 3 см. При пикировке корешки астр подрезают. В дальнейшем – умеренный полив и рыхление. При первой возможности надо выносить молодые растения на свежий воздух.
Ко времени посадки рассада должна иметь прочный стебель высотой 6-10 см и 5-7 крупных зеленых листьев. Время высадки в цветник – с начала мая. Астры не боятся легких морозов, хорошо переносят пересадку и быстро приживаются. Расстояние между растениями при посадке: высокие сорта – 40 см, средние – 30, низкие – 15см.
Циннии
Название цветка произошло от имени немецкого ботаника Готфрида Цинна, жившего в XVIII веке, автора первого научного описания этого растения.Цветок цинния (цинния) - растение семейства астровые, произрастающее в Центральной Америке, Мексике. Преимущественно это клумбовое растение. Цинния очень теплолюбива, любит яркий свет и пространство вокруг себя. Циннии бывают всех цветов за исключением синего.Карликовые циннии могут быть всего 25 см в высоту, гигантские достигают 120 см. Циннии когда-то называли «молодость и старость» из-за их способности давать новые цветки, в то время как старые еще остаются свежими.
Петуния.
В наших садах и парках растет петуния гибридная, или садовая. Первый сорт появился еще в 1839 году. В 1855 году уже были созданы первые махровые сорта петунии, а в 1881 году появились и крупноцветковые. В шестидесятых годах прошлого века в результате клеточной гибридизации были выведены ампельные петунии.
По размеру цветка петунии делят на две большие группы:
крупноцветковые, с диаметром цветка от 7 до 13 см; многоцветковые — с цветками от 5 до 8 см.
Однолетние флоксы.
Однолетние флоксы бывают персиковых, шоколадных, бежевых расцветок, цвета взбитых сливок и кофейных оттенков, в то время как у многолетников преобладает розовая или малиновая гамма. Эти цветы привлекают внимание необычным строением цветка, похожего на снежинку. У многолетних флоксов такого строения нет.
Растение представляет собой небольшие однолетние кустарники, довольно ветвистые и пышные. Высота каждого куста может достигать 10-50-ти сантиметров – в зависимости от конкретного сорта.
Ухаживать за рассадой несложно, важно запомнить основные правила и этапы ухода:
· рассада должна располагаться в максимально светлом месте, чтобы растения не вытягивались в высоту и не теряли своей оригинальности и привлекательности;
· оптимальная комнатная температура для росточков – 18-21 градус тепла;
· по мере подсыхания почвы рассаду нужно обязательно поливать, не допуская сильного пересыхания;
· органикой и комплексными удобрениями подкармливают рассаду еженедельно.
Высаживать в грунт растения нужно в середине-конце мая. Так как через 45-60 дней после высадки семян рассада начинает цвести, к моменту пересадки в почву у растений уже должны быть бутончики и даже первые цветы.
Однолетние георгины
Есть красивая легенда о появлении цветка на месте погасшего очага – красочный георгин заменял людям огонь и напоминал языки пламени. Действительно, эти цветы очень яркие, крупные, есть масса разновидностей и сортов однолетников, среди которых легко выбрать украшение для сада или клумбы.
Эти цветы отличаются по нескольким признакам: по высоте куста – высокорослые, средние и карликовые.
По типу бутона (размер, форма, цвет, особенности лепестков) и цвету листьев.
По срокам цветения георгины различают в зависимости от их высоты, как правило, высокорослые сорта зацветают на несколько недель позже низкорослых и карликовых разновидностей.
Сальвия, или Шалфей.
Многолетние декоративно-цветущие, эфиромасличные и лекарственные растения семейства Яснотковые. Представители этого большого рода растений (по современной классификации насчитывается до 700—900 видов и подвидов) распространены во всех частях Старого и Нового Света. У Сальвии характерный четырехгранный стебель и трубчатые двугубые цветки ярко-красного окраса, радующие глаз великолепным цветением с июня месяца до осенних заморозков. В настоящее время селекционерами выведены сорта сальвии высотой 25-80 см (зависит от сорта) с цветками других расцветок: белых, бордовых, розовых. Представители этого большого рода, содержат полезные эфирные масла, многие из них применяются в медицине.
Бархатцы.
Бархатцы – довольно неприхотливые и не требовательные к условиям выращивания растения. Особенно это утверждение справедливо к бархатцам отклоненным, которые прекрасно растут даже вдоль оживленных автомобильных трасс, отлично перенося негативное влияние выхлопных газов, плохое состояние почвы и городской смог. Бархатцы любят заботливое отношение и уход, благодаря своего хозяина обильным ростом и давая обильное и длительное цветение. Существенным достоинством этих замечательных цветов является повышенное сопротивление к различным вредителям и болезням. Фитонциды, содержащиеся в листьях бархатцев, отлично отпугивают вредоносных насекомых.
Бархатцы повсеместно культивируют в качестве декоративных растений, особенно сорта с крупными цветками. Стебли — прямостоячие, разветвленные, образуют компактный или раскидистый куст высотой от 20 до 120 см. Соцветия – корзинки, простые или махровые, желтые, оранжевые или коричневые. Цветут обильно с июня до заморозков. Плод — чёрная или черно-коричневая сильно сплюснутая семянка. Семена сохраняют всхожесть 3-4 года. В 1 г от 280 до 700 семян. Запах растений, напоминающий астровый, специфический.
Агератум
Среднерослые растения с пушистыми голубыми облачками соцветий, прекрасно выглядят в открытом грунте и в горшках большого размера. В феврале-марте осуществляют засев семян для рассады под стекло. Без перерыва цветут с весны до осени. Период от всходов до цветения 12-14 недель. Высота кустиков 20-25 см. Диаметр 8 см. После того, как минуют весенние заморозки, предварительно закаленную рассаду можно высаживать в открытый грунт. Для посадок лучше выбирать нейтральные легкие и питательные почвы на солнечной стороне. Между сеянцами оставляют расстояние в 15–20 см, их регулярно обильно поливают, не допуская, однако, чрезмерного увлажнения почвы — растение плохо переносит застой воды.
Алиссум.
Алиссум – это травянистое растение, относящееся к почвопокровным культурам. Может быть как однолетним, так и многолетним. Алиссум (лобулярия или бурачок) отличается большим количеством маленьких цветков разных оттенков (здесь все зависит от сорта). Растение очень популярно среди садоводов, и они часто украшают свои цветники алиссумами, поскольку они обладают пышным цветением и источают приятный медовый аромат. А еще алиссумы цветут достаточно долго и не особо привередливы в плане ухода. В статье вы также увидите фото образцов этих цветов.
Мирабилис (ялапа, ночная красавица)
Мирабилис – однолетнее растение с красивыми трубчатыми цветами. Оно происходит из теплых горных регионов Северной и Центральной Америк. Иногда мирабилис называют «мирабиллиса» или «ночная красавица». Дело в том, что почти весь день яркие цветы остаются закрытыми, а вечером распускаются, распространяя вокруг сильный приятный аромат. Днем же мирабилис украшает сад раскидистым кустом ярко-зеленой поросли. Семена сеют в марте, распределяя крупные семечки поодиночке в одноразовых горшочках или глубоком ящике. Так как корневище стержневое, емкость должна быть глубокой. Всходы появятся через 2-3 недели. Рассаду в отдельных горшочках можно не пикировать. В мае, в теплые солнечные дни, её выносят на улицу для закаливания. Когда же пройдут весенние заморозки, растения высаживают в открытый грунт.
Вербена
Вербена – многолетнее сильноветвящееся растение, принадлежащее семейству Вербеновых. Родом цветок из Южной Америки. В открытом грунте чаще выращивается как однолетнее растение. Выжить зимой вербена может лишь в южных регионах из-за низкого порога сопротивления затяжным морозам. В зависимости от вида высота куста вербены колеблется от 20 см до метра и выше. Стебли имеют выпрямленный или стелющийся вид, а также могут быть безлиственными и с опущенными гранями. Листья вербены мохнатые, овальной или округлой формы с зазубринами, светло-зеленого цвета. Корневая система компактная. Мелкие цветки собраны в сложные зонтики соцветий. Сорта вербены имеют всевозможные расцветки: белые, розовые, сиреневые, фиолетовые, иногда с белым глазком.Зацветает вербена в июне и радует цветением до поздней осени. Одновременно на кусте могут распуститься до 30 соцветий. Переносит заморозки до -3ºС.
Черенкование обычно проводится в весеннее время. Для черенков используют верхние побеги. Их срезают осторожно, оставляя черенок с четырьмя парами листиков. Нижняя часть черенка очищается от листвы и заглубляется в почву. Почва, которая будет способствовать быстрому укоренению черенка, должна состоять из торфа и песка. До полного формирования корневой системы черенки лучше оставлять накрытыми прозрачной пленкой.